Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф01-13610/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А17-10551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Д.М.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области представителей
заявителя Кополевой А.А. по доверенности от 11.10.2019,
ответчика Камской Н.А. по доверенности от 12.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2020 по делу N А17-10551/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи" (ОГРН 1153702023485, ИНН 3702121940)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи" (далее - заявитель, ООО "Серебряные ключи", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба ГЖИ) о признании незаконным и отмене предписания N 85-та от 21.11.2019.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указывает, что организовал (обустроил) контейнерную площадку, расположенную по адресу: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40, состоящую из 4-х контейнеров и отсека для крупногабаритных отходов, на твердом основании и с ограждением в месте, изначально определенном органом местного самоуправления и с его ведома, что подтверждается генеральной схемой санитарной очистки территории города Иваново, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области N 140 от 22.09.2016. Разделом 4 Территориальной схемы и пунктом 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), на регионального оператора возложены обязанности по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО и их установке. Заявитель считает, что в данном случае не применимы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, в том числе абзац 3 пункта 2.2.3, так как в настоящее время в г. Иваново должности районного архитектора, санитарного врача отсутствуют, также как и квартальный комитет, исполком местных Советов народных депутатов, и 05.12.2019 Главным государственным санитарным врачом России утверждены СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". В рассматриваемом случае должны применяться СанПиН 2.1.2.2645-10 "Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Главным государственным санитарным врачом России 10.06.2010, с учетом пункта 8.2.5 которых невозможно организовать новую контейнерную площадку для жителей дома по адресу: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40 на придомовой территории дома в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. По мнению заявителя, оспариваемое предписание является неисполнимым по причине того, что заявитель не может согласовать существующую контейнерную площадку, созданную до 01.01.2019, с органом местного самоуправления в соответствии с Порядком N 1636 и не может создать другую контейнерную площадку согласно Порядку N 1636, так как она не включена в территориальную схему.
Служба ГЖИ в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к отзыву опровергла доводы жалобы, указала на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, отсутствие правовых оснований для его отмены.
Судебное заседание 18.06.2020 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В судебном заседании представители сторон поддержали письменные позиции, представитель общества поддержал ранее поданные ходатайства об истребовании генеральной схемы санитарной очистки территории города Иваново у Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, а также о приобщении к материалам дела письма сопредседателя регионального штаба Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ивановской области и ответа заместителя прокуратуры Ленинского района города Иваново.
В удовлетворении указанных ходатайств судом отказано исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле; лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Рассматриваемое ходатайство общество не содержит указаний на причины, препятствующие самостоятельному получению доказательства, а также необходимости получения данного документа с учетом приобщенной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции копии генеральной схемы санитарной очистки территории города Иваново.
Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела письма сопредседателя регионального штаба Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ивановской области от 07.05.2020 и ответа заместителя прокуратуры Ленинского района города Иваново от 27.08.2019, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии признаков относимости данных документов к предмету спора по настоящему делу, что является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о приобщении указанных документов к материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Серебряные ключи" осуществляет управление многоквартирным домом N 40 по ул. Дунаева в г. Иваново (далее - МКД).
В период с 29.07.2019 по 31.07.2019 на основании приказа от 04.07.2019 N 1574 Службой ГЖИ в отношении ООО "Серебряные ключи" проведена внеплановая выездная проверка в целях проверки обращения граждан N вх-7719-019/1-15 от 05.06.2019 по вопросу организации контейнерных площадок.
В рамках проверки проведено обследование придомовой территории МКД в присутствии представителя ООО "Серебряные ключи", в ходе которого выявлено, что контейнерная площадка на придомовой территории МКД отсутствует. Вывоз ТКО организован с контейнерной площадки, расположенной возле многоквартирных домов по адресам: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40, ул. Дунаева, д. 42, проспект Шереметевский, д. 91. Контейнерная площадка состоит из четырех контейнеров и отсека для крупногабаритных отходов, имеет твердое основание и ограждение.
Исследовав указанные обстоятельства, Служба ГЖИ пришла к выводу о нарушении Обществом требований, установленных пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 26(1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень).
Данные обстоятельства зафиксированы Службой ГЖИ в акте проверки от 31.07.2019 N 38-но.
Обществу выдано предписание от 31.07.2019 N 9-но с требованием в срок до 31.10.2019 принять меры по организации контейнерной площадки для жителей МКД в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании приказа Службы ГЖИ от 08.11.2019 N 2278 в отношении ООО "Серебряные ключи" проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 31.07.2019 N 9-но.
В ходе проверки ответчиком установлено неисполнение заявителем предписания от 31.07.2019 N 9-но.
Результаты проверки отражены в акте от 21.11.2019 N 197-та.
Обществу выдано предписание от 21.11.2019 N 85-та с требованием в срок до 09.12.2019 принять меры по организации контейнерной площадки для жителей МКД в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с предписанием надзорного органа, ООО "Серебряные ключи" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности выданного управляющей организации предписания, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом регионального жилищного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой выездной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у управляющей организации обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Таким образом, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами ООО "Серебряные ключи" приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Следовательно, именно Общество является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества рассматриваемого многоквартирного дома.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, постановлением от 13.08.2006 N 491 утвердило Правила N 491, устанавливающие, в частности порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 03.04.2013 N 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
Из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила 416), управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В пункте 26(1) Минимального перечня (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232) установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170. В названном нормативном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома.
