г. Челябинск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А07-16256/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лучихиной У.Ю.,
судей Тарасовой С.В., Напольской Н.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН: 1026303117092, ИНН: 6330017677, далее - общество "РН-Транс") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023 по делу N А07-16256/2023.
В судебном заседании посредством онлайн-конференции приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, далее - общество "РЖД") Кутыркина Ирина Петровна (паспорт, доверенность 63 АА 7902346 от 29.08.2023 сроком действия по 31.07.2026, доверенность N 387-Д от 01.08.2023 сроком действия 3 года, диплом),
общества "РН-Транс" Зайнуллина Эльза Рашитовна (паспорт, доверенность N 347/23 от 01.11.2023 сроком действия по 31.12.2024, диплом).
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
УСТАНОВИЛ:
общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявление к обществу "РН-Транс" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 355 766 руб. 40 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8553 руб. 01 коп., процентов, начиная с 11.04.2023 по день фактической уплаты долга (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023 (резолютивная часть от 08.11.2023) исковые требования общества "РЖД" удовлетворены: с общества "РН-Транс" в пользу общества "РЖД" взысканы основной долг в размере 355 766 руб. 40 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8553 руб. 01 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 11.04.2023 по день фактической уплаты долга, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины в размере 10 286 руб. Кроме того, обществу "РЖД" из федерального бюджета возвращена уплаченная по платежному поручению от 17.04.2023 N 124771 госпошлина в размере 735 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023, общество "РН-Транс" (далее - апеллянт, заявитель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что задержка вагонов вызвана причинами, не зависящими от общества "РН-Транс". Так, нарушение обществом "РЖД" условий одновременной подачи вагонов на фронты погрузки/выгрузки, а также несвоевременная уборка им вагонов с железнодорожных путей необщего пользования открытого акционерного общества "Башнефть-УНПЗ" явилась причиной скопления других вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Бензин в ожидании подачи под погрузку по вине истца.
От общества "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что обществом "РЖД" порядок оформления задержки поезда N 2254 в пути следования установленный законодательством соблюден в полном объеме. Так, обществом "РЖД" по телефону переданы уведомления о задержке и отправлении вагонов, следовавших в составе поезда N 2254. Факт занятости путей необщего пользования подтверждается анализом занятости путей, составленном на основании памяток. Апеллянтом систематически нарушались условия договора о возврате вагонов всей одновременно поданной группой и соблюдение технологического срока оборота вагонов. Довод апеллянта о нарушении истцом условий одновременной подачи вагонов не состоятелен, поскольку пунктом 6 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1 установлено максимальное количество подаваемых вагонов не более 70 (4-х осных) или 35 (8-ми осных). Подача вагонов производится под погрузку определенных грузов, так, на путях 2 и 3 производится погрузка мазута, на путях 4 и 4а - светлых нефтепродуктов, 5 - бензина, 6 - дизельного топлива, 8 - серы. Следовательно, вагоны подавались по родам грузов в том количестве, в котором прибывали на станцию назначения в адрес апеллянта. Ссылка апеллянта на пункт 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) неправомерна, поскольку данные правоотношения регулируются пунктом 4.7 Правил N 26. Довод апеллянта о неправомерном требовании общества "РЖД" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами несостоятелен, поскольку данное право предусмотрено статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседание апелляционной инстанции, представитель общества "РН-Транс" просил отменить решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023, поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества "РЖД" просил оставить решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023 без изменения, а апелляционную жалобу общества "РН-Транс" - без удовлетворения. Кроме того, поддерживал доводы, изложенные ранее в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между обществом "РЖД" (перевозчик), обществом "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель) и публичным акционерным обществом "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (владелец, далее - общество АНК "Башнефть" заключен договор от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1 (далее - договор от 11.11.2019), согласно которому владелец предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, для производства грузовых операций (пункт 1 договора от 11.11.2019).
Согласно пункту 2 договора от 11.11.2019, перевозчик производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для грузоотправителя (грузополучателя), в соответствии с условиями к договору от 22.03.2012 N 4/41 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги-филиала общества "РЖД", действующего по 30.06.2020 с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Согласно пункту 14.2 договора от 11.11.2019, грузоотправитель/грузополучатель обязался своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату, установленную статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", по ставкам Тарифного руководства.
На промежуточной станции Юрмаш Куйбышевской ж.д. (далее - КБШ ж.д.) 05.12.2022 по приказу N 11468 отставлен от движения поезд N 2254 (5201-661-6549) в количестве 66 вагонов по причине, зависящей от общества "РН-Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей станции Бензин КБШ ж.д. в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес общества "РН-Транс").
Извещение от 06.12.2022 N 190 о задержке поезда N 2254 (5201-661-6549) передано представителю общества "РН-Транс" Габдуллину А.Т.
Истцом 06.12.2022 оформлен акт общей формы N 240 на промежуточной станции Юрмаш КБШ ж.д., подтверждающий задержку вагонов в составе поезда N 2254 (5201- 661-6549) в связи с неприемом станцией назначения Бензин КБШ ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 2254 (5201-661-6549) 14.12.2022 по приказу N 11243 поднят с промежуточной станции Юрмаш КБШ ж.д. и отправлен на станцию назначения Бензин КБШ ж.д. По данному факту составлен акт общей формы от 14.12.2022 N 244 на окончание задержки вагонов по причине, зависящей от общества "РН-Транс".
Извещение от 14.12.2022 N 197 об отправлении поезда N 2254 (5201-661- 6549) передано представителю общества "РН-Транс" Абдрахманову И.Р.
На станции назначения Бензин составлены акты общей формы от 14.12.2022 N 1/170, N 1/171, N 1/172 для начисления платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя общества "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными N ЭЯ038331, N ЭЯ038387, N ЭЯ038414.
В связи с чем, обществом "РЖД" ответчику начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по накопительным ведомостям N 130101, N 130102, N 130103 на общую сумму 355 766 руб. 40 коп. с НДС.
На основании заявления от 27.05.2019 N 55/ИВУ/КБШ общество "РН-Транс" присоединилось к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлению электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, связанных с организацией электронного документооборота, в том числе по подключению, сопровождению АС ЭТРАН.
Акты общей формы, являющиеся основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, доступны в АС ЭТРАН.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N ТЦФТООП-23/71, которая оставлена последним без удовлетворения.
Отсутствие удовлетворения требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, в связи с чем, начисление обществом "РЖД" обществу "РН-Транс" платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является правомерным. Нарушение сроков оплаты явилось основанием для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Частью 17 статьи 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности является дополнительной услугой, вопросы оплаты которой регулируются государством. Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы устанавливается Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На основании актов общей формы, составленных на станции задержки вагонов, перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 утверждены Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения (далее - Правила N 256), вступившие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.10.2020), то есть после 26.10.2020, следовательно, в спорный период являлись действующими.
Пункт 69 Правил N 256 устанавливает, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При задержке вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, в акте общей формы указывается причина задержки и время задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Пунктами 70, 71 Правил N 256 предусмотрено, что в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В акте общей формы, в зависимости от причины нахождения вагонов или иного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего или необщего пользования, лицом, составляющим акт, должны быть указаны:
время уведомления перевозчиком грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования в порядке, установленном Уставом и иными нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта, о подаче вагонов, время подачи вагонов, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования до момента подачи под грузовые операции по истечении установленных Уставом двух часов с момента уведомления (в случае если груз, вагоны не приняты приема грузополучателем (получателем), владельцем пути необщего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика);
время начала и окончания задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема станцией назначения;
время подачи вагонов, контейнеров в места общего пользования под погрузку, выгрузку, время истечения установленного договорами технологического времени для выполнения операций по погрузке, выгрузке, и время окончания погрузки, выгрузки вагона, контейнера;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки груза, порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) владельца порожних вагонов, с момента получения заявителем переадресовки уведомления о прибытии вагонов, контейнеров на станцию назначения (при переадресовке на станции назначения) или с момента прибытия вагона на станцию, с которой будет осуществляться переадресовка (при переадресовке в пути следования), до момента предъявления заявителем переадресовки перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке без учета предусмотренного Уставом времени принятия перевозчиком решения о переадресовке. Перевозчик в акте общей формы должен указать продолжительность времени, в течение которого им принималось решение о переадресовке с момента получения документов, предусмотренных Порядком перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом с переадресовкой;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в случае выявления технической неисправности, с момента обнаружения технической неисправности вагонов, контейнеров до подписания представителем грузоотправителя (отправителя) составленного акта общей формы на техническую неисправность, либо истечения установленного настоящей главой срока ожидания прибытия представителя грузоотправителя (отправителя) для участия в техническом осмотре вагона;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании подачи их на пути ремонтного предприятия и время его окончания;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель, время получения перевозчиком уведомления получателя об отказе от приема вагонов, время получения отправителем вагонов уведомления перевозчика об отказе получателя от приема вагонов, время окончания нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель.
Согласно пункту 75 Правил N 256 начало и окончание задержки груза и порожних вагонов в пути следования, произошедшей из-за отказа технических средств, обеспечивающих функционирование инфраструктуры и перевозочного процесса, отсутствия локомотива перевозчика, несвоевременной подачи локомотива, обеспечения проследования пассажирских поездов дальнего следования и пригородных поездов, задержанных по причине неисправности локомотива, произошедших по вине сторонних организаций, оформляются отдельными актами общей формы.
Акт общей формы, составленный для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, не предусмотренных в пункте 71 настоящего Порядка, направляется тем пользователям услугами железнодорожного транспорта, по причинам, зависящим от которых, вагоны находились на путях общего пользования. При несогласии с указанными в актах общей формы обстоятельствами, указанные пользователи вправе направить перевозчику, владельцу инфраструктуры свои мотивированные возражения (пункт 79 Правил N 256).
Пунктом 77 Правил N 256 установлено, что акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания:
на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования;
при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки;
при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Акты общей формы, являющиеся основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, доступны в АС ЭТРАН.
Проверив расчет истца, согласно которому размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования в спорный период согласно тарифному руководству составил 355 766 руб. 40 коп., суд первой инстанции признал его верным, соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку ответчиком доказательств возмещения истцу платы за время задержки вагонов на путях общего пользования не представлено, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования общества "РЖД" о взыскании с общества "РН-Транс" задолженности в заявленной сумме.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, апелляционный суд с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы и пояснений сторон, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в подтверждение заявленных требований, истцом представлены акты общей формы, накопительные ведомости, анализ занятости путей необщего пользования общества "РН-Транс" по станции Бензин с 15.12.2022 по 10.04.2023.
Возражения ответчика против исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Отклоняя довод общества "РН-Транс" об отсутствии его вины в простое вагонов на путях общего пользования, а также о наличии вины перевозчика (владельца инфраструктуры) ввиду отсутствия должной организации движения (оборота) локомотивов апелляционная коллегия принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 4 договора от 11.11.2019 уведомление передается не позднее, чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Бензин, с указанием наименования груза, количества и рода вагонов и записью в книге уведомлений.
Согласно пункту 9 договора от 11.11.2019 готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 5,0 часов после получения уведомления от грузоотправителя (грузополучателя) о готовности их к уборке.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на место погрузки и выгрузки (пункт 5 договора от 11.11.2019).
Пунктом 7 договора от 11.11.2019 установлено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Как следует из абзаца 2 пункта 7 договора от 11.11.2019, при наличии возможности у перевозчика допускается уборка части погруженной или выгруженной поданной группы вагонов.
Таким образом, уборка части группы вагонов является правом истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Как следует из материалов дела, истцом составлен анализ занятости путей необщего пользования сверх технологического срока оборота вагонов на основании памяток приемосдатчика, представленных ответчиком. Из данного анализа следует, что ответчиком систематически нарушается установленный пунктом 11 договора от 11.11.2019 срок оборота вагонов (2 часа).
Так, по памятке приёмосдатчика N 5233 08.12.2022 в 16:30 подано 6 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5235 в 17:25 08.12.2022 - 31 вагон (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5244 09.12.2022 г. в 04:55 подано 29 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5245 в 10:10 09.12.2022 - 31 вагон (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5258 10.12.2022 г. в 04:50 подано 29 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5260 в 08:58 10.12.2022 - 28 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5287 11.12.2022 г. в 17:40 подано 29 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5288 в 22:20 11.12.2022 - 12 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5304 12.12.2022 г. в 16:05 было подано 32 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5305 в 17:56 12.12.2022 - 29 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5311 13.12.2022 г. в 05:10 подано 23 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 3535 в 09:15 13.12.2022 - 15 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5339 14.12.2022 г. в 12:40 подано 29 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5340 в 14:10 14.12.2022 - 28 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 5350 15.12.2022 г. в 03:25 подано 30 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 5350 в 03:25 15.12.2022 - 27 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Рассмотрев довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов, отсутствии технического осмотра порожних вагонов на момент составления спорных актов общей формы, апелляционный суд установил, что указанное не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит условиям договора, поскольку согласно пункту 7 договора от 11.11.2019 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой, при этом техническое обслуживание вагонов, прибывающих в адрес ответчика, условиями договора не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из анализа условий договора следует, что пункты 9 и 7 договора от 11.11.2019 взаимосвязаны и выполнение истцом пункта 9 договора от 11.11.2019 возможно только при выполнении ответчиком пункта 7 договора от 11.11.2019.
Из анализа представленных ответчиком памяток приемосдатчика и уведомлений следует, что данное требование не выполнено.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Судом первой инстанции правомерно указано, что ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке.
Довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
Как верно установлено судом первой инстанции, ссылка ответчика на уведомление о готовности приема вагонов не состоятельна, поскольку данное обращение носит формальный характер и опровергается анализом занятости путей необщего пользования и уведомлениями о завершении грузовой операции.
Из данных документов следует, что на момент направления уведомлений о готовности приема вагонов, места погрузки - выгрузки были заняты ранее поданными вагонами, на которые не были оформлены перевозочные документы.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26 при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
При этом, судом первой инстанции справедливо отмечено, что ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке, что также подтверждается уведомлениями о завершении грузовой операции.
В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений Общество при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры общества, распоряжением общества "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений общества "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Распоряжение).
Вышеуказанным Распоряжением установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 Распоряжения при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Распоряжения, основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Распоряжения определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Вместе с тем, пунктом 2 Распоряжения предусмотрен порядок оформления обстоятельств, возникших на железнодорожных станциях отправления или назначения. Вместе с тем, по настоящему делу истцом заявлено требование о взыскании платы в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта по факту нахождения спорных вагонов не на станции назначения, а в пути следования на промежуточных станциях (станция Лощинная Куйбышевской железной дороги).
Довод ответчика о недоказанности его вины в нахождении вагонов на путях общего пользования в перевозочном процессе на промежуточных станциях являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонен, поскольку факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов, установленных договором, подтверждается материалами дела. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Материалами дела установлено, что на станции назначения допущена задержка вагонов, что подтверждается представленными актами общей формы. В указанных актах перечислены вагоны, готовые к подаче на железнодорожный путь общего пользования, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов, и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов.
В актах причиной их составления указано: вагоны простаивают на путях общего пользования в ожидании подачи вагонов на места погрузки-выгрузки.
Невозможность подачи вагонов на места погрузки - выгрузки обусловлена нарушением ответчиком технологических сроков оборота вагонов, подтверждается представленным истцом анализом занятости пути необщего пользования, составленном на основании памяток приемосдатчика.
Изложенные обстоятельства, носящие объективный характер, подтверждают, что вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, спорный простой вагонов допущен в связи с неисполнением ответчиком принятых обязательств, такое неисполнение обусловлено именно поведением ответчика и по его воле, продолжительность простоя вагонов указывает на то, что исследуемое длящееся нарушение ответчика не обусловлено объективными препятствиями, образующими основания для освобождения его от договорной ответственности. Также из материалов дела не следует, что ответчиком предприняты минимальные, обычные, разумные, добросовестные и осмотрительные действия, которые от него требовались по характеру спорного обязательства в целях недопущения нарушения срока оборота вагонов, в целях уведомления ответчиком истца о возникновении препятствий по соблюдению срока оборота вагонов.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы общества "РН-Транс" о том, что спорные вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по не зависящим от ответчика причинам, опровергаются материалами дела.
Таким образом, оформление и расчет платы произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 355 766 руб. 40 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Истец также просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8553 руб. 01 коп. за период с 15.12.2022 по 10.04.2023, с продолжением начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 11.04.2023 по день фактической оплаты долга.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее по тексту - Постановление N 7), сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Поскольку задолженность на момент принятия обжалуемого решения не погашена, требование о взыскании процентов, начисленные на сумму основной задолженности, начиная с 11.04.2023 по день фактического исполнения решения суда, исходя из ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, обоснованно удовлетворено Арбитражным судом Республики Башкортостан.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального или процессуального права, неверное установление обстоятельств дела, влекущие изменение или отмену оспариваемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023 по делу N А07-16256/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
У.Ю. Лучихина |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16256/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"
Третье лицо: АО "РН-Транс", ОАО "Российские Железные Дороги"