г. Пермь |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А71-16229/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Борзенковой И.В., Зарифуллиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Талисман": Чершышев В.А. (паспорт, доверенность от 25.10.2019, диплом),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Правительства Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 марта 2020 года
по делу N А71-16229/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Талисман" (ИНН 1831149650, ОГРН 1111831012985)
к Правительству Удмуртской Республики
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
о признании незаконным бездействия, выраженного в не включении объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 N 507,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Талисман" (далее - ООО "УК "Талисман", общество, заявитель) обратилось заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями:
- о признании незаконным бездействия Правительства Удмуртской Республики (далее - Правительство, заинтересованное лицо), выраженного в не включении объекта недвижимого имущества - здания (нежилое здание, многофункциональный общественный центр с подземной автостоянкой с кадастровым номером 18:26:010157:305), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 N 507 (далее -Перечень);
- об обязании Правительства Удмуртской Республики включить объект недвижимого имущества - Здания (нежилое здание, многофункциональный общественный центр с подземной автостоянкой с кадастровым номером 18:26:010157:305), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 N 507;
- об обязании Правительства Удмуртской Республики направить измененный Перечень в электронном виде в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества - Здания, с кадастровым номером 18:26:010157:305, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11 и разместить его на официальном сайте Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет.
Определениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.10.2019, 27.01.2020, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - Управление ФНС по УР) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее -Управление Росреестра по УР).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.03.2020 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого решения не учел все имеющие правовое значение обстоятельства, не оценил в совокупности имеющиеся в деле доказательства, которыми подтверждается обоснованная позиция заинтересованного лица. Ссылается, что Правительство Удмуртской Республики, отказывая ООО "УК "Талисман" во включении здания (нежилое здание, многофункциональный общественный центр с подземной автостоянкой с кадастровым номером 18:26:010157:305), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11, в Перечень, действовало в строгом соответствии с законодательством; при подготовке Перечня правительство руководствовалось сведениями, действительными на момент его утверждения - 29.11.2018, и не могло предполагать их последующее изменение. Приводит доводы о том, что принадлежащее заявителю здание полностью отвечает признакам вновь выявленного объекта, поскольку права на него зарегистрированы лишь 25.06.2019, в выгрузке данных об объектах недвижимости, направляемых ежегодно в адрес Минимущества Удмуртии для компоновки Перечня Управлением Росреестра по Удмуртской Республике, сведения о нем также отсутствовали, следовательно, информация о принадлежащем заявителю здании поступила в Правительство Удмуртской Республики по истечении продолжительного времени после утверждения Перечня. Отмечает, что при формировании Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год указанная информация была учтена, объекте кадастровым номером 18:26:010157:305 обоснованно включен. Считает некорректной ссылку арбитражного суда на результаты определения кадастровой стоимости помещений и объектов незавершенного строительства на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2018 года, поскольку указанным актом не определялась кадастровая стоимость зданий. Также считает неверным вывод суда первой инстанции о непроведении Минимуществом УР всех возможных мероприятий в целях определения вида фактического использования объекта недвижимости; информация с официального сайта ТРЦ "Талисман" (www.tlmn.org) носит общий информационный характер; не может служить доказательством отнесения объекта недвижимости к тому или иному виду (здание или помещение), а также быть основанием для включения объекта недвижимости в Перечень.
Заявителем, Управлением ФНС по УР представлены письменные отзывы по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 200, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК "Талисман" является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, многофункционального общественного центра с подземной автостоянкой с кадастровым номером 18:26:010157:305, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11, (далее - здание), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19.09.2019.
Указанное здание находится на государственном кадастровом учете с 28.11.2011.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 18:26:010150:97. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.09.2014 N 1800/501/14-241943 разрешенное использование данного земельного участка - производственно-коммерческая зона. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Отдельно стоящие объекты. Объекты без ограничения площади от 1000 кв.м. и выше.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.09.2019 N 18/ИСХ/19- 327737 (т.1 л.д.36) кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 составила 293 645 395, 74 руб. Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена с 31.12.2012 постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.09.2012 N 419 и является действующей на сегодняшний день.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 N 507 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень).
В Перечень включены нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности ООО "УК "Талисман" с кадастровыми номерами 18:26:010157:838, 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842,
18:26:010157:921, расположенные по адресу г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11 (т.1 л.д.71).
Указанное постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 04.12.2018 N RU18000201801271, опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства http://www.udmurt.ru 29.11.2018, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.12.2018.
Однако, здание с кадастровым номером 18:26:010157:305, принадлежащее на праве собственности ООО "УК "Талисман" и соответствующее признакам объекта недвижимого имущества, подлежащего включению в Перечень, не было в него включено, в связи с чем, письмом от 23.07.2019 N 60-05/588 общество обратилось в Правительство УР с просьбой включить указанное здание в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (т.1 л.д.67).
В свою очередь Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Министерство) письмом от 19.09.2019 N 6361/01-13 отказало обществу во включении здания в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в связи с отсутствием правовых оснований (т.1 л.д.68-70).
В обоснование отказа министерство указано, что объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305 представляет собой пятиэтажное нежилое здание, многофункциональный общественный центр с подземной автостоянкой, состоящий из помещений с кадастровыми номерами 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842, 18:26:010157:838,
18:26:010157:899, 18:26:010157:918 и является для указанных помещений родительским объектом.
Родительский объект поставлен на государственный кадастровый учет 28.11.2011. Помещения с кадастровыми номерами 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842, 18:26:010157:838, в соответствии с занимаемой площадью составляют 99% от общей площади всего здания, поставлены на государственный кадастровый учет в октябре 2012 года, и принадлежали на праве собственности обществу в период с 27.10.2011 по 26.06.2019.
При формировании Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, Министерством в соответствии с п. 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" использовались сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), ежегодно представляемые Управлением Росреестра по УР.
В числе поступивших сведений по объектам недвижимости, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 121 была информация о пяти объектах недвижимости с кадастровыми номерами 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842, 18:26:010157:838, 18:26:010157:921, принадлежащих обществу, которые и были с учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" включены правительством в Перечни объектов недвижимости на 2015-2019 годы.
Сведения о регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305 - до 24.06.2019 в ЕГРН отсутствовали. Управлением Росреестра по УР только 25.06.2019 осуществлена государственная регистрация перехода права собственности ООО УК "Талисман", в результате которого прекращено право собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842, 18:26:010157:838, 18:26:010157:888, 18:26:010157:918 и зарегистрировано право собственности на здание - объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305.
В связи с тем, что статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено единоразовое определение перечня не позднее 1 - го числа налогового периода по налогу, а также не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов и предусмотрена возможность включения в перечень не выявленных объектов недвижимого имущества на следующий налоговый период, Министерство не располагало основанием для включения заявленного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости за 2019 год.
Полагая незаконным бездействие Правительства УР, выразившееся в не включении принадлежащего обществу объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, утвержденный постановлением правительства от 29.11.2018 N 507 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названной нормы, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному акту и нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи названного Кодекса.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект недвижимости признается торговым центром, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, при соответствии хотя бы одному из следующих критериев:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из буквального толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются: данные о назначении здания (строения, сооружения) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества; данные о видах разрешенного использования земельного участка для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади здания.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены.
На территории Удмуртской Республики налог на имущество организаций установлен законом Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В соответствии со ст. 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР N55-РЗ) налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов), включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в Удмуртской Республике, является Правительство Удмуртской Республики (часть 2 статьи 1.1 Закона УР N 55- РЗ).
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270 "О порядке определения вида фактичекского использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" функция по формированию Перечня объектов осуществляется Министерством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях реализации на территории Удмуртской Республики положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.11.2018 N 507 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
При этом принадлежащее обществу спорное здание с кадастровым номером 18:26:010157:305, по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, д. 11, в данный Перечень не включено.
Исходя из предоставленных обществом документов, спорное здание нежилого назначения представляет собой многофункциональный общественный центр с подземной автостоянкой. Данная информация имеется в открытом доступе в сети "Интернет" на сайте https://2gis.ru, а также на официальном сайте торгового центра www.tlmn.org.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.09.2019 N 18/119/403/2019-109 датой присвоения кадастрового номера зданию является 28.11.2011, а датой внесения сведений о кадастровой стоимости - 16.02.2013 (т.1 л.д. 14-35).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 18:26:010150:97. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.09.2014 N 1800/501/14-241943 разрешенное использование данного земельного участка - производственно-коммерческая зона. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Отдельно стоящие объекты. Объекты без ограничения площади от 1000 кв.м. и выше.