Пункт 3.7.1 Правил N 170 определяет, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, среди прочего, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).
Аналогичное требование содержится в пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
Пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрена обязанность учреждений по эксплуатации зданий, жилищных отделов предприятий и учреждений, управляющих домами, по оборудованию площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, организация и содержание контейнерных площадок для мусора являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Оборудование площадки для контейнеров и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. По смыслу приведенных норм в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией.
В рассматриваемом случае в ходе внеплановой выездной проверки выявлено отсутствие у спорного дома оборудованных мест накопления бытовых отходов, что заявителем по существу не оспаривается. Общество считает, что в данной ситуации для жителей спорного многоквартирного дома уже имеется установленное место сбора и накопления твердых бытовых отходов, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40, которое включено в Территориальную схему.
Оценив приведенные в обоснование данной позиции аргументы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции в данном случае находит их подлежащими отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, территориальная схема включает место накопления отходов.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области в период 2016 - 2031 годы, утверждена приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 N 140.
В реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, эксплуатируемых в Ивановской области, определенных приложением N 5 к Территориальной схеме, включена, в том числе контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В силу пункта 13 названных Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В рассматриваемом случае 01.07.2017 между Обществом и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым жителями МКД используется контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40, включенная в Территориальную схему.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, соответствующая контейнерная площадка непосредственно ООО "Серебряные ключи" в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 3.7.1 Правил N 170, пунктом 26(1) Минимального перечня, не организовывалась, доказательства обратного в материалы дела не представлены. Правовые основания использования жителями спорного МКД данной контейнерной площадки Общество не указало. Заявитель за согласованием создания места сбора твердых коммунальных отходов по адресу, указанному в Территориальной схеме (г. Иваново, ул. Дунаева, д. 40), в установленном порядке не обращалось. Иное из материалов дела не следует.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в приложении N 5 к Территориальной схеме в реестре контейнерных площадок указывается лишь адрес расположения контейнерной площадки и не содержится указания на принадлежность и предназначенность той либо иной площадки для обслуживания конкретного жилого дома.
При этом факт заключения Обществом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не снимает с управляющей организации обязанности по организации установки на придомовой территории сборников для твердых отходов в силу исполнения обязательных требований пункта 3.7.1 Правил N 170, пункта 26(1) Минимального перечня.
Указание заявителя на то, что пунктом 13(1) Правил N 1156 на регионального оператора возложены обязанности по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО и их установке, не исключает возложенные на управляющую организация пунктом 3.7.1 Правил N 170, пунктом 26(1) Минимального перечня обязанности.
Ссылка заявителя на приложение N 3 к Генеральной схеме санитарной очистки территории города Иваново "Перечень существующих контейнерных площадок, расположенных на территории города Иваново", обоснованно отклонена судом первой инстанции в силу того, что Генеральная схема не утверждена уполномоченным органом, как этого требует пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88.
Рассматривая доводы Общества, суд также учитывает следующее. С 01.01.2019 Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, статья 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Соответственно, если собственники определили способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией, то такая деятельность осуществляется управляющей организацией.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Таким образом, в силу приведенных норм Общество, в управлении которого находится спорный многоквартирный дом, обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению данным многоквартирным домом, в том числе организовать и содержать места сбора твердых бытовых отходов жителей МКД.
Вместе с тем из материалов рассматриваемого дела следует, что в нарушение части 1 статьи 161 ЖК РФ ООО "Серебряные ключи" не обеспечены благоприятные и безопасные условия проживания граждан в части создания мест накопления твердых коммунальных отходов. МКД имеет придомовую территорию, границы которой определены и поставлены на государственный кадастровый учет, однако, контейнерная площадка на придомовой территории отсутствует (акт проверки от 21.11.2019 N 197-та). Доводы Общества об отсутствии возможности создания контейнерной площадки со ссылкой на заключение ООО "Эверест" отклоняются судом в соответствии с абзацем 3 пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Доказательства обращения заявителя в Администрацию с целью создания комиссии для согласования создания места накопления твердых коммунальных отходов для МКД в материалы дела не представлены.
Довод Общества о неприменении в данном случае пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, так как в настоящее время в г. Иваново должности районного архитектора, санитарного врача отсутствуют, также как и квартальный комитет, исполком местных Советов народных депутатов, и 05.12.2019 Главным государственным санитарным врачом России утверждены СанПиН 2.1.7.3550-19, судом апелляционной инстанции не принимается.
Отсутствие в настоящее время в г. Иваново должностей районного архитектора, санитарного врача, а также квартального комитета, исполкома местных Советов народных депутатов не свидетельствует о невозможности Администрации создать комиссию в ином составе для согласования создания места накопления твердых коммунальных отходов.
Ссылка заявителя на СанПиН 2.1.7.3550-19 является несостоятельной по причине того, что на момент выдачи оспариваемого предписания (21.11.2019) данные санитарные правила и нормы не были утверждены и не вступили в силу.
Таким образом, возложение на Общество оспариваемым предписанием обязанностей, предусмотренных законом, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По сути, на Общество возложена обязанность по выполнению мероприятий, целью которых является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Следовательно, у Службы ГЖИ имелись основания для выдачи оспариваемого предписания. Оспариваемое предписание не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2020 по делу N А17-10551/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Серебряные ключи" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2020 по делу N А17-10551/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-10551/2019
Истец: ООО "Серебрянные ключи"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд