г. Владивосток |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А24-306/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Горный ключ",
апелляционное производство N 05АП-3007/2020
на решение от 23.03.2020
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-306/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горный ключ" (ИНН 4104000620, ОГРН 1024101228513)
о признании незаконным решения Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН 4101145761, ОГРН 1114101003708) об отказе в изменении сроков рубки лесных насаждений от 27.12.2019, оформленного письмом от 27.12.2019 N 59.2/2654,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горный ключ" (далее - заявитель, ООО "Горный ключ", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Агентство) об отказе в изменении сроков рубки лесных насаждений от 27.12.2019, оформленного письмом от 27.12.2019 N 59.2/2654.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 23.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.03.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции общество приводит доводы о том, что суд необоснованно, без указания норм права пришел к выводу о том, что недоиспользованная вырубка леса в 2016 году не может быть продлена на 2020 год. Считает, что в силу действующих Правил Агентство должно было задекларировать лесную декларацию от 02.12.2019 на 12 месяцев, однако под давление должностных лиц декларация была подана со сроком до 31.12.2019. Обращает внимание суда на неправомерный отказ в вызове в судебное заседание свидетеля для дачи пояснений по вопросам подачи лесных деклараций от 02.11.2019 и 21.11.2019, в связи с чем в порядке статьи 268 АПК РФ просит вызвать свидетеля Дьячкова А.Л. Также полагает ошибочным вывод суда о недоказанности факта неблагоприятных погодных условий, препятствующих вырубке леса.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Через канцелярию суда от Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, в котором Агентство на доводы жалобы возражало, просило оставить решение суда без изменения.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
02.12.2019 ООО "Горный ключ" с сопроводительным письмом (вх. N 59/2888) представило в Агентство лесную декларацию N 3, в которой заявило об использовании лесов для заготовки древесины с 12.12.2019 по 31.12.2019; акты предварительного осмотра лесосек от 15.11.2019, 20.11.2019, 02.12.2019; отчет 1-ИЛ за январь-декабрь 2016 года.
Также в сопроводительном письме от 02.12.2019 сообщалось, что в 2016 году рубка на лесном участке не производилась, о чем свидетельствует отчет 1-ИЛ за январь-декабрь 2016 года от 30.12.2016. Условия полного использования древесины на текущий год по договору аренды подтверждается прилагаемыми актами осмотра лесосек.
17.12.2019 ООО "Горный ключ" обратилось в Агентство с письмом (вх. N 59/3353), в котором в связи неблагоприятными погодными условиями и низкими температурами в месте заготовки древесины просило продлить срок рубки лесных насаждений, трелевки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации N 3 от 02.12.2019 до 01.06.2020.
27.12.2019 Агентство письмом N 59.02/2654 отказало в выдаче разрешения на увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации N 3 от 02.12.2019. Отказ Агентства со ссылками на пункт 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, мотивирован тем, что доказательства наступления таких погодных условий в период с даты вступления в силу лесной декларации N 3 по договору аренды лесного участка от 11.08.2008 N 38-П с 12.12.2019 по 17.12.2019, на дату подачи обращения, Обществом не представлены. Также Агентство сообщило, что заявленный объем рубки по лесной декларации от 02.12.2019 N 3 принят Агентством на основании пункта 9 указанных Правил за счет недоиспользованного объема изъятия древесины за 2016 год, и Правила не содержат положений о возможности увеличения сроков рубки по таким декларациям.
Не согласившись с вынесенным отказом Агентства, посчитав его нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.
На основании части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила N 474).
Пунктом 1 Правил N 474 установлены требования к заготовке древесины для всех лесных районов Российской Федерации.
Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта) (пункт 4 Правил N 474).
В соответствии со статьей 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17) утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме.
Пунктом 2 Порядка N 17 установлено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Исходя из приведенных положений срок действия лесной декларации определяется декларантом, но ограничен 12 месяцами с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с пунктами 4, 4.1 Порядка N 17 в лесную декларацию вносятся сведения о декларируемом периоде; в приложении к декларации указываются сведения об объемах использования лесов.
Как следует из пункта 7 Порядка N 17, внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях:
- изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;
- внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов;
- продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины;
- исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений;
- внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.
Материалами дела подтверждено, что 02.12.2019 ООО "Горный ключ" с сопроводительным письмом (вх. N 59/2888) представило в Агентство лесную декларацию N 3 на дополнительный объем древесины за счет недоиспользования объема изъятия за 2016 год, в которой заявило об использовании лесов для заготовки древесины с 12.12.2019 по 31.12.2019, приложив к письму акты предварительного осмотра лесосек от 15.11.2019, 20.11.2019, 02.12.2019; отчет 1-ИЛ за январь-декабрь 2016 года. Также в сопроводительном письме от 02.12.2019 сообщалось, что в 2016 году рубка на лесном участке не производилась, о чем свидетельствует отчет 1-ИЛ за январь-декабрь 2016 года от 30.12.2016. Условия полного использования древесины на текущий год по договору аренды подтверждается прилагаемыми актами осмотра лесосек.
17.12.2019 ООО "Горный ключ" обратилось в Агентство с письмом (вх. N 59/3353), в котором в связи неблагоприятными погодными условиями и низкими температурами в месте заготовки древесины просило продлить срок рубки лесных насаждений, трелевки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации N 3 от 02.12.2019 до 01.06.2020.
27.12.2019 Агентство приняло оспариваемое решение об отказе в изменении сроков рубки лесных насаждений, мотивировав отказ тем, что в силу пункта 9 Правил N 474 увеличение сроков вырубки по декларациям за счет недоиспользованного объема невозможно, а также ввиду отсутствия доказательств неблагоприятных погодных условий.
Оценив указанные уполномоченным органом основания отказа, коллегия приходит к выводу об их обоснованности, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Таким образом, названными Правилами N 474 действительно предусмотрена возможность увеличения срока рубки, хранения и вывоза древесины в случае невозможности своевременного исполнения требований по причине неблагоприятных погодных условий.
Между тем, положения пункта 11 Правил не могут рассматриваться без их системной оценки с иными положениями Правил, в том числе, с пунктом 9 Правил N 474.
Так, согласно названному пункту, лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.
При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.
Таким образом, отдельная лесная декларация на дополнительный объем древесины может быть подана лицом, использующим леса, уполномоченному органу только после использования установленного на текущий год отпуска древесины. Данное ограничение связано с тем, что получение дополнительного объема древесины за счет недоиспользованных объемов за предыдущие годы без сведений о фактическом использовании установленного на текущий год отпуска древесины может привести к возникновению переруба расчетной лесосеки по лесничеству.
Кроме того, из названной нормы Правил N 474 следует, что использование дополнительного объема древесины должно осуществляться в текущем году подачи декларации, и исключительно за счет недоиспользованного объема древесины за предыдущие три года.
Применительно к рассматриваемому спору, использование дополнительного объема древесины в текущем 2019 году по декларации N 3 от 02.12.2019 осуществлялось за счет недоиспользованного объема древесины 2016 года, что соответствует требованиям пункта 9 Правил.
Тогда как продление срока декларации N 3 на 2020 год означало бы превышение императивно установленного положения о возможности рубки за счет недоиспользованного объема за предыдущие три года и без учета сведений о фактическом использовании установленного на год отпуска древесины.
Иной подход, вопреки позиции апеллянта, свидетельствует о возможности неоднократного продления срока заготовки и вывоза древесины, в результате чего срок заготовки приобретал бы бессрочный характер, вел к возникновению переруба, что в силу действующих положения ЛК РФ недопустимо.
При таких условиях, у Агентства отсутствовали правовые основания для принятия решения о продлении сроков рубки лесных насаждений.
Кроме того, критически оценивая представленные обществом доказательства в подтверждение неблагоприятных условий, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
К первоначально поданному обществом письму от 17.12.2019 вх. N 59/3353 в нарушение пункта 11 Правил N 474 и пункта 8 Порядка N 17 не были приложены документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Впоследствии общество 26.12.2019 в дополнении к обращению от 17.12.2019 представило справку о метеоусловиях от 26.12.2019 N 04-1272, выданную федеральным государственным бюджетным учреждением "Камчатское управление по гидрометеорологии".
При этом, названная справка, представленная заявителем Агентству, не содержит сведений о неблагоприятных погодных условиях в период с 12.12.2019 по 20.12.2019 (л.д. 53), следовательно, не может свидетельствовать об обоснованности приостановления лесозаготовительных работ обществом на дату подачи заявления о продлении срока рубки 17.12.2019.
Одновременно суд обоснованно отметил, что справка Ключевского лесничества - филиала краевого государственного казенного учреждения "Камчатский лесничества" от 06.12.2019 N б/н, представленная в судебное заседание, не была представлена обществом в Агентство в обоснование заявления о продлении сроков рубки лесных насаждений и не была предметом исследования Агентством. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и обществом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, данная справка не подтверждает наличие неблагоприятных погодны условий в местоположении лесных участков, поскольку в справке не указано в какой период высота снежного покрова составила 30-40 см, является ли приведенная высота снежного покрова, превышающей средние показатели для рассматриваемого периода для данной территории.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что должностные лица Агентства своими действиями вынудили общество указать срок декларации N 3 до 31.12.2019, а также о том, что декларации от 02.11.2019 и 21.11.2019 необоснованно отклонены Агентством и возвращены заявителю не могут быть предметом оценки в рамках настоящего спора, ограниченного заявленными обществом требования об обжаловании конкретного решения Агентства от 27.12.2019, принятого по результатам поданного обществом заявления от 17.12.2019, ввиду чего суд не может выходить за пределы требований и давать оценку иным решениям или действиям Агентства.
По изложенному, не подлежит удовлетворению ходатайство общества о вызове свидетеля Дьячкова А.Л. для дачи пояснений в отношении иных деклараций, как не относящихся к предмету рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах, в отсутствие правовых оснований для признания оспариваемого отказа Агентства недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.03.2020 по делу N А24-306/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-306/2020
Истец: ООО "Горный ключ"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края