город Ростов-на-Дону |
|
25 июня 2020 г. |
дело N А32-57085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей С.С. Филимоновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПСК Визар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-57085/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПСК Визар" (ИНН 2312200390, ОГРН 1132312002173)
к старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Карасунскому округу г.Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Пащенко Денису Алексеевичу;
к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Карасунскому округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Давидюк Амалии Гамлетовне;
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (ИНН 2309090532, ОГРН 1042304982499)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по г.Краснодару
об оспаривании ненормативного правового акта
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПСК Визар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Карасунскому округу г.Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Пащенко Дениса Алексеевича о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 05.03.2019 года N 23949/19/43121, вынесенного в рамках исполнительного производства N 3908/19/23040-ИП в части запретов на совершение регистрационных действий по внесению изменений данных должника в Единый государственный реестр юридических лиц, связанных с изменением сведений о размере уставного капитала и с изменением сведений о составе участников Общества.
Определением от 05.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд привлёк Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-57085/2019 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что решение Арбитражного суда Краснодарского края вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, незаконным, необоснованным, подлежащим отмене, поскольку заявителем был соблюдён процессуальный срок для оспаривания постановления, а также наложенный оспариваемым постановлением запрет не только не способствует исполнению исполнительного документа, но и создаёт препятствия, ограничивающие нормальную хозяйственную деятельность Общества, необходимую для расчёта с взыскателем.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г.Краснодару поступило ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
21.01.2019 на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, выданного ИФНС России N 5 по г. Краснодару от 10.01.2019 N 108204 о взыскании с Общества налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества и возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость с учётом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере 279244 руб. 24 коп., судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Карасунскому округу г.Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Агаяном А.Р. отношении общества возбуждено исполнительное производство N 3908/19/23040-ИП.
05.03.2019 судебным приставом-исполнителем Пащенко Д.А. в рамках исполнительного производства N 3908/19/23040-ИП, вынесено постановление о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, которым также объявлен запрет совершения следующих регистрационных действий по внесению изменений данных Общества в Единый государственный реестр юридических лиц, а именно: изменений в сведения о размере уставного капитала; изменений в сведения о составе участников общества с ограниченной ответственностью; записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса; записи о начале процедуры реорганизации; записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путём реорганизации.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ указано, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 N О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
Судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению.
Вместе с тем исполнительные действия в силу требований статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ должны применяться с учётом принципов разумности, обоснованности, соблюдения баланса интересов сторон, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного характера и не создавать препятствия должнику в осуществлении предпринимательской деятельности. Стороны в исполнительном производстве имеют равные права.
В соответствии с пунктом "м" части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации, в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
Таким образом, запрет судебного пристава-исполнителя на внесение изменений в ЕГРЮЛ, если он направлен на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, не противоречит Федеральному закону N 229-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, оспариваемым постановлением судебный пристав-исполнитель объявил запреты по внесению изменений о размере уставного капитала и о составе участников Общества.
Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в рамках исполнительного производства N 3908/19/23040-ИП, предметом которого является взыскание с Общества задолженности по налогам в сумме 279244 руб. 24 копейки.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе предъявить требования, направленные на исполнение судебных актов и актов иных органов.
Статьёй 68 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрен перечень мер принудительного исполнения, который не является исчерпывающим и указывает на возможность применения мер в соответствии с иными федеральными законами, обеспечивающих исполнение решения суда, в том числе, запрет на совершение регистрационных действий по внесению изменений данных в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципе соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Запрет регистрирующему органу вносить изменения данных должника (заявителя) в ЕГРЮЛ является мерой, направленной на обеспечение своевременного исполнения исполнительного документа в рамках исполнительного производства, что не запрещено Федеральным законом N 229-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое постановление в части наложения запретов на совершение регистрационных действий по внесению изменений данных должника в Единый государственный реестр юридических лиц, связанных с изменением сведений о размере уставного капитала и с изменением сведений о составе участников Общества, не противоречит Федеральному закону N 229-ФЗ. Вынесенное постановление не ограничивает Общества на осуществление предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд учитывает, что Общество не лишено возможности обратиться в службу судебных приставов с заявлением о снятии соответствующего запрета в целях осуществления регистрационных действий, не влекущих уклонение должника от исполнения исполнительного документа.
Доказательства того, каким образом установленные оспариваемым постановлением запреты оказывают негативное воздействие на осуществление деятельности должника, Обществом в материалы дела не представлены.
Рассмотрев довод Общества о соблюдении им процессуального срока, установленного статьёй 122 Федерального закона N 229-ФЗ, апелляционный суд пришёл к следующему выводу.
Статьёй 122 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подаётся в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем Пащенко Д.А. 05.03.2019 года. Заявление Общества поступило в канцелярию Арбитражного суда Краснодарского края 04.12.2019.
Доказательства направления в адрес Общества постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Карасунскому округу г.Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю Пащенко Д.А. о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 05.03.2019 года N 23949/19/43121, в материалы дела не представлены.
Довод Общества о получении им оспариваемого постановления 28.11.2019, апелляционный суд находит документально не подтверждённым, поскольку доказательств, указывающих на направление или непосредственное вручение такого постановления, в материалы дела не представлены.
Исходя из представленных доказательств, апелляционный суд пришёл к выводу, что начало исчисления срока, установленного статьёй 122 Федерального закона N 229-ФЗ, следует исчислять с 28.11.2019, как указывает Общество о дате когда ему стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что ошибочность вывода суда первой инстанции в части пропуска Обществом срока на оспаривание ненормативного акта, не привела к принятию неправильного решения, в силу названных выше обстоятельств.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2020 по делу N А32-57085/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57085/2019
Истец: ООО "ПСК Визар"
Ответчик: СПИ ОСП по Карасунскому округу г. Краснодара Давидюк А.Г., Старший судебный пристав отдела судебных приставов по Карасунскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Пащенко Денис Алексеевич, Судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному округу гор. Краснодара Пащенко А.А., Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Карасунскому округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Давидюк Амалия Гамлетовна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю
Третье лицо: ИФНС N5 по г. Краснодару