г. Челябинск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А07-34504/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Тарасовой С.В. и Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 марта 2020 г. по делу N А07-34504/2019. В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Зиганшин И.Ш. (доверенность N119/1-63 от 23.12.2019, диплом); общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" - Хуснитдинов А.Г. (доверенность от 20.08.2019, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" (далее - ответчик, ООО УК "Уютный дом") о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за январь 2019 г. - май 2019 г. в размере 39 931 501 руб. 20 коп., пени в размере 3 791 059 руб. 67 коп. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.03.2020 (резолютивная часть объявлена 11.03.2020) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО УК "Уютный дом" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "БашРТС" с учетом представленного контррасчета ответчика.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства ООО УК "Уютный дом" о приостановлении производства по делу до принятия окончательного судебного акта Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-11824/2018. В рамках указанного дела истцом взыскивается задолженность за предыдущий период январь - декабрь 2018 г., доказательственная база по указанным делам взаимосвязана. В связи с чем в суде апелляционной инстанции ответчик повторно ходатайствует о приостановлении производства по настоящему делу. По мнению подателя жалобы, представленный в материалы дела контррасчет ООО УК "Уютный дом", согласно которому объем тепловой энергии потребленной для приготовления горячей воды посредством индивидуального теплового пункта (далее - ИТП) рассчитывается по формулам 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является верным. Расчет ООО "БашРТС" стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, противоречит указанным формулам.
Согласно дополнениям к апелляционной жалобе, ООО УК "Наш дом" утверждает, что применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не возлагает на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Ответчик отмечает, что управляющая компания не обязана представлять ООО "БашРТС" документы, подтверждающие приемку ИПУ в эксплуатацию. Из материалов дела не следует, что ответчик препятствовал истцу провести проверку правильности снятия показаний ИПУ потребителей, а также проверку их технической исправности.
Дополнительным доказательством неправомерности расчета ООО "БашРТС" является контррасчет ответчика по многоквартирному дому N 78/3, находящемуся по адресу: г. Уфа, проспект Октября. В указанном доме отсутствует ИТП, а также общедомовой прибор учета тепловой энергии, именно поэтому расчет объема тепловой энергии на отопление произведен ответчиком на основании установленного норматива на отопление на территории г. Уфа.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, также просил приостановить производство по делу в соответствии с заявленным ходатайством.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным; в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по настоящему делу до вынесения судом окончательного судебного акта по делу N А07-11824/2018 просил отказать.
В свою очередь ответчик представил письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ на возражения истца.
Рассмотрев ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу до вынесения судом окончательного судебного акта по делу N А07-11824/2018, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом. Обязанность приостановить производство по делу нормы пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ связывают не с наличием другого дела в производстве суда, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу. В данном пункте речь идет не о любом деле, имеющем отношение к участвующим в нем лицам, а только о таком обстоятельстве, которое касается одного и того же материального правоотношения, и разрешаемые по этому делу вопросы находятся в пределах рассматриваемого арбитражным судом спора.
Объективной предпосылкой для применения названной процессуальной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу, имеющему процессуальные или материальные последствия для разбирательства по первому делу. В рамках дела N А07-11824/2018 рассматриваются исковые требования ООО "БашРТС" о взыскании с ООО УК "Уютный дом" задолженности в размере 11 130 255 руб., пени в размере 96 833 руб. 22 коп.; о взыскании задолженности в размере 11 468 764 руб. 63 коп., пени в размере 185 664 руб. 63 коп.; о взыскании долга в размере 7 558 214 руб. 40 коп., пени в размере 89 501 руб. 86 коп.; о взыскании 10 057 011 руб. 98 коп.; о взыскании задолженности за май 2018 года в размере 3 911 139 руб. 52 коп., пени в размере 37 807 руб. 68 коп.; о взыскании основного долга в размере 6 564 825 руб. 63 коп., пени за период с 20.08.2018 по 18.10.2018 в размере 79 671 руб. 69 коп., а также встречное исковое заявление ООО УК "Уютный дом" к ООО "БашРТС" о признании недействительным приложения N 1 к договору теплоснабжения N 420046/РТС от 01.10.2013.
В рамках же рассматриваемого дела N А07-34504/2019 взыскивается задолженность с ООО УК "Уютный дом" в пользу ООО "БашРТС" за иной расчетный период - с января по май 2019 г., доказательственная база по указанным делам различна, процессуальных препятствий для рассмотрения настоящего дела до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу NА07-11824/2018 Арбитражного суда Республики Башкортостан не имеется.
Учитывая изложенное, объективные основания для приостановления производства по делу N А07-34504/2019 отсутствуют. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, 01.10.2013 между ООО "БашРТС" (теплоснабжающая организация) и ООО УК "Уютный дом" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 420046/РТС с теплоносителем горячая вода, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется, в свою очередь, принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии в соответствии с условиями договора. Согласно пункту 3.1.1 договора, потребитель обязуется принимать тепловую энергию и теплоноситель, производить оплату в соответствии с приложением N 7 к договору. В соответствии с пунктом 9 приложения N 6 к договору потребитель в течение 2 (двух) дней с момента получения подписывает накладную и акт приема-передачи, и один экземпляр направляет теплоснабжающей организации либо в тот же срок направляет теплоснабжающей организации мотивированное возражение. Согласно пункту 6.4 договора по всем вопросам, не указанным в настоящем договоре, стороны руководствуются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 N 610, действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, действующими Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам и другими нормативно - правовыми актами.
Во исполнение условий договора истец поставил ответчику тепловую энергию за период январь 2019 г. - май 2019 г. на сумму 40 255 479 руб. 30 коп., что подтверждается накладными, счетами-фактурами, актами приема-передачи тепловой энергии. Ответчик за указанный период оплату не произвел. ООО "БашРТС" направило в адрес ООО УК "Уютный дом" претензии N БРТС-ТС/133/У/2170/РТС от 21.06.2019, N БРТС-ТС/133/У/1548/РТС от 20.05.2019 с предложением погасить имеющуюся задолженность. Указанные претензии оставлены ООО УК "Уютный дом" без удовлетворения, в связи с чем ООО "БашРТС" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017. В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N124 (далее - Правила N124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 ГК РФ).
Факт поставки истцом ответчику по договору тепловой энергии подтверждается материалами дела. В обоснование исковых требований, истцом в материалы дела представлен подробный расчет потребления и стоимости тепловой энергии, выполненный в соответствии с пунктом 25 (1) Правил N124 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) - отражены данные по среднемесячному потреблению тепловой энергии (исходя из показаний ОДПУ за 2018 г.) и данные по фактическому потреблению (исходя из показаний ОДПУ за 2019 г.), показания общедомовых приборов учета за 2018 - 2019, заявки ООО УК "Уютный дом" с информацией по количеству пользователей горячей водой.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 603, вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42 (1)). Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 603).
Кроме того, указанным постановлением Правительства Российской Федерации N 603 внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе Правила N 124 дополнены пунктом 25.1. В пункте 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Так, в силу пункта 25.1 Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется: а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пункт 22 настоящих Правил.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354. Из содержания раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению. Как следует из представленных истцом расчетов, объем тепловой энергии на нужды отопления и объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определены отдельно. Согласно расчетам и дополнительно представленных истцом документам, стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения рассчитаны с учетом положений пункта 54 Правил N354, а также формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и пользователей горячей водой.
Объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354). Применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный. Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду. При этом Правилами N 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для ресурсоснабжающей организации, использующей открытую или закрытую систему горячего водоснабжения.
Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги поставленной ресурсоснабжающей организацией горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на отопление и на подогрев холодной воды лежит на компании, как лице, в управлении которой находится спорный индивидуальный тепловой пункт (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, А41-32043/2018).
Как следует из позиции истца, расчеты тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения выполнены исходя из количества пользователей горячей водой, согласно заявкам ООО УК "Уютный дом" и утвержденных нормативов потребления согласно постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях, коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" и постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом".
