г. Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А40-273573/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2020 по делу N А40-273573/19
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
по заявлению АО "РЭУ"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным отказ
в присутствии:
от заявителя: |
Донченко Л.Г. по дов. от 21.04.2020; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "РЭУ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0003014:5281, об обязании осуществить регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0003014:5281.
Решением от 13.02.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
11.10.2018 АО "РЭУ" обратилось в МФЦ Района Савеловский САО с заявлением N 77/009/241/2018-5305 и N 77/009/241/2018-5306 по вопросу предоставления государственной услуги "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Коптевская, д.20, корп. 1 с кадастровым номером 77:09:0003014:5281.
18.07.2019 Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе N 77/009/241/2018-5305,5306 в предоставлении государственной услуги со ссылкой на непредставление заявителем документов, свидетельствующих о наличии ранее возникшего права у реорганизованного лица ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны РФ" на вышеуказанный объект.
Не согласившись с оспариваемым отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу п. 2 ст. 14 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
В силу требований ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2 Постановления к имуществу, являющемуся федеральной собственностью, относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике применения п. 2 приложения N 1 к Постановлению, имущество Вооруженных Сил РФ вне зависимости от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. N 15807/09, Определение ВАС РФ от 14 февраля 2012 г. N ВАС-863/12, Определение ВАС РФ от 27 июня 2012 г. N ВАС-4912/12).
Поскольку спорное имущество относится к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, то в силу действия Постановления, оно является федеральной собственностью - собственностью Российской Федерации (ст. 214 ГК РФ).
При названных обстоятельствах и в отсутствии иного правовым основанием возникновения права собственности Российской Федерации послужило постановление Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г., которое введено в действие до вступления в силу Федерального закона О государственной регистрации.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 г. N 1123-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации" создано Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее-ФГУП "РЭУ МО РФ").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р был утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, согласно которому ФГУП "РЭУ МО РФ" вошло в состав государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации (п. 17.396).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" (п. 36 Приложения N 5) и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. N 875 ФГУП "РЭУ МО РФ" реорганизовано путем преобразования в ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление". Реализация мероприятий по преобразованию государственных унитарных предприятие п.п. 3-4 распоряжения возложены на Министерство обороны Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Реализуя возложенные полномочия по распоряжению государственным имуществом, предусмотренные п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и пп. ж), з), п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", п.п. 3,4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. N 875, Минобороны России издан приказ от 25.05.2009 г. N 470 "Об условиях приватизации ФГУП "РЭУ МО РФ", которым утвержден перечень имущества, подлежащего приватизации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 2009 г. N 470 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "РЭУ МО РФ", которое включено в Передаточный Акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУ "РЭУ МО РФ", в том числе - объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Коптевская, д.20, корп. 1.
Министерство обороны Российской Федерации, уполномоченное передавать в уставной капитал недвижимое имущество, выразило свою волю о внесении Объекта в уставной капитал ОАО "РЭУ" Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 2009 г. N 470 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1.2. Устава ОАО "РЭУ" на дату преобразования ФГУП "РЭУ МО РФ" в ОАО "РЭУ" единственным учредителем (акционером) общества являлась Российская Федерация, от имени которой полномочия учредителя и акционера ОАО "РЭУ" осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны РФ.
Таким образом, собственником имущества - Российской Федерацией реализовано право на приватизацию федерального имущества посредством его передачи в уставной капитал хозяйственного обществ - ОАО "РЭУ" и приобретения акций этого общества в федеральную собственность.
Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации N 470 от 25.05.2009 г. утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП (Приложение N 1 к Приказу), которое как указывалось выше предано АО "РЭУ" по акту приема-передачи, включая спорное имущество.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Частью 1 ст. 37 Закона о приватизации, установлено, что хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 Закона о приватизации, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия (ст. 11 Закона о приватизации).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Следовательно, акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении ВАС РФ от 28 ноября 2013 г. N ВАС-17054/13; в Определении ВАС РФ от 13 декабря 2010 г. N ВАС-15997/10.
В силу указанных обстоятельств право собственности на объект недвижимости: расположенный по адресу: г. Москва, ул. Коптевская, д.20, корп. 1 с кадастровым номером 77:09:0003014:5281 возникло у АО "РЭУ" в результате приватизации государственного унитарного предприятия.
Таким образом, правовым основанием возникновения права собственности Российской Федерации на имущество вооруженных сил Российской Федерации вне зависимости, на чьем балансе оно находится, служит Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", что исключает необходимость регистрации такого права.
Для регистрации права собственности на имущество юридического лица, образованного в результате приватизации, достаточно установить факт регистрации вновь созданного в результате приватизации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и включении регистрируемого имущества в передаточный акт при приватизации.
Следовательно, документами, устанавливающими переход права на недвижимое имущество, в настоящем случае являются свидетельство о государственной регистрации ОАО "РЭУ" в едином государственном реестре юридических лиц и передаточный акт.
Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих право собственности на регистрируемый объект у правопредшественника, либо иных актов, закрепляющих такое имущество за ним на каком-либо ином праве, закон не предусматривает.
Учитывая изложенное, обществом к заявлению о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0003014:5281, были приложены все необходимые документы, предусмотренные п. 2 ст. 14 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации у Управления отсутствовали.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит отмене.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2020 по делу N А40-273573/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-273573/2019
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12205/20
25.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14581/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-273573/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-273573/19