25 июня 2020 г. |
Дело N А83-17636/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Кравченко В.Е., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием представителя от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым - Вынятынский М.С. по доверенности от 18.05.2020 N 04-29/176,
в отсутствии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2020 года по делу N А83-17636/2019, принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Крым (далее - заявитель, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым (далее - заинтересованное лицо, управление) от 11.07.2019 N 091V12190000266 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенного по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 10.06.2019 N091V10190000537.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2020 года заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение управления от 11.07.2019 N 091V12190000266 в части доначисления страховых взносов в размере 49 425,10 руб. и установления в действиях инспекции состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Закона N212-ФЗ с назначением штрафа в размере 9 885,03 руб. В части начисленных пеней за 2016 год в размере 1272,73 руб. производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда в указанной части отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От инспекции до начала судебного разбирательства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании ее представитель против доводов апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
От пенсионного фонда поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Учитывая отсутствие возражений, законность и обоснованность решения проверены в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 04.04.2019 по 26.04.2019 управлением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) инспекцией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проведенной в отношении инспекции проверки составлен акт выездной проверки от 10.06.2019 N 091V10190000537, в котором зафиксировано нарушение заявителем статей 7, 8, 15 Закона N 212-ФЗ, а именно занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Рассмотрев акт выездной проверки и иные материалы проверки, управлением принято решение от 11.07.2019 N 091V12190000266, оставленное без изменений УПФР в г. Евпатории, о привлечении инспекции к ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 9 885,03 руб., начислена недоимка по взносам в сумме 49425,10 руб. (40 123,70 руб. страховых взносов на ОПС и 9 301,40 руб.) и пеня в размере 1 272,73 руб.
Полагая, что указанное решение противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку плательщиком не допущено неуплаты страховых взносов по итогам расчетного периода, к нему не может применяться ответственность, установленная пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 были урегулированы Законом N 212-ФЗ.
При этом статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что совокупная сумма страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате инспекцией за 2016 год, составила 14 220 452,93 руб., страховых взносов на ОМС-3 337 399,19 руб.
При этом в соответствии с платежными поручениями Инспекции, на основании которых происходила уплата страховых взносов на ОПС на протяжении 2016 года, общая сумма уплаченных взносов на ОПС составила 14 300 768,22 руб., т.е. переплата составила 80 315,29 руб., на ОМС - 3 336 316,16 руб. т.е. недоплата составила 1 083,03 руб.
Всего по данным проверки инспекция была обязана по итогам 2016 года уплатить 14 220 452,93 + 3 337 399,19=17 557 852,12 руб. страховых взносов.
Согласно платежных поручений фактически на протяжении 2016 года инспекцией перечислено в бюджет 14 300 768,22 + 3 336 316, 16= 17 637 084,38 руб. страховых взносов.
В соответствии с актом сверки, сумма переплаты по страховым взносам на ОПС составила 481 105,00 руб., при этом возврат был произведен в размере 480 378,80 руб., что на 726,20 руб. меньше, чем сверенный остаток на начало 2016 года.
Кроме того, проверкой обозначены начисления сумм по страховым взносам на ОМС в 2016 году на сумму 3 337 399,19 руб., а оплачено 3 336 316,16 руб., т.е. не оплачено страховых взносов в сумме 1 083,03 руб., а не в сумме 9 301,40 руб.
Кроме того, управлением не учтена переплата по страховым взносам на ОПС на 01.01.2016, что подтверждено актом сверки, в размере 81 687,42 руб., при этом сумма, которая возвращена на счета инспекции равна 79 655,22 руб., что на 2 032,20 руб. меньше остатка.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, сумма переплаты инспекции составляет 949,17 руб. в связи с чем по итогам 2016 года инспекцией не допущено неуплаты сумм страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверенном периоде), неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, составляют занижение базы для начисления страховые взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) приведшие к неуплате/неполной уплате страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
При этом, как следует из пункта 3 статьи 58 НК РФ, нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В пункте 7 статьи 58 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).
Кроме того, в пункте 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" было разъяснено, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
Таким образом, штрафные санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ, не применяются за неуплату (неполную уплату) авансовых платежей.
Согласно позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.04.2018 N 305-КГ17- 20241 по делу N А41-306/2017, поскольку расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, то привлечение плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, возможно только по итогам окончания года. Суд подтвердил, что страховые взносы, уплачиваемые на протяжении расчетного периода являются авансовыми платежами.
Согласно положений п. 19,20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). При применении этих положений судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени. В силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Также согласно п. 2.2. Методических рекомендаций об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р, в случае если в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна или превышает сумму страховых взносов этого вида страхования, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования, состав правонарушения, предусмотренный статьей 47 Закона N 212-ФЗ, отсутствует, поскольку занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом.
Поскольку судом установлено, что у инспекции в спорный период имелись переплаты по страховым взносам по взаиморасчетам за 2015 год, которые не возвращались инспекции как плательщику страховых взносов и не зачитывались в счет иных задолженностей и составляют по страховым взносам на ОПС 963,69 руб., по страховым взноса на ОМС 949,17 руб., суд первой инстанции пришел к верному выводу, что к инспекции не может применяться ответственность, установленная пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у управления не имелось правовых оснований для доначисления страховых взносов в размере 49 425,10 руб. и установления в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ с назначением штрафа в размере 9 885,03 руб.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2020 года по делу N А83-17636/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17636/2019
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