Расчет задолженности судом проверен, признан верным. Таким образом, задолженность ответчика перед истцом за расчетный период январь - май 2019 г. с учетом произведенных оплат составляет 39 931 501 руб. 20 коп. Между тем, ответчиком представлен контррасчет объема и стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также табличные данные по показаниям индивидуальных приборов (т. 6, л.д 1-144; т. 7, л.д. 1-159; т. 8, л.д. 1-125).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил представленный ответчиком контррасчет.
В соответствии с требованиями законодательства в договоре энергоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору энергоснабжения коммунального ресурса.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным (подп. "д" пункта 18 Правил N 124). В силу подп. "г" пункта 18 Правил N 124 в состав предоставляемой исполнителем информации включаются показания индивидуальных приборов учета. Как следует из устных и письменных пояснений сторон, данные по показаниям индивидуальных приборов учета ответчиком в адрес ресурсоснабжающей организации ранее не передавались и фактически представлены уже за рамками спорного периода - 27.01.2020.
При этом в соответствии с пунктом 80 Правил N 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Расчет стоимости коммунальной услуги на основании показаний приборов учета является приоритетным, однако, ответчик не представил надлежащих и достоверных доказательств того, что данные индивидуальных приборов учета у него имеются, что показания с указанных приборов учета своевременно передавались им истцу, что в спорных домах и квартирах такие приборы учета установлены, однако истец необоснованно не произвел перерасчет оплаты. Из пояснений истца от 10.02.2020 следует, что сведений о наличии актов допуска индивидуальных приборов учета, а также информации о наличии в МКД данных приборов учета у истца не имеется. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт допуска индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, отсутствуют сведения о типе и характеристиках приборов учета, о дате первичной поверки приборов, об установленном для приборов учета межповерочном интервале, о требованиях к условиям их эксплуатации.
Контррасчет ООО УК "Уютный дом" не содержит данных по примененным нормативам расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению: удельный расход v-ro коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-ro коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), не содержит данных по объему потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального в куб.м. (формула 20 приложения N 2 к Правилам N 354).
Таким образом, совокупность вышеизложенных обстоятельств не позволяет в полной мере признать обоснованным произведенный ответчиком контррасчет стоимости потребленного ресурса на основании показаний индивидуальных приборов учета в отсутствие доказательств установленной нормы.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Ответчик, как управляющая компания знал, мог и должен был знать о том, какими доказательствами следует подтверждать наличие и факт приемки к расчетам индивидуальных приборов учета. Утверждения ответчика о том, что такие приборы учета в действительности установлены, что им принимаются и передаются показания, нельзя признать доказанными в отсутствие соответствующих доказательств.
В процессе рассмотрения дела, представленные ООО УК "Уютный дом" расчеты и данные по показаниям индивидуальных приборов учета подробно проанализированы.
Суд первой инстанции предлагал ответчику представить мотивированные пояснения по недостаткам предоставленного контррасчета, что ООО УК "Уютный дом" сделано не было.
С учетом изложенного в контррасчете ответчика отсутствует обоснование методологии расчетов; отсутствуют сведения по примененным исходным данным для расчета (отсутствуют сведения по примененным нормативам потребления, отсутствуют сведения по примененным объемам потребления холодной воды на нужды ГВС). Отсутствует доказательства того, что ответчиком в контррасчете применены именно те показания индивидуальных приборов учета, которые представлены в материалы дела. В представленных в материалы дела данных по показаниям индивидуальных приборов учета отсутствует информация о том, в каких единицах измерения представлена информация (куб.м, Гкал), отсутствует информация по начальным и по текущим (на дату снятия показания ИПУ) показаниям приборов учета, отсутствует информация о предыдущих показаниях приборов учета, отсутствует дата снятия показаний ИПУ, отсутствует информация о датах поверки приборов учета.
В свою очередь, расчеты ООО "БашРТС" в полной мере соответствуют формулам 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354 и правовой позиции сформулированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, А41-32043/2018.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что ряд многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Уютный дом" оборудованы ИТП.
Согласно Приказу Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок": индивидуальный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части. Посредством данных ИТП ООО УК "Уютный дом" осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги "горячая вода" для целей ее передачи конечному потребителю - гражданам.
Понятия централизованная система горячего водоснабжения и нецентрализованная система горячего водоснабжения определены в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В своих доводах податель жалобы не учитывает, что в рамках рассматриваемого дела ООО "БашРТС" взыскивается стоимость тепловой энергии на нужды отопления и стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
В спорный период, до судебного разбирательства в рамках настоящего дела, ООО УК "Уютный дом" для целей расчета размера платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения показания ИПУ ГВС в ООО "БашРТС" не представляло.
Ссылка ответчика на судебную практику по делу N А07-18211/2018 и N А32-16371/2018 не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
Кроме того, ссылка на судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащая положениям гражданского законодательства об отнесении судебного прецедента к источникам гражданского права (статья 3 ГК РФ).
Апелляционной коллегией отклоняется довод ООО УК "Уютный дом" о том, что ООО "БашРТС" неправомерно предъявляется к оплате стоимость тепловой энергии на нужды ГВС по многоквартирному дому N 78/3, расположенному по адресу: г. Уфа, пр. Октября.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "БашРТС" пояснил, что в многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 78/3 истцом поставляется тепловая энергия на нужды отопления и тепловая энергия на нужды ГВС. При этом, данный многоквартирный дом опосредованно присоединен к тепловым сетям многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 84/4, в котором расположен тепловой пункт для приготовления горячей воды.
В возражениях на отзыв истца на апелляционную жалобу ответчиком указано, что в МКД по пр. Октября, д. 78/3 поступает готовая горячая вода, а не теплоноситель, как установил суд первой инстанции и полагает истец.
Между тем, истцом представлена схема теплоснабжения многоквартирных домов по адресам: г. Уфа, пр. Октября, д. 78/3 и пр. Октября, д. 84/4. Из схемы усматривается, что тепловая энергия, поставляется в многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 84/4 (многоквартирный дом находится в управлении ООО "ЖЭК"). В многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 84/4 установлен тепловой пункт, из которого горячая вода поступает в многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 78/3 и пр. Октября, д. 84/4.
Таким образом, как пояснил представитель истца, ООО "БашРТС" поставляет в многоквартирный дом по пр. Октября тепловую энергию на нужды отопления и тепловую энергию на нужды ГВС в рамках договора теплоснабжения N 450980/РТС от 01.10.2013, заключенного с ООО "ЖЭК".
В многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 78/3 тепловая энергия на нужды отопления и на ГВС истцом поставляется по договору N 420046/РТС от 01.10.2013, заключенного с ответчиком.
В обоснование данного довода истцом в суд апелляционной инстанции представлено Соглашение о внесении изменений в договор теплоснабжения N 420046/РТС от 01.10.2013 и включении в договор многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 78/3. Указанное соглашение подписано представителями ООО "БашРТС" и ООО УК "Уютный дом", скреплено печатями сторон, доказательств его изменения либо расторжения суду не представлено.
Несвоевременное исполнение ответчиком денежного обязательства явилось основанием для начисления истцом пени в сумме 3 791 059 руб. 67 коп. за период с 28.09.2019 по 03.02.2020 г.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ). Пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аналогичная ответственность предусмотрена пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Расчет суммы неустойки, начисленной истцом за просрочку платежа, судом проверен и признан арифметически верным. Ответчик расчет пени не оспорил, контррасчет не представил. Оснований для снижения размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ судом не установлено.
Ввиду просрочки исполнения обязательств, требования истца о взыскании с ответчика пени в размере 3 791 059 руб. 67 коп. являются обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УК "Уютный дом" - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 марта 2020 г. по делу N А07-34504/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34504/2019
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ДОМ"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4625/20
25.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6090/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-34504/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-34504/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-34504/19