город Воронеж |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А36-9712/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Бумагина А.Н.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от УФНС России по Липецкой области: Литвинова С.С. - представитель по доверенности N 05-26/290 от 17.09.2019, представлен диплом о высшем юридическом образовании, рег. номер 15674 от 07.07.2010;
от общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.12.2019 по делу N А36-9712/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс" (ОГРН: 1164827062839, ИНН: 4825118032) о признании незаконным (недействительным, не соответствующим НК РФ) и отмене решения N 3 от 13.05.2019 заместителя начальника УФНС России по Липецкой области Мирзоева А.Х. о продлении срока проведения выездной налоговой проверки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченно ответственностью "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс" (далее - ООО "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене решения N 3 от 13.05.2019 заместителя начальника УФНС России по Липецкой области Мирзоева А.Х. о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 16.12.2019 по делу N А36-9712/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс" ссылается на то, что проверочные мероприятия в отношении Общества длятся с 23.07.2018, то есть более 1 года. Вместе с тем, во время приостановления проверок и получения документов от контрагентов Общества Инспекция не была лишена возможности осуществить все допустимые законом действия по получению от контрагентов Общества необходимых документов и назначить экспертизу. По мнению Общества, решение N 3 от 13.05.2019 не соответствует пункту 2 Приложения N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Липецкой области указывает на соответствие решения N 3 от 13.05.2019 п.п. 6 ст. 89 НК РФ, п.п. 7 п. 2 и п. 5 Приложения N6 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО "Транспортно-экспедиционная Компания "ЛКТранс", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя УФНС России по Липецкой области, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения N 2 о проведении выездной налоговой проверки от 23.07.2018 назначена выездная налоговая проверка ООО "ТЭК "ЛКТранс" по вопросам исчисления и уплаты НДС за 01.10.2016 по 31.12.2017.
Решением N 2/1 от 27.08.2018 выездная налоговая проверка приостановлена.
Решением N 2/2 от 19.02.2019 налоговая проверка возобновлена.
Решение N 1 от 07.03.2019 выездная налоговая проверка в отношении ООО "ТЭК "ЛКТранс" продлена на срок до четырех месяцев.
Решением N 3 от 13.05.2019 срок проверки продлен на срок до 6-ти месяцев, из содержания указанного решения следует, что основанием для продлении проверки явился факт непредставления контрагентами и иными лицами документов (информации) о деятельности проверяемого лица, неявка вызванных свидетелей, необходимость проведения почерковедческой экспертизы.
Полагая, что решение N 3 от 13.05.2019 о продлении проверки на срок до 6-ти месяцев является незаконным, ООО "ТЭК "ЛКТранс" обратилось с жалобой, которая решением ФНС РФ N СА-4-9/12301 @ от 25.06.2019 была отклонена (л.д. 20-23).
Не согласившись налоговым органом и считая, что решение N 3 от 13.05.2019 о продлении проверки на срок до шести месяцев не соответствует ст. 89 НК РФ, ООО "ТЭК "ЛКТранс", обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд области, пришел к выводу о законности решения N 3 от 13.05.2019 заместителя начальника УФНС России по Липецкой области Мирзоева А.Х. о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, поскольку оно произведено в рамках предоставленных полномочий и при наличии достаточных к тому оснований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
На основании статей 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки. Выездные налоговые проверки проводятся в соответствии с положениями статьи 89 НК РФ.
В соответствие с пунктом 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
В силу абзаца 2 пункта 6 статьи 89 НК РФ основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 Приложения N 6 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключонием налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (далее - Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, (Приказ) основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев является, в том числе непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 93.1 Кодекса.
Согласно пункту 3 Приложения N 6 для продления срока проведения выездной налоговой проверки мотивированный запрос о продлении срока ее проведения направляется налоговым органом, проводящим такую проверку, в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 6 руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, которому направлен запрос, принимает решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.
Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 93.1 Кодекса, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Как следует из материалов дела, инспекцией вынесено решение от 23.07.2018 N 2, которым налоговым органом на основании статьи 89 Кодекса в отношении ООО "ТЭК "ЛКТранс" назначена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за период с 01.10.2016 по 31.12.2017.
В связи с неисполнением (неполным исполнением) ООО "ТЭК "ЛКТранс" требования N U008 от 28.12.2018 о представлении документов, а также поручений N10/22680 от 15.08.2018, N 4 от 13.11.2018, NN 575, 576, 577 от 27.12.2018, NN610, 611, 617 от 29.12.2018 в срок, установленный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса; неявкой (уклонением от явки) без уважительных причин лиц, вызываемых по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также в целях проведения почерковедческой экспертизы Управлением вынесено решение от 13.05.2019 N 3, в соответствии с которым срок выездной налоговой проверки Общества продлен до 6 месяцев.
В соответствии с Приложением N 6 непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса, является одним из оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки. При этом ни Приложением N 6, ни формой решения, рекомендованной письмом Федеральной налоговой службы от 15.01.2019 NЕД-4-2/356@, не предусмотрено отражение в решении о продлении срока проведения выездной налоговой проверки перечня контрагентов и иных лиц, не представивших налоговому органу соответствующие документы (информацию).
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 89 НК РФ", данное законоположение само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод граждан, поскольку направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
В пункте 4 определения от 09.11.2010 N 1434-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, указывая в пункте 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, что основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня таких оснований, имея в виду многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки. В противном случае это могло бы воспрепятствовать налоговым органам в осуществлении их полномочий по полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии оснований для продления выездной налоговой проверки, установленных Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@, отклоняются как необоснованные, поскольку несогласие Общества с признанием указанных Управлением обстоятельств в качестве оснований для продления проверки не свидетельствует о незаконности и необоснованности решения УФНС России по Липецкой области.
Таким образом, указанное решение вынесено налоговым органом в соответствии с пунктом 6 статьи 89 Кодекса, подпунктом 7 пункта 2 и пунктом 5 Приложения N 6 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ в связи с непоступлением в Инспекцию документов в установленный срок по требованию о предоставлении документов (информации) и по поручениям об истребовании документов (информации).
Довод апелляционной жалобы о проведении налоговым органом мероприятий налогового контроля за пределами установленных сроков не соответствует фактическим обстоятельствам дела и отклоняется, исходя из следующего.
Решением N 2 от 23.07.2018 назначена выездная налоговая проверка ООО "ТЭК "ЛКТранс" по вопросам исчисления и уплаты НДС за 01.10.2016 по 31.12.2017.
Решением N 2/1 от 27.08.2018 выездная налоговая проверка приостановлена.
Решением N 2/2 от 19.02.2019 налоговая проверка возобновлена.
Решение N 1 от 07.03.2019 выездная налоговая проверка в отношении ООО "ТЭК "ЛКТранс" продлена на срок до четырех месяцев.
Решением N 3 от 13.05.2019 срок проверки продлен на срок до 6-ти месяцев.
Согласно справке об окончании выездной налоговой проверки N б/н от 2107.2019 мероприятия налогового контроля в отношении ООО "ТЭК Транс" окончены.
В силу пункта 8 статьи 89 НК РФ, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Пунктом 9 статьи 89 НК РФ предусмотрено право руководителей (заместителей руководителя) налоговых органов приостанавливать проведение выездных налоговых проверок по основаниям, указанным в названном пункте, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ. При этом приостановление проведения выездной налоговой проверки по такому основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка Заявителя не превышает 180 дней, то есть проведена в сроки, установленные статьей 89 НК РФ.
Довод ООО "ТЭК "ЛКТранс" о том, что налоговый орган неоднократно и в больших объемах истребовал у Заявителя первичные бухгалтерские документы, которые были представлены в налоговый орган (за исключением документов, уничтоженных пожаром), а также многократно проводил допросы всех сотрудников Общества, отклоняется как необоснованный, поскольку НК РФ не содержит нормы, ограничивающие количество истребуемых документов у проверяемого лица для проведения выездной налоговой проверки, а также количество допросов свидетелей.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие оснований у налогового органа для изъятия и выемки документов Общества, а также о не проведении почерковедческой экспертизы, апелляционным судом отклоняются как необоснованные и выходящие за пределы рассматриваемых требований.
Довод ООО "ТЭК "ЛКТранс" о незаконном бездействии налогового органа в рамках проведения выездной налоговой проверки не соответствует материалам дела, поскольку Инспекцией в отношении проверяемого лица до вынесения обжалуемого решения проведены следующие мероприятия налогового контроля (л.д. 90-151 т.1, л.д. 1-122 т.2):
-направлено 165 поручений об истребовании документов (информации) по взаимоотношениям с ООО "ТЭК "ЛКТранс";
- направлено 36 поручений по допрос руководителей и учредителей контрагентов (повесток о вызове на допрос) лиц, имеющих сведения о проблемных контрагентах, из них составлено 12 протоколов допросов;
- направлено 72 поручения об истребовании документов (информации) у банков IP-адресов и банковских досье;
- направлено 14 поручений об истребовании документов (информации) операторам связи;
- направлено 306 запросов на предоставление выписок по операциям на расчетных счетах;
- направлено 453 поручения об истребовании документов, поручений на допрос свидетелей - индивидуальных предпринимателей, фактически оказывающих транспортные услуги по месту их регистрации.
Также в рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом осуществлялись действия по выемке документов, опросу свидетелей.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что Управлением необоснованно в качестве основания для принятия решения от 13.05.2019 указано непредставление проверяемым лицом в установленный НК РФ срок документов, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, продление срока произведено налоговым органом в рамках предоставленных полномочий, при наличии достаточных к тому оснований.
Кроме того, решение Управления N 3 от 13.05.2019 само по себе не возлагает на заявителя дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного Обществом не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение Управления N 3 от 13.05.2019 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки является правомерным, основания для отмены указанного решения отсутствуют.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.12.2019 по делу N А36-9712/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9712/2019
Истец: ООО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ЛКТРАНС"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области
Третье лицо: Тишинский Николай Анатольевич