Согласно техническому паспорту объекта, составленному ГУП "Удмурттехинвентаризация" по состоянию на 21.08.2009, общая площадь, входящих в состав объекта помещений, предназначенных для осуществления торговой деятельности (магазины, торговые залы, примерочные и т.п.) составляет 11 172,9 кв.м. Также в здании имеются помещения, предназначенные для общественного питания (кухни, бары, раздачи, обеденные залы и т.п.) общей площадью 473,1 кв.м. Таким образом, общая площадь помещений в здании, предназначенных для торговли и общественного питания составляет 11 646 кв.м. (т.1 л.д. 37-65).
Согласно данным технического паспорта, составленного по состоянию на 21.08.2009 ГУП "Удмурттехинвентаризация", выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.06.2019, общая площадь здания составляет 41 730,2 кв.м.
Таким образом, назначение помещений общей площадью 27,91% от общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов и объектов общественного питания.
Следовательно, данное здание соответствует критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона УР от 27.11.2003 N 55-РЗ, и соответственно подлежало включению в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Правительством УР в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут. Доказательств существования объективных причин, которые могли бы препятствовать правительству и министерству принять соответствующее решение, в материалы дела не представлено.
Повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Правительства УР и Министерства имелась реальная возможность для того, чтобы установить наличие спорного объекта и рассмотреть вопрос о включении его в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности внесения спорного объекта в Перечень на 2019 год, поскольку объект полностью отвечает признакам вновь выявленного объекта в 2019 году, о существовании объекта Министерству стало известно лишь из письма общества от 23.07.2019 N 60-05/588, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, в связи со следующим.
Действительно, пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Вместе с тем, данная норма применима лишь в отношении объектов, созданных в текущем году, однако спорный объект недвижимости, принадлежащий ООО "УК "Талисман" к таковым не относится, поскольку согласно выписке из ЕГРН от 19.09.2019 N 18/119/403/2019-109 датой присвоения кадастрового номера зданию является 28.11.2011, а датой внесения сведений о кадастровой стоимости здания ТРЦ "Талисман" в ЕГРН является 16.02.2013.
Входящие в здание нежилые помещения с кадастровыми номерами 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842, 18:26:010157:838,
18:26:010157:888, 18:26:010157:918 поставлены на кадастровый учет в 2012 году.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305 утверждена в 2012 году постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.09.2012 N 419.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.09.2019 N 18/ИСХ/19-327737, кадастровая стоимость данного объекта была определена по состоянию на 01.01.2019.
Кроме того, как верно отметил суд, доказательством того, что Правительство УР на момент формирования Перечня на 2019 год обладало информацией о принадлежности обществу на праве собственности как самих помещений в здании ТРЦ "Талисман", так и самого здания ТРЦ "Талисман", свидетельствуют факты включения в указанный Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год всех помещений в здании ТРЦ "Талисман" (т.1 л.д. 71).
На сайте Министерства имущественных отношений УР опубликован Структурированный Перечень объектов недвижимости по отдельным видам налогообложения от кадастровой стоимости на 2019 год (http://www.miour.ru/miour/info/15296.htmI).
Согласно указанному перечню, который применяется с 1 квартала 2019 года, помещения ТРЦ "Талисман" (18:26:010157:838, 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842) включены в перечень кадастровых номеров, расположенных в зданиях общей площадью свыше 1000 кв.м с порядковыми номерами 198, 199, 200, 201 соответственно (файл 5-RES, группа 5 "Помещения, расположенные в зданиях общей площадью свыше 1000 кв.м"). В качестве "родительского" объекта для данных помещений указано здание Многофункциональный общественный центр с подземной автостоянкой с кадастровым номером 18:26:010157:305 (файл "Полный список с характеристиками") (т.4 л.д.124-128).
Данный перечень был размещен на сайте Министерства задолго до получения Министерством письма заявителя от 23.07.2019 N 60-05/588.
Таким образом, на момент утверждения результатов определения кадастровой стоимости помещений, и объектов незавершенного строительства на территории Удмуртской Республики по состоянию на (27.11.2018), Правительство УР располагало содержащейся в Отчете о государственной кадастровой оценке информацией о здании с кадастровым номером 18:26:010157:305.
Следовательно, в момент утверждения Перечня объектов недвижимости на 2019 год (29.11.2018), располагая информацией о наличии принадлежащих ООО УК "Талисман" помещений с кадастровыми номерами 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842, 18:26:010157:838, 18:26:010157:888,
18:26:010157:918, неотделимых от самого здания ТРЦ "Талисман", Правительство не могло не знать о существовании объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305 (ТРЦ "Талисман").
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством УР принято постановление от 14.07.2014 N 270 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) помещений для целей налогообложения" (в редакции, действующей на момент утверждения постановлением Правительства УР от 29.11.2018 N 507 Перечня объектов недвижимости на 2019 год), которым утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) помещений для целей налогообложения (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база в соответствии с законом Удмуртской Республики определяется как кадастровая стоимость. Понятие "фактическое использование объекта недвижимости для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания" используется в настоящем Положении в значении, определенном статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Положения перечислены действия Министерства, которые оно обязано совершить в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, и формирования перечня.
Так, в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости Министерство осуществляет следующие мероприятия:
- проводит анализ сведений из ЕГРН, ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным ст.378.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике";
- проводит анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- запрашивает у подведомственного Министерству бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка;
- направляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, являющимся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, запросы о предоставлении сведений и документов, указанных в п.4 настоящего Положения, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости (при необходимости);
- запрашивает у муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, информацию о наличии на территории соответствующих муниципальных образований объектов недвижимости, соответствующих критериям (при необходимости);
- направляет запросы в отношении объектов недвижимости посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости): в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в целях получения сведений из ЕГРН; в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в целях получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Следовательно, информация из выгрузки данных, поступающая из Управления Росреестра по УР, на основании которой в данном случае Министерство сделало вывод о не выявления спорного объекта недвижимости, не является единственным источником информации об объектах недвижимости, подлежащих включению в Перечень, которое обязано использовать Правительство УР при утверждении перечня. Как следкет из материалов дела, ТРЦ "Талисман" имеет единый сайт в Интернете, на котором объект ТРЦ "Талисман" представлен единым зданием, не разбитым на отдельные помещения - www.tlmn.org. На публичной кадастровой карте Росреестра (pkk5.rosreestr/rn) при наборе адреса Здания ТРЦ "Талисман": г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11, в поисковой строке ОКС, здание с кадастровым номером 18:26:010157:305 отображается в результатах поиска (строка 17) (т.4 л.д. 129 - 132).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводы, что в нарушение вышеуказанного Положения Министерство не провело все мероприятий в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, в том числе анализ информации об объекте недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также не провело обследование объекта в целях выяснения его фактического нахождения.
Также следует признать необоснованными доводы апелляционной жалобы Правительства УР о том, что основной причиной не включения здания ТРЦ "Талисман" в Перечень объектов на 2019 год является не поступление информации о здании "в выгрузке данных, поступивших от Управления Росреестра по Удмуртской Республике".
Как следует из письма Управления Росреестра по УР от 31.07.2019 N 04 -46/1224 (т.4 л.д. 137-138), в сведениях Единого государственного реестра недвижимости содержатся сведения о здании с кадастровым номером 18:26:010157:305. Указанный объект недвижимости не является вновь образованным, поскольку учтен в ЕГРН с 28.11.2011, вновь возникшим является только право собственности на объект. Следовательно, данным документом Управление Росреестра по УР также подтверждает, что вся информация, необходимая для включения здания в Перечень, имелась в ЕГРН на дату утверждения Правительством УР перечня могла и должна была быть получена Правительством УР при надлежащем исполнении своих обязанностей.
Относительно причин не выгрузки данных о здании, Управление Росреестра по УР письмом от 09.01.2020 N 08-15/04 (т. 4 л.д. 100-101, 139140), представленным в ходе разбирательства сообщило, о том, что во-первых, Управление признает необходимость такой выгрузки, во-вторых, в качестве причины не выгрузки указывает "ошибку при прохождении форматно-логического контроля", и в-третьих, указывает, что по состоянию на 9 января 2020 года (дату написания письма) выгрузка все еще не произведена. Данная ошибка является неисправимой. Объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305 образован в связи с объединением объектов с кадастровыми номерами 18:26:010157:838, 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842. Актуальные записи об аренде в отношении объекта с кадастровыми номерами 18:26:010157:838, 18:26:010157:840, 18:26:010157:841, 18:26:010157:842 перенесены во вновь образованный объект с кадастровым номером 18:26:010157:305.
