город Томск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А27-25682/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" (N 07АП-2138/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.01.2020 по делу N А27-25682/2019 (судья Потапов А.Л.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" (650000, г.Кемерово, ул. Красноармейская, 136, ОГРН 1054205018130, ИНН 4205080212) к Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области (652515, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 85/2, ОГРН 1044212012250, ИНН 4212021105) к Управления ФНС России по Кемеровской области (650993, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 70, ОГРН 1044205066410, ИНН 4205074681) о признании недействительными решений от 19.07.2019 N42714 и от 27.09.2019 N292,
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Черепанов М. В. по дов. от 01.04.2020,
от заинтересованных лиц: от Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области - Жошкина И. Ю. по дов. от 21.05.2020, Болучевский С. С. по дов. от 17.12.2019; от Управления ФНС России по Кемеровской области - Болучевский С. С. по дов. от 05.09.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" (далее - заявитель, ООО "Сельскохозяйственное объединение "Заречье", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения N 42714 от 19.07.2019, принятого Межрайонной ИФНС России N 2 по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган), решения N 292 от 27.09.2019, принятого Управлением ФНС России по Кемеровской области.
Решением от 15.01.2020 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требований отказано.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, его требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами: 42:06:0000000:381, 42:06:0000000:183, 42:06:0000000:306, 42:06:0111001:151, 42:06:0111001:152, 42:06:0111001:153 (далее - спорные земельные участки) относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежали обществу - плательщику ЕСХН; земельные участки были самовольно заняты и используются угольными предприятиями без разрешения общества; при использовании в сельскохозяйственном производстве только части земельного участка, общество вправе применять пониженную ставку земельного налога в размере 0,3% ко всему участку в целом, учитывая, что им соблюдены два условия: отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использование для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель, в связи с чем Инспекция неправомерно применила налоговую ставку 1,5%; выводы суда первой инстанции, поддержавшего позицию Инспекции, являются необоснованными.
Инспекция и Управление в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство по делу было перенесено на 17.06.2020 на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, свои правовые позиции по делу поддержали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной обществом.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ООО "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" является плательщиком земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 22.05.2019, принято решение от 19.07.2019 N 42714 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Инспекции доначислен земельный налог в сумме 368 082 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9202,05 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств), исчислены пени на основании статьи 75 НК РФ в размере 22 808,81 руб.
Решением УФНС России по Кемеровской области (далее - Управление ФНС) по результатам рассмотрения апелляционной жалобы принято решение от 27.09.2019 N 292 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора в порядке статей 101.2, 138-141 НК РФ к восстановлению нарушенных прав не привел, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Оставляя без удовлетворения требование общества, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности правовой позиции налогового органа о неправомерном применении обществом льготной ставки земельного налога в связи с несоблюдением установленных статьей 394 НК РФ условий ее применения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 388, пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с решением Совета народных депутатов Горняцкого сельского поселения от 22.11.2016 N 31 (с изменениями и дополнениями) ставка земельного налога в размере 0,3 процента установлена для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для целей сельскохозяйственного производства; в отношении прочих земельных участков установлена ставка в размере 1,5 процентов.
Следовательно, в рассматриваемом случае для применения ставки налога 0,3 процента необходимо чтобы отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения спорные земельные участки общества использовались им для целей сельскохозяйственного производства.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182 налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Не принимая доводы налогоплательщика об обоснованном применении им налоговой ставки 0,3%, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующее.
Исходя из положений статей 17, 387, 389, 390 НК РФ исчисление земельного налога должно производиться в отношении всего земельного участка, находящегося на кадастровом учете и являющегося объектом налогообложения.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается обществом факт принадлежности ему спорных земельных участков.
При этом его довод об их самовольном занятии угольными предприятиями правомерно судом отклонен, поскольку при налоговой проверке установлен факт не использования обществом спорных земельных участков по целевому назначению в связи с заключением им с угольными предприятиями договоров, соглашений о предоставлении с июля 2013 г. части земельных участков под использование (в частности, с ОАО "СУЭК-Кузбасс").
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области от 31.08.2017, постановлением Россельхознадзора от 24.10.2017, предписанием Россельхознадзора от 31.08.2017, определением Россельхознадзора от 21.11.2019 о продлении срока исполнения предписания.
При этом, согласно данным кадастрового учета, правообладателем спорных земельных участков в полном объеме является общество.
На основании изложенного, руководствуясь вышеназванными положениями НК РФ, положениями статей 42, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований применения обществом пониженной ставки земельного налога ко всему земельному участку при использовании по сельскохозяйственному назначению только части таких земельных участков; обществом не использована предусмотренная законом процедура разделения или выдела земельных участков, их перевода из состава земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях (в частности для предоставления в пользования под размещение объектов угольных предприятий).
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам, основаны на правильном применении норм права.
Ссылка общества на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку она не имеет преюдициального значения для настоящего дела..
При таких обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы подлежат взысканию с общества в связи с предоставлением отсрочки ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.01.2020 по делу N А27-25682/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Заречье" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-25682/2019
Истец: ООО "Сельскохозяйственное объединение "Заречье"
Ответчик: МИФНС России N2 по Кемеровской области, Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области
Третье лицо: Барышников Антон Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4383/20
25.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2138/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-25682/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-25682/19