г. Воронеж |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А35-3898/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Щербатых Е.Ю., Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области: Романова С.М., представитель по доверенности N 01.7-01-20/7775 от 27.06.2019;
от крестьянского (фермерского) хозяйства Чигорева Александра Ивановича: Подтуркин И.Ю., представитель по доверенности от 26.04.2019; Борзенков Р.Э., представитель по доверенности от 26.04.2019;
от Комитета финансов Курской области: Барбусова Е.М., представитель по доверенности N 5 от 09.01.2020;
от Управления Федерального казначейства по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области апелляционную жалобу Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019 по делу N А35-3898/2019 по иску крестьянского (фермерского) хозяйства Чигорева Александра Ивановича (ИНН 4624001002, ОГРН 1024600663450) к Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области (ИНН 4629011325, ОГРН 1024600947502), Комитету финансов Курской области (ИНН 4629052593, ОГРН 1024600957820) о взыскании убытков в сумме 102 820 руб. 64 коп.,
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство Чигорева Александра Ивановича (далее - К.Ф.Х. "Чигорева А.И.", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Курской области убытков в сумме 102 820 руб. 64 коп. за период с 30.04.2017 по 10.10.2018 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет финансов Курской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федерального казначейства Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019 исковые требования К.Ф.Х. "Чигорева А.И." удовлетворены, с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области в пользу К.Ф.Х. "Чигорева А.И." взыскано 102 820 руб. 64 коп. убытков. Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы 3 692 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к Комитету финансов Курской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылался на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019, в связи с чем просил его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал на обязанность арендатора вносить арендные платежи до даты государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки.
К.Ф.Х. "Чигорева А.И." представлен отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, представители Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета финансов Курской области поддержали доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители К.Ф.Х. "Чигорева А.И." возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федерального казначейства по Курской области явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителей К.Ф.Х. "Чигорева А.И.", Комитета по управлению имуществом Курской области, Комитета финансов Курской области, приходит к выводу, что имеются основания для частичного удовлетворения жалобы и отмены решения в части. Суд при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 23.08.2012 между Комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и К.Ф.Х. "Чигорева А.И." (арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, N 04-15/20ю и N 04-15/21ю, согласно которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:24:141206:4 площадью 1 071 000 кв. м и с кадастровым номером площадью 1 071 000 кв. м, расположенные по адресу: Курская область, Тимский р-н, Барковский сельсовет, в границах ПСХК "Нива", для сельскохозяйственного производства, сроком аренды с 23.08.2012 по 24.08.2027.
По актам приема-передачи от 23.08.2012 земельные участки с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5, расположенные по адресу: Курская область, Тимский р-н, Барковский сельсовет, в границах ПСХК "Нива", были переданы арендодателем и приняты арендатором.
31.03.2017 К.Ф.Х "Чигорева А.И." обратилось в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5, расположенных по адресу: Курская область, Тимский р-н, Барковский сельсовет, в границах ПСХК "Нива".
Письмом от 28.04.2017 N 11.2-01-20/5923 Комитет по управлению имуществом Курской области сообщил К.Ф.Х "Чигорева А.И." об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность без торгов, поскольку статьей 4 Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на территории Курской области приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 1 января 2020 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.08.2017, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.2018 по делу N А35-4245/2017, отказ Комитета по управлению имуществом Курской области в заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5, выраженный в письме от 28.04.2017 N 11.2-01-20/5923, признан незаконным; на Комитет по управлению имуществом Курской области была возложена обязанность в установленные законодательством сроки предоставить К.Ф.Х. "Чигорева А.И." без проведения торгов в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5, расположенные по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет, в границах ПСХК "Нива".
Как указал истец и установлено судами в рамках дела N А35-11324/2018, 10.10.2018 Комитет по управлению имуществом Курской области передал истцу письмо N 11.2-01-20/12108 с предложением заключить договоры купли-продажи спорных земельных участков по цене, указанной в приложенных проектах - 5 452 000 руб. Согласно оценке, произведенной Комитетом по управлению имуществом Курской области, стоимость одного гектара выкупаемых земельных участков составляет 50 906 руб. (5 452 000 руб. /107,1 га).
Письмом от 07.11.2018 К.Ф.Х. "Чигорева А.И." уведомило ответчика о подписании проектов договоров спорных земельных участков с протоколами разногласий. Истец указал, что выкупная (рыночная) стоимость земельных участков составляет 2 677 500 руб. (25 000 руб. за гектар).
