Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2020 г. N Ф07-11151/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А56-105910/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семенова А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Гавриленков Д.М. по доверенности от 21.11.2019
от ответчика: Тоток В.А. по доверенности от 03.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5003/2020) ПАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2020 по делу N А56-105910/2019(судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению ПАО "Ленэнерго"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1; далее - ПАО "Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А, далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 76/1-19 от 11.09.2019, в соответствии с которым привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 22.01.2020 суд первой инстанции изменил постановление Комитета, снизив размер назначенного административного штрафа до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда, признать незаконным и отменить постановление от 11.09.2019 по делу N 76/1-19. По мнению подателя жалобы, решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права. Общество полагает не соответствующим фактическим обстоятельствам вывод Комитета и суда о наличии в действиях ПАО "Ленэнерго" события и состава вмененного правонарушения. Кроме того, в рассматриваемом случае имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Распоряжением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года дело N А56-105910/2019 передано в производство судье А.Б. Семеновой.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, на основании приказа от 20.05.2019 N 97 с учетом изменений, внесенных приказом от 30.05.2019, уведомления о проведении плановой выездной проверки от 21.05.2019 N 01-14-629/19-0-0, Комитетом в отношении ПАО "Ленэнерго" проведена плановая выездная проверка.
Предметом проверки являлось соблюдение Обществом в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике", Закон N 35-ФЗ), Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об энергосбережении"), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования в области электроэнергетики), другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, ведения раздельного учета доходов и расходов, правильности применения Обществом регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) cтaндapтизиpoвaнныx тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), требований стандартов раскрытия информации в электроэнергетике, требований законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности, за 2018 год и 1 квартал 2019 года.
По итогам плановой выездной проверки Комитетом составлен акт плановой выездной проверки от 03.07.2019 N 6/19 (далее - акт проверки от 03.07.2019 N 6/19), в котором отражены нарушения законодательства в сфере электроэнергетики.
Так, в ходе проверки Комитетом установлено:
1. Согласно предоставленному ПАО "Ленэнерго" отчету EE.CONNECT.4.178 за 2018 год сумма выпадающих доходов, связанных технологическим присоединением к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно, за 2018 год составляет 102 816,30 тыс. руб. При этом согласно предоставленному ПАО "Ленэнерго" отчету ЕЕ.ТР.4.178 за 2018 год сумма таких выпадающих доходов за 2018 год оставляет 95 615,97 тыс. руб. Данные в отчете EE.CONNECT.4.178 за 1 квартал 2019 года нечитаемы.
Также согласно предоставленному отчету EE.CONNECT.4.178 за 2018 год сумма выпадающих доходов, связанных технологическим присоединением к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно за 2018 год составляет 360 271,28 тыс. руб.; за 1 квартал 2019 года - 4 640,85 тыс. руб. При этом согласно отчету ЕЕ.ТР.4.178 за 2018 год сумма таких нападающих доходов за 2018 год составляет 567 571,81 тыс. руб.; за 1 квартал 2019 года - 187 966,97 тыс. руб.
Таким образом данные отчета EE.CONNECT.4.178 не соответствуют данным, указанным в отчете ЕЕ.ТР.4.178, предоставленных для подведения итогов деятельности организации за 2018 год и за 1 квартал 2019 года.
2. В отчете EE.CONNECT.4.178 за 2018 год содержатся данные по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" на территории Ленинградской области.
Установив данные обстоятельства, Комитет пришел к выводу, что представленные посредством ИАС "СПб PC ЕИАС" отчеты EE.CONNECT.4.178 за 2018 год и ЕЕ.ТР.4.178 за 2018 год содержат недостоверные сведения.
По факту представления недостоверных сведений Комитетом в отношении Общества 29.08.2019 составлен протокол N 76/1-19 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 11.09.2019 N 76/1-19 Общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения и отказал в удовлетворении заявления, вместе с тем снизил размер назначенного административного штрафа до 50 000 руб.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда ввиду следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила регулирования цен), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. N 98-э.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу абзаца 6 пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год рассчитывают с использованием метода сравнения аналогов и устанавливают не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ).
В целях указанной нормы заведомо недостоверными сведениями могут быть сведения, которые искажены, не отражают фактического положения в определенной области, не позволяют с достоверностью принимать управленческие (в данном случае - тарифные) решения в рамках предоставленных полномочий. Такие сведения следует отграничивать от случая представления контролирующему органу неполных сведений и документов.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2018 N 306-р "Об утверждении систем отчетности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, транспортного обслуживания, реализации социально значимых товаров и услуг на территории Санкт-Петербурга, на 2019 год" и от 29.12.2017 N 294-р "Об утверждении систем отчетности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, транспортного обслуживания, реализации социально значимых товаров и услуг на территории Санкт-Петербурга, на 2018 год" утверждена система отчетности территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии по электрическим сетям и оказывающих услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2018 и 2019 год.
Комитетом установлено и подтверждено материалами административного дела, что данные отчета EE.CONNECT.4.178 не соответствуют отчету ЕЕ.ТР.4.178, предоставленных для подведения итогов деятельности организации за 2018 год и за 1 квартал 2019 года. Кроме того, в отчете EE.CONNECT.4.178 за 2018 год содержатся данные по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" на территории Ленинградской области.
Не оспаривая факт предоставления в Комитет некорректных, несопоставимых сведений в отчетах, предусмотренных Распоряжениями Комитета от 28.12.2018 N 306-р и от 29.12.2017 N 294-р ПАО "Ленэнерго" ссылается на то, что предоставление таких сведений не носило заведомо неправомерный характер, у Общества отсутствовало намерение в предоставлении недостоверных сведений. Факт неправомерного отражения в отчетности Общества договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" на территории Ленинградской области не оспаривается заявителем, Общество указало на ошибочное их включение в отчет.
Во исполнение требований предписания N 6-3/19 от 03.07.2019, выданного по результатам проведенной плановой выездной проверки, Общество скорректировало отчет EE.CONNECT.4.178 (листы 13-КТ-1(1), 13-КТ-1(2), 13-КТ-З) и отчет ЕЕ.ТР.4.178 (листы 2-ТПэ, 4-ТПэ) за 2018 для сопоставимости информации и направило в Комитет посредством ИАС "СПб PC ЕИАС" 23.07.2019 (N В_2019_7175 и N В_2019_7176 соответственно) (л.д.116-117, 121-122).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Вопреки позиции апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно отказал в применении статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным, не установив исключительности обстоятельств его совершения. Вывод суда соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Апелляционный суд учитывает также, что выявленные Комитетом несоответствия в отчетах устранены Обществом после вынесения Комитетом предписания об устранения выявленных нарушений.
В данном случае, исходя из объекта посягательства и обстоятельств совершения правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Вместе с тем, суд первой инстанции на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.2 КоАП РФ, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, приняв во внимание устранение Обществом выявленного нарушения к дате составления протокола, а также учитывая социально-значимый характер выполняемых Обществом работ, посчитал возможным снизить размер назначенного Комитетом административного штрафа до 50 000 руб., с чем административный орган не спорит.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2020 по делу N А56-105910/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105910/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА