город Воронеж |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А36-8300/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Копцевой Ларисы Ивановны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.01.2020 по делу N А36-8300/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Копцевой Ларисы Ивановны (ОГРНИП: 304482223700385, ИНН: 482400559737) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) о возврате излишне уплаченных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Копцева Лариса Ивановна (далее - заявитель, ИП Копцева Л.И., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, ГУ-УПФР в г. Липецке) о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 202 087 руб. 06 коп., в том числе: 98 358 руб. 46 коп. за 2014 год, 103 728 руб. 60 коп. за 2015 год.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.01.2020 по делу N А36-8300/2019 (с учетом определения об исправлении описки от 18.02.2020) заявленные требования удовлетворены, суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области совершить действия по возврату индивидуальному предпринимателю Копцевой Ларисе Ивановне страховых взносов в сумме 202 087 руб. 06 коп., в том числе: 98 358 руб. 46 коп. - за 2014 г., 103 728 руб. 60 коп. - за 2015 г.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУ УПФ РФ в г.Липецке Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ГУ УПФ РФ в г.Липецке Липецкой области ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 N 32-П, указывает на то, что в случае возврата излишне уплаченных страховых взносов размер пенсии заявителя по инвалидности будет уменьшен.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств их надлежащего извещения, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.08.2004 Копцева Л.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304482223700385 и в 2014-2015 годах осуществляла деятельность с применением общей системы налогообложения.
В 2014 году доход ИП Копцевой Л.И. составил 99 021 167 руб. Сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, составила 96 427 077 руб. Налоговая база для исчисления налога составила 2 594 090 руб.
В 2015 году доход ИП Копцевой Л.И. составил 245 309 398 руб. 33 коп. Сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, составила 242 354 698 руб. 45 коп. Налоговая база для исчисления налога составила 2 954 699 руб. 88 коп.
29.05.2019 ИП Копцева Л.И. со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. N 27-П обратилась в УПФР в г.Липецке с заявлением о возврате излишне перечисленных сумм страховых взносов в сумме 202 087 руб. 06 коп., из них 98 358 руб. 46 коп., за 2014 год, 103 728 руб. 60 коп. за 2015 год.
Решением от 06.06.2019 предпринимателю отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 202 087 руб. 06 коп.
Полагая, что отказ ГУ-УПФР в г. Липецке в возврате излишне уплаченных страховых взносов является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении данного спора, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Полномочия по администрированию страховых взносов возлагались на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные периоды), истекшие до 01.01.2017.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона N 212-ФЗ органом, уполномоченным на возврат излишне уплаченных взносов, является орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 32-П впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.
Данная позиция также легла в основу Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 307-КГ18-21424 по делу NА56-67008/17.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01.01.2017, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 19 закона N 250-ФЗ данные действия осуществляются фондом и подлежит применению порядок, установленный Законом N 212-ФЗ.
Согласно ст. 20 закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 закона N250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату, органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают.
Из положений указанных статей 19 - 21 и иных положений Закона N250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, без возможности его оспаривания, именно фонд должен принять соответствующее решение и передать их к исполнению в налоговый орган.
Судом области правомерно установлено, что согласно данным налоговых деклараций за 2014-2015 годы, подлежащие уплате суммы страховых взносов должны были составить: 22 940 руб. 90 коп. - за 2014 год и 26 547 руб.- за 2015 год.
Расчет страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем за спорный период как плательщиком НДФЛ, совпадает с расчетом пенсионного фонда. Вместе с тем, согласно реестрам платежей, уплата страховых взносов за 2014 год произведена плательщиком в сумме 138 627 руб. 84 коп., в том числе: - 17 328 руб. 48 коп. (дата платежа 08.08.2014), - 121 299 руб. 36 коп. (дата платежа 24.03.2015). Уплата страховых взносов за 2015 год произведена плательщиком в сумме 148 886 руб. 40 коп., в том числе: - 18 610 руб. 80 коп. (дата платежа: 24.03.2015 - 17 328 руб. 48 коп., 14.04.2015 - 1 282 руб. 32 коп.), -130 275 руб. 60 коп. (дата платежа 31.03.2016).
Следовательно, за период 2014-2015 годы излишне перечисленная сумма страховых взносов, исчисленная с дохода, превышающего 300 тыс. рублей, составила всего 202 087 руб. 06 коп., в том числе: 98 358 руб. 46 коп. - за 2014 год, 103 728 руб. 60 коп. - за 2015 год. Размер и наличие у предпринимателя соответствующей переплаты по страховым взносам не оспариваются.
Подлежащая возврату ИП Копцевой Л.И. сумма излишне уплаченных страховых взносов уплачена ранее 01.01.2017.
Поскольку только ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области в силу императивных положений статьи 21 Закона N 250-ФЗ уполномочено на принятие решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, а сумма предъявленная заявителем к возврату представителем фонда не оспаривается, то требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае возврата излишне уплаченных страховых взносов размер пенсии заявителя по инвалидности будет уменьшен, отклоняются поскольку не имеют правового значения и не влияют на порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.01.2020 по делу N А36-8300/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8300/2019
Истец: Копцева Лариса Ивановна
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области