Ввиду несогласованности сторонами условия о цене выкупаемых участков спор об урегулировании разногласий при заключении договоров купли-продажи был передан на рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.06.2019 по делу N А35-11324/2018 исковые требования К.Ф.Х. "Чигорева А.И." были удовлетворены, выкупная стоимость спорных земельных участков была установлена на основании заключения судебной экспертизы.
Ссылаясь на то, что в период с 30.04.2017 по 10.10.2018 К.Ф.Х "Чигорева А.И." согласно условиям договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, от 23.08.2012 N 04-15/20ю и N 04-15/21ю вносило арендную плату, которую следует признать убытками, возникшими по вине Комитета по управлению имуществом Курской области, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствовался статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), принял во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А35-4245/2017, и исходил из доказанности причинно-следственной связи между бездействием уполномоченного органа, выразившемся в воспрепятствовании истцу в реализации права на приобретение в собственность земельных участков, и возникшими убытками в виде арендной платой, внесенный в период с 30.04.2017 по 10.10.2018.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом.
Пункт 2 статьи 15 ГК РФ предусматривает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обращаясь 31.03.2017 с заявлением о реализации права на выкуп арендуемого имущества, К.Ф.Х "Чигорева А.И." выразило намерение приобрести в собственность земельные участки, расположенные по адресу: Курская область, Тимский р-н, Барковский сельсовет, в границах ПСХК "Нива".
Письмом от 28.04.2017 N 11.2-01-20/5923 Комитет по управлению имуществом Курской области отказал К.Ф.Х "Чигорева А.И." в предоставлении земельных участков в собственность без торгов.
В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" разъяснено, что при рассмотрении дела о возмещении вреда, причиненного вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица), незаконность такого акта, решения или действия (бездействия), установленная судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не подлежит переоценке в силу обязательности данного судебного акта (статья 16 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.08.2017, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.2018 по делу N А35-4245/2017, отказ Комитета по управлению имуществом Курской области в заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5, выраженный в письме от 28.04.2017 N 11.2-01-20/5923, признан незаконным; на Комитет по управлению имуществом Курской области была возложена обязанность в установленные законодательством сроки предоставить К.Ф.Х. "Чигорева А.И." без проведения торгов в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5, расположенные по адресу: Курская область, Тимский район, Барковский сельсовет, в границах ПСХК "Нива".
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Несение К.Ф.Х. "Чигорева А.И." расходов в виде арендной платы за пользование земельным участком явилось следствием неправомерного отказа Комитета по управлению имуществом Курской области в предоставлении в собственность истцу земельных участков и несовершении действий, направленных на заключение договора купли-продажи, и на возникновение у него титула собственника земельных участков.
Вместе с тем при расчете размера убытков истцом не учтен подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому основным принципом использования земли является принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог и арендная плата.
Таким образом, убытками, возникшими в результате неправомерных действий (бездействия) ответчика, является разница между внесенной арендной платой и земельным налогом, который уплачивал бы истец в случае своевременного предоставления ответчиком земельных участков в собственность и размер которого менее, чем размер арендной платы.
При этом истцом неверно определен момент (дата), с которой К.Ф.Х. "Чигорева А.И" безусловно имело возможность приобрести спорные земельные участки в собственность, и, как следствие, прекратить внесение арендных платежей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Согласно пункту 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В статье 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", покупатель - бывший арендатор, обязанность которого по внесению арендной платы прекратилась, - до государственной регистрации перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного налога и поэтому обязан в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ возместить продавцу (арендодателю) расходы по уплате этого налога.
Поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 ЗК РФ до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется.
Следовательно, в этом случае ввиду платности использования земли стороны не вправе установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в Реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено Федеральным законом:
1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
В связи с тем, что в случае принятия органом государственной власти 28.04.2017 решения о предоставлении земельных участков в собственность за плату, право собственности не могло быть зарегистрировано в тот же день, следовательно, в разумный срок, который бы потребовался для процедуры заключения договора купли-продажи, а также его регистрации, К.Ф.Х. "Чигорева А.И." обязано было вносить арендные платежи, которые не могут быть признаны убытками.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что государственная регистрация права собственности К.Ф.Х. "Чигорева А.И." на земельные участки с кадастровыми номерами 46:24:141206:4, 46:24:141206:5 должна быть осуществлена не позднее 12.05.2017 (при этом судебная коллегия исходит из семи рабочих дней на регистрацию права собственности с учетом разумных действий арендатора, заинтересованного в скорейшем приобретении права собственности), в связи с чем до указанной даты подлежала внесению арендная плата.
Выводы апелляционного суда соответствуют правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.04.2017 N 305-ЭС16-20734, от 07.02.2019 N 304-ЭС18-25546.
В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (статья 393 НК РФ).
Кадастровая стоимость как земельного участка с кадастровым номером 46:24:141206:4, так и участка с кадастровым номером 46:24:141206:5 в спорный период составляла 5 815 530 руб.
Согласно решению Собрания депутатов Барковского сельсовета Тимского района Курской области от 22.10.2010 N 7 "О земельном налоге" ставка налога по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие предусмотренной налоговым законодательством льготы, освобождающей его от уплаты земельного налога, как не представлены документы, подтверждающие право на льготу.
В соответствии с частью 7 статьи 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Следовательно, май подлежит включению в налоговый период как полный месяц.
Размер земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 46:24:141206:4 и 46:24:141206:5 составлял 34 893 руб. 18 коп. в год (17 446 руб. 59 коп.x2).
Подлежащий уплате налог за период с 12.05.2017 по 10.10.2018 должен был составить 49 432 руб. ((0,3% x5 815 530/12 x17)x2).
Согласно приложениям N 1 к договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, от 23.08.2012 N 04-15/20ю и N 04-15/21ю (с учетом индексации) размер ежемесячной арендной платы в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 составлял 34 893 руб. 18 коп., в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 42 722 руб. 63 коп.
За период с 12.05.2017 по 10.10.2018 К.Ф.Х. "Чигорева А.И." в соответствии с условиями договоров аренды было обязано внести арендную плату в общей сумме 100 526 руб. 29 коп. (за период с 12.05.2017 по 31.12.2017 (233 дня) - в размере 44 548 руб. 56 коп. (34 893,18/365x233x2), в период с 01.01.2018 по 30.09.2018 - 52 339 руб. 78 коп. (26 169,89x2), в период с 01.10.2018 по 10.10.2018 - 3 637 руб. 96 коп (16 552,74/91x10 x2).
Таким образом, сумма убытков составила 51 094 руб. 29 коп. (100 526, 29-49 432).
Факт внесения истцом арендной платы в период с 12.05.2017 по 10.10.2018 подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указано, что в силу статей 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование.
По правилам пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Как установлено Положением о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286, Комитет по управлению имуществом Курской области является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, входит в структуру исполнительных органов государственной власти Курской области и осуществляет проведение единой государственной политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения государственной собственностью Курской области, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Перечень главных администраторов доходов областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов установлен приложением N 3 Закону Курской области от 07.12.2018 N 86-ЗКО "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", согласно которому Комитет по управлению имуществом Курской области является одним из главных администраторов доходов областного бюджета.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что именно в результате отказа в предоставлении спорного земельного участка Комитета по управлению имуществом Курской области истцу были причинены убытки.
При указанных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными в части взыскания с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области 51 094 руб. 29 коп убытков.
Выводы суда в части отказа в иске к Комитету финансов Курской области лицами, участвующими в деле, не оспариваются (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
На основании изложенного решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019 по делу N А35-3898/2019 в части взыскания с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области в пользу К.Ф.Х. "Чигорева А.И." убытков в размере 51 726 руб. 35 коп. следует отменить, в удовлетворении исковых требований в указанной части - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019 по делу N А35-3898/2019 следует оставить без изменения.
Статья 101 АПК РФ закрепляет, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Размер государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска (с учетом уточнения требований) составляет 4 085 руб.
При подаче искового заявления истцом в доход федерального бюджета перечислена государственная пошлина в размере 3 692 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.03.2019 N 70.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области в пользу К.Ф.Х. "Чигорева А.И." следует взыскать 2 030 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины; с К.Ф.Х. "Чигорева А.И." в доход федерального бюджета - 393 руб.
Оснований для взыскания государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется с учетом разъяснений, приведенных в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019 по делу N А35-3898/2019 отменить в части взыскания с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства Чигорева Александра Ивановича убытков в размере 51 726 руб. 35 коп., распределения судебных расходов.
В удовлетворении исковых требований крестьянского (фермерского) хозяйства Чигорева Александра Ивановича (ИНН 4624001002, ОГРН 1024600663450) о взыскании с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области убытков в размере 51 726 руб. 35 коп. отказать.
Взыскать с Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области за счет казны Курской области в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства Чигорева Александра Ивановича (ИНН 4624001002, ОГРН 1024600663450) 2 030 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства Чигорева Александра Ивановича (ИНН 4624001002, ОГРН 1024600663450) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в размере 393 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 19.11.2019 по делу N А35-3898/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3898/2019
Истец: КФХ Чигорева А.И.
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Курской области, Комитет финансов Курской области
Третье лицо: Комитет финансов Курской области, Территориальное управление федерального казначейства по Курской области