г. Чита |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А19-680/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Монаковой О. В., Желтоухова Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2020 года по делу N А19-680/2020 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН: 1073808028194, ИНН: 3808170859) к обществу с ограниченной ответственностью "Лесторгсервис" (ОГРН: 1183850026821, ИНН: 3811456840) о взыскании 17 241 887 руб. 45 коп.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании доначисленной арендной платы в размере 17 241 887 руб. 45 коп. по договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г. за период с 01.01.2016 г. по 16.10.2017 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2020 года в удовлетворении иска отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2020 года по делу N А19-680/2020, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что срок исковой давности за периоды оплаты арендных платежей первого, второго, третьего и части четвертого квартала 2017 года не пропущен, поэтому во взыскании доначисленной арендной платы в размере 7 868 713,64 руб., приходящейся на указанные периоды, не может быть отказано по причине пропуска срока исковой давности. Также заявитель жалобы указывает на то, что применение понижающего коэффициента 0,5 к расчету размера арендной платы возможно только на период срока окупаемости инвестиционного проекта, который определен до 31.12.2015. При этом срок окупаемости инвестиционного проекта не регулируется условиями договора аренды лесного участка, не зависит от воли сторон и является расчетным экономическим показателем (вычисляемым математическим методом). В связи с чем, по мнению министерства, им обоснованно доначислена арендная плата с применением коэффициента 1,5.
В материалы дела поступил отзывы на апелляционную жалобу, в котором ответчик, возражая доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.05.2020.
В судебном заседании 16 июня 2020 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 18 июня 2020 года до 14 часов 40 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в сети Интернет.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Иркутской области N 112-рп от 09.04.2009 года утверждена заявка ООО "Транс-Сибирская лесная компания" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, Приказом Минпромторга России N 1129 от 14.12.2009 года инвестиционный проект ООО "ТрансСибирская лесная компания" "Инвестиционный проект в области освоения лесов" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с утвержденным приоритетным инвестиционным проектом между ООО "Транс-Сибирская лесная компания" и Агентством лесного хозяйства Иркутской области 25.02.2011 г. заключен договор аренды лесного участка N 91-309/10, условиями пункта 4.1, которого срок окупаемости проекта арендатора определен до 31 декабря 2011 года.
Пунктом 1 дополнительного соглашения от 25.02.2015 г. к договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г. стороны изменили срок окупаемости проекта арендатора до 21 марта 2020 года.
Постановлением Правительства Иркутской области N 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
17.11.2017 г. между ООО "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатор) и ООО "Транс-Сибирская лесная группа" (новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г., в соответствии с условиями которого все права и обязанности по договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г. переходят к новому арендатору.
Дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г. от 14.12.2017 г., заключенным между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО "Транс-Сибирская лесная группа", пунктом 1 которого сторонами определено, что расчет размера арендной платы, начиная с 17.10.2017 г. осуществляется без применения пониженного коэффициента 0,5, с применением сложившегося в субъекте среднего коэффициента превышения в размере 1,5.
28.11.2018 г. между ООО "Транс-Сибирская лесная группа" (арендатор) и ООО "ЛесТоргСервис" (новый арендатор) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г., в соответствии с п. 1 которого все права и обязанности по договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г. переходят к новому арендатору.
С учетом срока действия окупаемости инвестиционного проекта, а также заключении дополнительного соглашения от 14.12.2017 г. о применении среднего коэффициента превышения, министерство произвело расчет доначисления арендной платы по договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 г. за период с 01.01.2016 г. по 16.10.2017 г., в связи с чем, обратилось к ООО "ЛесТоргСервис" с претензией о добровольной оплате суммы задолженности, которая оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока исковой давности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании за период первого - четвертого кварталов 2017 года, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно материалам дела, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности в отношении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности и правилах их исчисления в редакции Федерального закона N 100-ФЗ применяются к требованиям, возникшим после вступления в силу указанного закона, а также к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.
Как следует из пункта 4.2 договора аренды N 91-309/10 от 25.02.2011 г. арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере 25% части годового размера арендной платы за 1 квартал - с 1 по 15 января, за 2 квартал - с 1 по 15 апреля, за 3 квартал - с 1-15 июля, за 4 квартал с 1-15 октября.
Как следует из искового заявления, истцом заявлены требования об уплате доначисленной арендной платы по арендным платежам за период с 01.01.2016 г. по 16.10.2017 г., таким образом, с учетом пункта 4.2. договора, обязанность арендатора по внесению арендных платежей 2017 года возникла до 15.01.2017, 15.04.2017, 15.07.2017, 15.10.2017, следовательно, с указанных дат начинает течь трехлетний срок исковой давности в отношении арендной платы за пользование лесным участком.
С рассматриваемым иском истец обратился в суд 20.01.2020 г., о чем свидетельствует штамп канцелярии Арбитражного суда Иркутской области.
Таким образом, на момент обращения истца в суд трехлетний срок исковой давности по платежам второго, третьего, четвертого кварталов 2017 года однозначно не истек.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу совокупного толкования норм пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения процедуры досудебного урегулирования спора, т.е. на тридцать календарных дней со дня направления претензии (требования).
Согласно материалам дела, истец требованием от 14.10.2019 N 02-91-12478/19 предложит ответчику оплатить в бюджет суммы доначисленной арендной платы, то есть предпринял попытку внесудебного урегулирования спора. Следовательно, течение срока исковой давности по спорным платежам приостановилось на тридцать календарных дней.
Принимая во внимание приостановление течения срока исковой давности, учитывая, что срок оплаты арендных платежей за первый квартал 2017 года приходился на 15.01.2017, а с иском в суд министерство обратилось 20.01.2020, апелляционный суд приходит к выводу, что срок исковой давности по взысканию спорных сумм арендных платежей за первой квартал 2017 года не истек.
В силу пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N310).
Согласно пункту 1 (1) Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.
Согласно условиям договора при расчете размера арендной платы коэффициент 0,5 применяется в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Как следует из материалов дела, первоначально срок окупаемости инвестиционного проекта (до 31.12.2011), на основании которого заключен договор аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 был определен в концепции инвестиционного проекта и распоряжении Правительства Иркутской области от 09.04.2009 N 112-рп (пункт 3).
Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее по тексту - Порядок) установлен Приказом Минпромторга России от 16.12.2011 N 1755 (действующим до 24.06.2018).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения (далее - заинтересованный орган), об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект (далее - заявка). Заявка подается организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган.
Согласно пункту 4 Порядка заявка подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, за исключением случаев, когда инвестиционный проект, в который предполагается ввести изменения, был утвержден Федеральным агентством лесного хозяйства. Направление заявок на согласование осуществляет заинтересованный орган, Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение 10 рабочих дней со дня ее получения.
Таким образом, изменение срока окупаемости инвестиционного проекта осуществляется путем подачи заявки арендатором в министерство и её согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно материалам дела, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", заявлением арендатора от 14.11.2011, а также принимая во внимание согласование Федерального агентства лесного хозяйства от 19.01.2012 N НК-10-27/401, срок окупаемости инвестиционного проекта, установленный распоряжением Правительства Иркутской области от 09.04.2009 N 112-рп, был продлен до 31 декабря 2015 года (распоряжение Правительства Иркутской области от 28.05.2012 N 258-рп).
Из представленного в материалы дела дополнительного соглашения от 25.02.2015 к договору аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011 следует, что стороны договора изменили содержание пункта 4.1 договора, заменив слова: "до 31 декабря 2011 года" на слова: "по 21 марта 2020 года".
Из чего следует, что дополнительным соглашением от 25.02.2015 сторонами договора аренды лесного участка был изменен срок окупаемости инвестиционного проекта, без соблюдения порядка внесения изменений, установленный Порядком внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Между тем, срок окупаемости инвестиционного проекта не регулируется условиями договора аренды лесного участка.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что срок окупаемости инвестиционного проекта, на основании которого заключен договор аренды лесного участка N 91-309/10 от 25.02.2011, с учетом его продления, оканчивался 31 декабря 2015 года. Следовательно, применение понижающего коэффициента 0,5 к расчету размера арендной платы после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, то есть после 31.12.2015, необоснованно.
С учетом изложенного, министерством правомерно произведено доначисление арендной платы за период с 01 января 2017 по 16 октября 2017 года с применением сложившегося в субъекте среднего коэффициента превышения в размере 1,5.
Расчет доначисленной арендной платы приведен истцом в исковом заявлении и в апелляционной жалобе. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.
Согласно расчету истца доначисление арендной платы за период с 01 января по 16 октября 2017 года составили 7 868 713,64 руб.
Апелляционный суд, проверив расчет приведенный в апелляционной жалобе, оснований для признания его неверным не находит, в связи с чем, признает его правильным.
На основании установленных обстоятельств, принимая во внимание оценку, данную им апелляционным судом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности апелляционной жалобы министерства и об ошибочности решения суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований истца в обжалуемой им части.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что решение суда от 19 марта 2020 года по настоящему делу подлежит отмене в части и принятии в отмененной части нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2020 года по делу N А19-680/2020 в части отказа во взыскании 7 868 713 рублей 64 копеек отменить.
В отмененной части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛесТоргСевис" (ОГРН 1183850026821, ИНН 3811456840) в пользу Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) 7 868 713 рублей 64 копейки.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-680/2020
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ООО "ЛесТоргСервис"