В связи с чем, как верно указал суд, ошибки в работе различных государственных органов не могут служить основанием нарушения прав и интересов заявителя. Кроме того, как установлено судом, отсутствие выгрузки данных о здании ТРЦ "Талисман" по состоянию на дату утверждения Перечня на 2020 год (12 ноября 2019 года) не помешало Правительству УР включить здание ТРЦ "Талисман" в Перечень на 2020 год.
Неправомерные действия органов субъекта Российской Федерации, уполномоченных выявлять объекты недвижимости, подлежащие включению в Перечень для исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости, не должны влечь для субъектов предпринимательской деятельности такие последствия как уплата налога в большем размере.
Вместе с тем, по обращению заявителя в Правительство УР, с заявлением о включении спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, каких-либо мер принято не было, следовательно, оспариваемое бездействие Правительства является незаконным и нарушает права заявителя.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, апелляционной коллегией также отклоняются доводы апелляционной жалобы Правительства УР о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:010157:305 отвечает признакам вновь выявленного объекта, поскольку право собственности на данный объект зарегистрировано лишь 25.06.2019.
Доводы Правительства УР о том, что статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период в части добавления в него новых объектов, также признаются апелляционным судом несостоятельными.
Действительно, согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вышеуказанная правовая норма применима к отношениям, когда здание построено в текущем году, либо стало соответствовать критериям в текущем году, в этом случае его необходимо включить в Перечень не немедленно, а на следующий календарный год.
Более того, как верно указал суд, данный Перечень по содержанию не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку пункты данного Перечня относятся к различным правообладателям объектов недвижимости и не касаются прав и обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов, в силу чего оспариваемый Перечень рассчитан на однократное применение.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14, перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом. При этом нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного если нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определятся исходя из их кадастровой стоимости, предусматривает улучшающие положения для налогоплательщиков, то такой акт может иметь обратную силу.
Аналогичная позиция содержится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2018 N 03-05-04-01/49877.
Действующее законодательство не наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правами при разрешении вопросов налогообложения физических и юридических лиц и не допускает каких-либо видов дискриминации хозяйствующих субъектов при отправлении функций данными органами, в связи с чем, органы фактически обязаны выполнять предусмотренные законом мероприятия и в отведенный законодателем для этого срок.
В рассматриваемом случае, при наличии соответствующей информации о торговом назначении спорного объекта, Министерство соответствующих мер по их включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняло.
Поскольку реализация возникшего у общества права на специальное налогообложение в данном случае прямо связана с необходимостью принятия Министерством решение о включении спорного здания в Перечень, то принятие такого решения является не только правом, но и обязанностью Министерства. Бездействие Министерства при отсутствии к тому законных оснований нарушает право общества на налогообложение с учетом установленных особенностей уплаты налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества об оспаривании бездействия Министерства, выраженного в невключении упомянутого здания общества в Перечень.
В данном случае включение здания ТРЦ "Талисман" в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год улучшит положение общества, как налогоплательщика, соответственно, постановление Правительства УР о внесении изменений в указанный Перечень на 2019 год будет иметь обратную силу.
Не включение правительством здания в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, повлекло для ООО УК "Талисман" негативные последствия в виде возникновения у общества обязанности уплаты налога на имущество организаций в 2019 году в размере 10 251 077 руб. исходя из его среднегодовой стоимости, вместо уплаты налога в размере 2 936 453,96 руб. с применением специального режима налогообложения по кадастровой стоимости. Установление Правительством УР разных режимов налогообложения для здания ТРЦ "Талисман" и входящих в его состав помещений ограничивает право собственника на выбор правового режима объекта недвижимости (здания), предоставленное ему законом.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что объект с кадастровым номером 18:26:010157:305 должен быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Отказ во не включении объекта с кадастровым номером 18:26:010157:305 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, не отвечает приведенным выше требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно возложил на Правительство УР обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иных выводов.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторно проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Правительство УР в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 марта 2020 года по делу N А71-16229/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16229/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Талисман"
Ответчик: Правительство Удмуртской Республики
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управление федеральной налоговой службы по УР г.Ижевск