город Омск |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А46-20913/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4138/2020) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2020 по делу N А46-20913/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Исматуллоева Джахонгира Расулжоновича (ИНН 550367954254 ОГРНИП 3100554320200075) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Ленинского административного округа г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, о признании недействительным решения от 11.09.2019 N 09/522,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Исматуллоева Джахонгира Расулжоновича - Шарипов Гарун Булатович по доверенности N 55АА 1870291 от 05.06.2018 сроком действия до 05.06.2023;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Коптев Андрей Владимирович по доверенности N 02/600 от 29.01.2020 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Исматуллоев Джахонгир Расулжонович (далее - заявитель, ИП Исматуллоев Д.Р., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 11.09.2019 г. исх. N 09/522 об отказе в предоставлении земельного участка на условиях аренды площадью 100 кв.м., расположенного в 200 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г.Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения павильона по оказанию услуг шиномонтажа.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2020 по делу N А46-20913/2019 требования заявителя были удовлетворены. Суд признал незаконным решение от 11.09.2019 г. исх. N 09/522 об отказе в предоставлении земельного участка на условиях аренды площадью 100 кв.м., расположенного в 200 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г.Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения павильона по оказанию услуг шиномонтажа.
Способ восстановления права судом не определялся.
Кроме того, суд взыскал с заинтересованного лица в пользу ИП Исматуллоев Д.Р. 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в 3.5 метрах от границ земельного участка с кадастровым номером 55:366000000:160539, в границах которого расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях магистрали общегородского значения Черлакский тракт; земельный участок предполагался для установки павильона по оказанию услуг шиномонтажа без возведения на нем объектов капитального строительства, что не относится к компетенции Департамента.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение без изменения, так как испрашиваемый земельный участок расположен в 3.5 метрах от границ земельного участка с кадастровым номером 55:366000000:160539, что подтверждается представленным в суд первой инстанции заключением кадастрового инженера ООО "Центр правовой помощи "Цитадель" от 21.09.2018, выполнившего геодезическую съемку земельного участка.
Судом апелляционной инстанции рассмотрение дела откладывалось. Заинтересованному лицу предлагается представить все документы, приложенные предпринимателем к заявлению, с которым ИП Исматуллоев Д.Р. обращался в Департамент; схему, изображающую испрашиваемый земельный участок на плане территории с привязкой к зданию, расположенного в 200 м по направлению на юго-запад относительно ориентира, и с привязкой к границам красных линий магистрали общегородского значения регулируемого движения; выписку из Правил землепользования и застройки города Омска с указанием всех обозначений, в том числе, выкипировку из графического материала конкретного района с нанесение предполагаемого к формированию земельного участка.
После отложения судебного заседания Департаментом в материалы дела представлены дополнительные документы: копия обращения и документов, предоставленных с ним; выкипировка из проекта планировки; выкипировка из проекта межевания; фрагмент публичной кадастровой карты.
Все представленные документы приобщены к материалам дела в целью его полного и всестороннего рассмотрения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - просил отказать в их удовлетворении.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Судебным актом по делу N А46-13716/2018 было установлено, что 03.07.2018 ИП Исматуллоев Д.Р. обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о представлении с торгов на условиях аренды земельного участка площадью 100 кв.м., расположенного в 200 м по направлению на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт, д. 3/2, для организации открытой площадки по оказанию услуг шиномонтажа с установкой на нем временного павильона для размещения оборудования и хранения расходных материалов. Запрашиваемый земельный участок предполагался для установки павильона без возведения на нем объектов капитального строительства.
Департамент имущественных отношений письмом от 05.07.2018 Исх-Дио/1981ог сообщил предпринимателю о том, что его обращение перенаправлено для рассмотрения в соответствии с полномочиями в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
В свою очередь, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска письмом от 20.07.2018 N Исх-ОГ- ДАГ/12127 сообщил предпринимателю о том, что указанный в обращении земельный участок расположен в границах территории общего пользования, в красных линиях магистрали общегородского значения по Черлакскому тракту.
Полагая бездействие Департамента имущественных отношений по нерассмотрению обращения предпринимателя от 03.07.2018 незаконным, ИП Исматуллоев Д.Р. обратился в суд с заявлением, рассмотренным в рамках дела N А46-13716/2018.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу N А46- 13716/2018 суд признал незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по нерассмотрению обращения от 03.07.2018 индивидуального предпринимателя Исматуллоева Джахонгира Расулжоновича по предоставлению на условиях аренды земельного участка площадью 100 кв.м., расположенного в 200 м по направлению на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт, д. 3/2, для размещения павильона по оказанию услуг шиномонтажа.
05.08.2019 предприниматель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о возможности формирования и предоставления на условиях аренды земельного участка площадью 100 кв.м., расположенного приблизительно в 200 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г.Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт, д. 3/2.
Запрашиваемый земельный участок предполагался для установки павильона по оказанию услуг шиномонтажа без возведения на нем объектов капитального строительства.
Письмом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 11.09.2019 N 09/522 заявителю было отказано по причине расположения земельного участка в границах красных линий магистрали общегородского значения регулируемого движения.
Полагая, что отказ Департамента от 11.09.2019 N 09/522 в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности ИП Исматуллоев Д.Р. обратился в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемыми требованиями.
Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что имеется основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решение суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регулируются правилами статьи 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно части 4 указанной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5-9, 13-19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1,5- 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Согласно части 5 статьи 39.11 ЗК РФ заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка (часть 6 статьи 39.11 ЗК РФ).
Часть 8 статьи 39.11 ЗК РФ содержит основания, при которых проведение аукциона не представляется возможным.
Так, в силу пункта 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Согласно общедоступным сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте на сайте Росреестра, земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:160539 площадью 325 205 кв.м. и видом разрешенного использования "земли общего пользования (уличная сеть)" находится в собственности муниципального образования городской округ города Омск Омской области.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:160539 расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения по Черлакскому тракту (от объездной дороги до знака "Омск"), идентификационный номер 52-401-372 ОП МГ 008.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в 3.5 метрах от границ земельного участка с кадастровым номером 55:366000000:160539, что подтверждается представленным в суд первой инстанции заключением кадастрового инженера ООО "Центр правовой помощи "Цитадель" от 21.09.2018, выполнившего геодезическую съемку земельного участка.
Указанное обстоятельство подтверждается представленной Департаментом в материалы дела по требованию суда апелляционной инстанции схемой расположения земельного участка, нанесенной на фрагмент публичной кадастровой карты.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее. Постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 N 1543-п "Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (вместе с "Положением о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - федеральная трасса М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска") были утверждены проект планировки территории, расположенной в границах: улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - автодорога М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска, в составе:
- положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - автодорога М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
- чертежа планировки территории, расположенной в границах: территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - автодорога М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
- чертеж элементов планировочной структуры территории, расположенной в границах: территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - автодорога М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска, согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
Также названным нормативным актом утвержден проект межевания территории, расположенной в границах: улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - автодорога М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска, в составе ряда чертежей межевания территории, среди которых, чертеж межевания территории элементов планировочной структуры N N 116, 117, линейных объектов NN 3-4.ИТ101, 3-4.ИТ139, 3-4.ИТ98, расположенной в границах: улица 5-я Янтарная - улица Машиностроительная - Черлакский тракт - проектируемая улица N 1 в Ленинском административном округе города Омска, согласно приложению N 9 к настоящему постановлению.
В материалы дела по предложению суда апелляционной инстанции представлены выкипировка из чертежа планировки территории и выкипировка из чертежа межевания территории, на которых нанесены границы красных линий, совпадающие в районе Черлакского тракта с границами планировочного района улица Новокирпичная - Сибирский проспект - улица Валентины Бисяриной - перспективная дорога в поселок Светлый - федеральная трасса М-51 - Черлакский тракт - граница полосы отвода южной ветки железной дороги в Ленинском административном округе города Омска (граница межевания территории элемента планировочной структуры 3-4.ИТ139).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Таким образом, нанесенные на проект планировки территории и проект межевания красные линии обозначают начало территорий общего пользования не по границам земельного участка с кадастровым номером 55:366000000:160539, а по границам межевания территории элемента планировочной структуры 3-4.ИТ139.
Следовательно, испрашиваемый земельный участок действительно находится в 3.5 метрах от границ земельного участка с кадастровым номером 55:366000000:160539, но попадает в границы несформированных земель территорий общего пользования, определенной границами межевания территории элемента планировочной структуры 3-4.ИТ139, что в силу части 8 статьи 39.11 ЗК РФ исключает возможность его выставления на аукцион.
Данное обстоятельство подтверждается приведенными выше проектом планировки и проектом межевания территории, а также изготовленной схемой расположения земельного участка, нанесенной на фрагмент публичной кадастровой карты.
Однако, ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что он является не полномочным органом на проведение аукциона, если цель земельного участка не предполагает возведения на нем объектов капитального строительства, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащая буквальному содержанию пункта 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для признания недействительным решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.09.2019 N 09/522, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворения, а решение - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, распределяя судебные расходы по результатам рассмотрения дела, относит их на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2020 по делу N А46-20913/2019 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Исматуллоева Джахонгира Расулжоновича о признании недействительным решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 11.09.2019 N 09/522 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20913/2019
Истец: Индивидуальный предпринималель Исматуллоев Джахонгир Расулжонович
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: Администрация Ленинского административного округа г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска