Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 октября 2020 г. N Ф02-4844/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А69-2815/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от Министерства природных ресурсов Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва Серёдкин М.В., представитель по доверенности от 29.04.2020 N 13, диплом от 21.03.2002 N К516; Баазаккай А.А., представитель по доверенности от 30.01.2020 N 2, диплом N 15386 от 14.02.2013, свидетельство о заключении брака от 24.09.2013 N514213;
от ответчика - индивидуального предпринимателя Филиппова Романа Алексеевича: Нилов И.Л., представитель по доверенности от 16.08.2018 серии 17 АА 0197986, удостоверение адвоката от 08.02.2010 N 283;
индивидуальный предприниматель Филиппов Роман Алексеевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Романа Алексеевича
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 12 февраля 2020 года по делу N А69-2815/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва (далее - истец, комитет, Госкомлес Республики Тыва) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к индивидуальному предпринимателю Филиппову Роману Алексеевичу (далее -заявитель, апеллянт, ответчик, предприниматель Филиппов Р.А.) о расторжении договора аренды лесного участка от 30.09.2010 N 49, расположенного в Республике Тыва, Тоджинский кожуун, ГУ "Тоджинское лесничество", Чазыларское участковое лесничество, неустроенная часть р. Чойна-Холь, номер государственного учета в лесном реестре 58-2010-06.
Определением от 14.05.2019 арбитражным судом на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца - Госкомлеса Республики Тыва на правопреемника - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва (далее - министерство).
Определением суда от 24.06.2019 частично удовлетворено заявление министерства о принятии обеспечительных мер в виде запрета предпринимателю Филиппову Р.А. осуществлять на лесном участке, расположенном в Республике Тыва, Тоджинский кожуун, ГУ "Тоджинское лесничество", Чазыларское участковое лесничество, неустроенная часть р. Чойна-Холь, номер государственного учета в лесном реестре 58-2010-06 мероприятия по организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивной деятельности до вступления в силу решения суда по делу N А69-2815/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12.02.2020 по делу N А69-2815/2018 исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва к предпринимателю Филиппову Р.А. удовлетворено. Договор аренды лесного участка от 30.09.2010 N 49 расторгнут. С предпринимателя Филиппова Р.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.
Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.02.2020 с предпринимателя Филиппова Р.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом (решением от 12.02.2020), заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- истцом в адрес ответчика не направлено уведомление о необходимости исполнения обязательства в разумный срок,
- истец необоснованно сослался на нарушение положений проекта освоения лесов, утвержденного приказом Госкомлеса Республики Тыва от 29.03.2014 N 84, поскольку он не действует с 01.01.2019,
- ответчик неоднократно уведомлял истца об имеющихся препятствиях в использовании лесного участка.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 25.03.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 26.03.2020 12:55:08 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определениями от 28.04.2020, 28.05.2020 судебные заседания по рассмотрению апелляционной жалобы предпринимателя Филиппова Р.А. откладывались.
В суде апелляционной инстанции ответчик и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители истца возражали против ее удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 30.09.2010 N 49 сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности сроком на 49 лет, площадью 2,0 га являющийся частью лесного фонда, расположенный на территории ГКУ РТ "Тоджинское лесничество", Чазыларское участковое лесничество, Тоджинского района Республики Тыва, неустроенная часть р. Чойна-Холь.
Согласно пункту 1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности сроком на 49 лет.
Согласно пунктам 5, 6 арендная плата по договору составляет 4 525,65 рублей в год; арендатор вносит в бюджет арендную плату не позднее 25 числа отчетного месяца и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 10 "а" договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением N 5 и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно пункту 11 арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора; использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором; вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; в установленном порядке подавать лесную декларацию;
соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, обеспечить наличие средств пожаротушения в количестве согласно приложению N /6 к договору аренды;
осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов. осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 (пункт 11 "о").
В соответствии с пунктом 20 договор аренды может быть расторгнут до истечения срока его действия: по соглашению сторон; в случае отказа арендатора от права аренды лесного участка; в случае прекращения деятельности юридического лица - арендатора; в судебном порядке; в случае невыполнения арендатором обязанностей, предусмотренных в пункте 11 "о" договора аренды.
Согласно пункту 22 договор подлежит расторжению арендодателем в случае нарушения арендатором требований законодательства, в том числе: несоблюдения пункта 10 "а" настоящего договора; несоблюдения требований лесохозяйственного регламента лесничества и проекта освоения лесов; несвоевременного внесения арендной платы согласно срокам по договору аренды; самовольного возведения построек, сооружений на арендованном лесном участке, не предусмотренных проектом освоения лесов; не использования лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов; изъятия участка лесного фонда для государственных нужд.
На основании приказа Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва от 21.05.2018 N 2ВВ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя Филиппова Р.А. проведена проверка по соблюдению обязательных требований и проведению мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
23 мая 2018 года лесными инспекторами в составе: старшего государственного лесного инспектора Республики Тыва - Арчимаева А.В., заместителей старшего государственного лесного инспектора Республики Тыва Саяты О.Б-К. и Куулар А.Б.. осуществлен выезд на лесной участок, арендуемый предпринимателем Филипповым Р.А. по договору аренды лесного участка от 30.09.2010 N 49, расположенный на территории ГКУ РТ "Тоджинское лесничество", Чазыларское участковое лесничество, Тоджинского района Республики Тыва, квартал 2 выдел 1,2,3, и проведен натурный осмотр лесного участка, в результате которого составлен акт осмотра от 23.05.2018 N 2.
По результатам проверки установлено следующее.
В нарушение подпункта "м" пункта 11 договора, приложения N 6 к договору и раздела 5 проекта освоения лесов на участок, площадью 2,0 га, расположенный в ГКУ РТ "Тоджинское лесничество" Чазыларском участковом лесничестве, переданный в аренду для осуществления рекреационной деятельности, утвержденного приказом Госкомлеса РТ от 29 марта 2014 г. N 84 (далее - проект освоения) в части охраны лесов от пожаров, ответчиком не выполнены:
* по разделу 5.2 проекта освоения противопожарное обустройство, в том числе строительство и реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
* по таблице 5.3 проекта освоения "Сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке", противопожарное оборудование, снаряжение и инвентарь предпринимателем недоукомплектованы;
по таблице 5.2 проекта освоения "Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества" предусмотрена разработка и утверждение оперативного плана мероприятий по нераспространению лесных пожаров ежегодно: план не разработан и не утвержден;, инструктаж по обучению работников мерам пожарной безопасности не производился, журнал инструктажа отсутствует; не произведено устройство одного пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, из предусмотренных 2-х пунктов; не создана добровольная пожарная команда из 3 человек, не назначен ответственный на пожароопасный сезон.
Не проведено устройство минерализованных полос по периметру участка в объеме 0,6 км, в связи с чем уход за минерализованными полосами в объеме 0,6 км не осуществлялся.
- по пункту 2 раздела 5.2 проекта освоения не организовано авиационное патрулирование через 1-2 дня, а также дежурство на наблюдательном пункте,
- в нарушение пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, место разведения костра на арендованном лесном участке ответчиком не оборудовано надлежащим образом, а именно площадка, отделенная противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра, в связи с чем возникает угроза возникновения лесного пожара.
Из материалов дела следует, что нарушения, указанные выше, подтверждаются актом осмотра N 2 от 23.05.2018, актом проверки от 05.06.2018 г. N 2-ВВ, фототаблицей осмотра лесного участка от 24.05.2018.
Ответчиком при использовании арендованного лесного участка допущены неоднократные нарушения законодательства, которые подтверждаются постановлениями Госкомлеса РТ о привлечении предпринимателя Филиппова Р.А. к административной ответственности:
от 13 июня 2018 года N 181 по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ за захламление арендованного лесного участка по договору бытовым мусором (постановление вступило в законную силу 26 июня 2018 г.);
от 13 июня 2018 года N 182 по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка;
от 13 июня 2018 года N 183 по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах на арендованном лесном участке (постановление вступило в силу 23.07.2018 г.);
от 12 июля 2018 г. N 249 по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах на арендованном лесном участке в условиях особого противопожарного режима.
На основании акта проверки от 05.06.2018 N 2-ВВ Госкомлес РТ выдал предпринимателю Филиппову Р.А. предписание от 14.06.2018 N 1-ПВ с указанием конкретных мероприятий для устранения выявленных нарушений и сроков выполнения указанных мероприятий.
Письмом от 12.07.2018 предприниматель Филиппов Р.А. обратился в Госкомлес РТ с просьбой о продлении сроков выполнения мероприятий, указанных в предписании до 01.10.2018 в связи с введением особого противопожарного режима.
Определением от 13.07.2018 Госкомлеса РТ срок исполнения предписания об устранении нарушений лесного законодательства N 1 -ПВ от 14.07.2018 продлен до 01.10.2018.
17.09.2018 предприниматель Филиппов Р.А. обратился в Госкомлес РТ с ходатайством о разъяснении порядка выполнения пункта 3 предписания от 14.06.2018 N 1-ПВ о разработке и утверждении плана оперативных мероприятий по нераспространению лесных пожаров, а также о продлении выполнения указанного пункта до февраля 2019 года.
Письмом от 21.09.2018 N 1866 Госкомлес РТ разъяснил предпринимателю Филиппову Р.А., что срок исполнения предписания был продлен до 01.10.2018, следовательно, пункт 3 предписания от 14.06.2018 N 1 -ПВ должен быть выполнен в срок
до 01.10.2018.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет по лесному хозяйству вынес распоряжение от 09.10.2018 N 44-ВВ о проведении внеплановой проверки в отношении предпринимателя Филиппова Р.А. в рамках проверки исполнения предписания от 14.06.2018 N 1-ПВ в срок с 10.10.2018 по 19.10.2018. Указанная проверка не состоялась в установленные сроки в связи с малым уровнем воды при подъеме на лодке по реке Соруг, что подтверждается отчетом начальника отдела Госкомлеса РТ от 16.01.2019.
28 сентября 2018 года предприниматель Филиппов Р.А. обратился в Госкомлес РТ с ходатайством о привлечении к административной ответственности лиц, которые осуществляют засорение арендованного им участка; о внесении изменения в договор аренды лесного участка, исключив обязательство о возведении и содержании вертолетной площадки; о даче письменного разрешения на ликвидацию вертолетной площадки на арендованном лесном участке; о запрете осуществления посадки вертолетов на лесном участке; об обеспечении защиты лесного участка от третьих лиц; о приостановлении выполнения пункта 2 предписания об очистке лесного участка от строительного и бытового мусора до ликвидации вертолетной площадки.
В ответ на ходатайство от 28.09.2018 Госкомлес РТ письмом от 12.12.2018 сообщил предпринимателю Филиппову Р.А., что привлечение лиц к административной ответственности за засорение арендованного лесного участка не представляется возможным, так как не указаны дата, время и лицо, совершившее данное правонарушение; в приостановлении выполнения пункта 2 предписания отказано в связи с тем, что согласно пункту 73 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 233 сроки устранения нарушений, выявленных при проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений, пересмотру и переносу не подлежат.
21 ноября 2018 года предприниматель Филиппов Р.А. обратился в Госкомлес РТ с ходатайством о проведении сверки расчетов по арендной плате; о направлении отчета об устранении нарушений; с просьбой сообщить о результатах обследования лесного участка и объектов предпринимателя, расположенных на арендованном лесном участке.
Письмом от 20.12.2018 Госкомлес РТ сообщил предпринимателю Филиппову Р.А. о наличии задолженности по арендной плате за 2018 год; о не предоставлении отчетов об использовании лесов с 2010 по 2018 годы; о не соответствии лесных деклараций приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17; о не представлении арендатором информации по исполнению предписания от 14.06.2018 N 1-ПВ.
Как следует из письма от 21.01.2019, направленного в адрес министерства Филипповым Р.А., ответчик направил в адрес истца отчеты об использовании лесов, отчеты об охране и защите лесов и отчеты о воспроизводстве лесов за период с 2010 по 2017 годы, а также копии квитанций об оплате за аренду лесного участка
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва направило в адрес предпринимателя Филиппова Р.А письмо от 11.01.2019 N 38/4 с требованием о предоставлении информации об исполнении предписания в срок до 15.01.2019 в связи с тем, что в установленный предписанием срок информация предпринимателем не представлена.
В материалы дела представлен отчет предпринимателя Филиппова Р.А. от 23.01.2019 о выполнении указанных в предписании мероприятий. Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 25.01.2019, направленного в адрес Филиппова Р.А., следует, что к отчету о выполнении предписания не приложены документы, подтверждающие исполнение мероприятий. Письмом от 04.03.2019, направленным в адрес Министерства предпринимателем Филипповым Р.А. подтверждается направление указанных выше документов.
На основании распоряжения министерства от 28.01.2019 N 1-ВВ в отношении предпринимателя Филиппова Р.А. проведена внеплановая выездная проверка по факту исполнения предписания от 14.06.2018 N 1-ПВ.
Актом проверки от 06.02.2019 N 1-ВВ, актом осмотра N 1 от 05.02.2019 и фототаблицей установлен и подтвержден факт невыполнения арендатором пунктов 3, 4 предписания. Ответчиком не построен и не оборудован второй пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, не оборудовано одно место отдыха, не проведено устройство противопожарных минерализованных полос по периметру участка.
Проверка проводилась в отсутствие арендатора, извещенного о времени и месте проверки надлежащим образом, что подтверждается письмом министерства от 29.01.2019, направленным в адрес Филиппова Р.А. по электронной почте.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва вынесено распоряжение от 14.06.2019 N 2-ВВ о проведении внеплановой проверки в отношении предпринимателя Филиппова Р.А. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) с 26.06.2019 по 15.07.2019.
Распоряжением Министерства от 17.07.2019 N 3-ВВ срок проведения проверки продлен с 18.07.2019 по 05.08.2019 на основании служебной записки начальника отдела охраны и защиты леса от 17.07.2019.
Распоряжения о проведении проверки получены ответчиком 18.06.2019, о продлении срока проведения проверки - 22.07.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 01997 и N 01605.
Из акта проверки от 05.08.2019 N 3-ВВ и акта осмотра от 29.07.2019 N 1-АР, фототаблицы и видеозаписи осмотра лесного участка, переданного по договору, следует, что предписание от 14.06.2018 N 1-ПВ предпринимателем Филипповым Р.А. не исполнено, ответчиком не выполнены следующие мероприятия:
- место для разведения костра не оборудовано в соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности, а именно место для разведения костра не отделено противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (очищенной до минерального слоя почвы), чем нарушен пп. "а" пункта 8 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417;
* по пункту 3 предписания: не построен и не оборудован второй пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в нарушение п.5.2 таблицы проекта освоения лесов; не оборудовано одно место отдыха;
* по разделу 5.2. и таблице 5.2. проекта освоения лесов: не проведено устройство и уход противопожарных минерализованных полос по периметру участка в объеме 0,6 км в нарушение пункта 9 (1) "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417;
* по пункту 4 предписания не укомплектован второй пункт сосредоточения противопожарного инвентаря: нет ведра для воды, лопаты, электромегафона.
За невыполнение предписания предприниматель Филиппов Р.А. постановлением мирового судьи участка N 1 г. Кызыла Республики Тыва от 06.06.2019 привлечен к административной ответственности по ч. 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор). Решением Кызылского городского суда от 22 ноября 2019 указанное постановление отменено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Из предписания Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 05.08.2019 N 3-ВВ следует, что предпринимателем Филипповым Р.А. нарушены условия договора аренды лесного участка (пп "м" пункта 11 договора) и проекта, не выполняются мероприятия по охране лесов от пожаров на арендованном лесном участке, что является нарушением части 2 статьи 24, части 8 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проектов освоения лесов в части охраны лесов от пожаров, является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующие аренду лесных участков, являются специальными нормами по отношению к нормам об аренде содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного Кодекса Российской Федерации невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения, в том числе, договора аренды лесного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
Как следует из содержания пунктов 23 и 24 договора аренды лесного участка от 30.09.2010 N 49, договор может быть расторгнут (прекращен) судом по требованию одной из сторон по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством, а также в случае нарушения стороной условий настоящего договора.
Статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок расторжения договора, пунктом 2 которой предусмотрено, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Апелляционный суд полагает, что с момента получения уведомления до подачи настоящего искового заявления прошло три месяца, этот срок является разумным для устранения допущенных нарушений. Кроме того, истцом предоставлялся срок для устранения нарушений в предписании от 14.06.2018 N 1-ПВ.
Довод ответчика о том, что в нарушение требований пункта 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации истец не предоставил арендатору разумного срока для устранения нарушений, отклоняется апелляционным судом, так как у ответчика было достаточно времени для устранения нарушений, однако доказательств выполнения лесовосстановительных мероприятий ответчиком на дату вынесения решения по настоящему делу не представлено.
Судебной коллегией отклоняются доводы апеллянта о том, что нарушения лесного законодательства, выявленные в результате проверки, были им устранены, о чем он сообщил министерству, проверку устранения нарушений лесного законодательства истец не провел, в связи с чем ссылаться на то, что ответчиком не устранены нарушения, преждевременно. Актом проверки от 05.08.2019 и актом осмотра от 29.07.2019 N 1-АР, фототаблицей осмотра лесного участка подтверждается тот факт, что предпринимателем Филипповым Р.А. не выполнены мероприятия, указанные в пунктах 1, 2, 3 предписания от 14.06.2018 N 1-ПВ, пункт 4 предписания исполнен частично.
Таким образом, выводы об удовлетворении иска в решении суда первой инстанции сделаны правильно, представленные в дело доказательства оценены в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Те доказательства, на основании которых сделаны выводы о необходимости удовлетворения заявленного иска, приведены в решении. Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 февраля 2020 года по делу N А69-2815/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2815/2018
Истец: Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: Филиппов Роман Алексеевич
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4844/20
23.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1897/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2815/18
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2815/18
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2815/18