г. Челябинск |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А76-28498/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2019 по делу N А76-28498/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Матвеева Ксения Олеговна (доверенность от 25.01.2020 N 775/4);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Криволапова Марина Валерьевна (доверенность от 09.01.2020).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение, истец, податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ, ответчик) о взыскании 35 874 562 руб. 96 коп. убытков, вызванных межтарифной разницей.
Арбитражным судом Челябинской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Правительство Челябинской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2019 в удовлетворении исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт отмечает, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в спорный период оказывало населению услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению и применяло тариф ниже экономически обоснованного (льготный), у истца возникли убытки в размере 35 874 562 руб. 96 коп., в связи с чем Учреждение вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период. Обязанность по возмещению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расходов обусловлена самим фактом наличия установленных публичными субъектами тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, и является следствием реализации соответствующими органами своих полномочий.
Считает, что МТРиЭ является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку именно этот орган является публично-правовым образованием, устанавливающим льготный тариф для населения.
С позиции истца, Учреждением на момент заключения соглашения и предоставления субсидий не нарушен порядок, утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П. Указывает, что согласно справке N 96220 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.11.2018, задолженность в местный бюджет составляла 100 руб., которая была погашена, представлен чек об оплате от 28.11.2018. Согласно сводной справке по полученным выпискам операций по расчету с бюджетом за период с 01.01.2017 по 19.06.2019 числилась задолженность в размере 125 руб. Письмом от 19.11.2018 N 194 в адрес Межрайонной ИФНС N23 по Челябинской области направлена заявка о перезачёте сумм, ранее излишне уплаченных. Так, по платежному поручению от 29.10.2018 N 242451 перераспределены средства: налог на прибыль, организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ - 4 руб., штраф - 125 руб., пени по налогу за прибыль - 1 руб. Таким образом, на момент подачи заявления о заключении соглашения задолженность перед бюджетом субъекта отсутствовала.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 установлены нерабочие дни.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации принято постановление от 18.03.2020 N 808, согласно которому в судах приостановлено рассмотрение дел в период с 19.03.2020 по 10.04.2020 включительно, за исключением дел, подлежащих рассмотрению в порядке приказного и упрощенного производства.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 ограничительные меры в судах продлены по 30.04.2020 (включительно).
С учетом разъяснений, данных в ответе на вопрос 1 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, апелляционный суд определением от 27.04.2020 приостановил производство по апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2019 по делу N А76-28498/2019 до снятия ограничительных мер, введенных в целях противодействия распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Определением апелляционного суда от 18.05.2020 на 18.06.2020 на 09 час. 50 мин. назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу N А76-28498/2019. Участвующие в деле лица извещены, что в случае возобновления производства по настоящему делу и при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приступит к рассмотрению дела N А76-28498/2019 по апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2019 по делу N А76-28498/2019 по существу в судебном заседании 18.06.2020.
Протокольным определением от 18.06.2020 производство по делу N А76-28498/2019 возобновлено. До начала судебного заседания от участвующих в деле лиц возражений относительно рассмотрения апелляционной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" по существу не поступило.
От истца поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Межрайонной ИФНС N 23 по Челябинской области, мотивированное тем, что при рассмотрении настоящего дела права и законные интересы налогового органа могут быть нарушены, поскольку истцом в адрес Межрайонной ИФНС N 23 по Челябинской области направлена заявка о перезачёте сумм ранее излишне уплаченных, но ИФНС не представило сведений об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требований о проведении перезачета.
От МТРиЭ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица своих представителей не направили, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России согласно договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 13.09.2017 N З-УЖФ-1, является управляющей организацией и одновременно является ресурсоснабжающей организацией для многоквартирных домов, расположенных на территории Челябинской области, в частности г. Чебаркуль, г. Карабаш, Чебаркульский район, пос. Бишкиль д. Барановка, и поставляет тепловую энергию (отопление, горячее водоснабжение) для многоквартирных домов, потребителями которых являются население.
Постановлением МТРиЭ N 59/33 от 21.11.2017 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России потребителям Челябинской области и долгосрочных параметров регулирования" установлен тариф на тепловую энергию (экономически обоснованный).
Постановлением МТРиЭ от 12.12.2017 N 65/76 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России потребителям Челябинской области установлен тариф на горячую воду (экономически обоснованный).
Постановлением МТРиЭ от 18.12.2017 N 66/10 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России потребителям Челябинской области и долгосрочных параметров регулирования" установлен тариф на тепловую энергию (экономически обоснованный).
Постановлением МТРиЭ от 26.12.2017 N 70/4 "О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" внесены изменения в некоторые постановления МТРиЭ, продлен период установления льготного тарифа для населения Челябинской области по 30.06.2018.
Постановлением МТРиЭ от 26.06.2018 N 35/1 "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, поставляемые теплоснабжающими организациями населению Челябинской области" установлен льготный тариф на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду для населения.
Во исполнение пункта 8 Постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П "О Порядке предоставления в 2018 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Порядок предоставления субсидий в 2018 году, Порядок) получатель субсидии в срок не позднее 15.12.2018 предоставляет в МТРиЭ документы на предоставлении субсидии - согласно заявке (т.1, л.д. 28) истец просил предоставить субсидию на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам, для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в размере 4 726 351 руб. 04 коп.
Письмом от 14.11.2018 МИФНС N 23 направило в адрес УФК по Свердловской области уведомление (т.5, л.д. 31-32) об уточнении сумм задолженности к решениям о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах в отношении филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны.
Письмом от 19.11.2018 N 194 истцом в адрес Межрайонной ИФНС N23 по Челябинской области направлена заявка о перезачёте сумм, ранее излишне уплаченных. Так, по платежному поручению от 29.10.2018 N 242451 перераспределены средства в следующей разбивке: налог на прибыль, организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ - 4 руб.; штраф - 125 руб.; пени по налогу за прибыль - 1 руб.
Письмом от 21.11.2018 (т.5, л.д. 30) Управление Федерального казначейства по Свердловской области направило филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны копию уведомления от 14.11.2018 об уточнении сумм задолженности к решению о взыскании денежных средств от 28.09.2018 N 427.
Истцом сопроводительным письмом от 14.12.2018 исх. N 370/У/3/3/4308 в адрес МТРиЭ направлено соглашение о предоставлении субсидии с приложением к Порядку предоставления субсидий в 2018 году за период с января по декабрь 2018 года, полученным ответчиком 14.12.2018 (т.1, л.д. 13).
С вышеуказанным сопроводительным письмом в МТРиЭ истцом представлено:
- соглашение о предоставлении субсидий (т.1, л.д. 17-20);
- заявки на предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов с января по декабрь 2018 года (т.1, л.д. 28, 64, 82, 95, 105, 141, 159);
- реестры сведений об объемах потребленного за расчетный период (январь-декабрь 2018 г.; т.1, л.д. 17-178; т.2, л.д. 1-175; т.3, л.д. 1-192, т.4, л.д. 1-171);
- выписка из ЕГРЮЛ (т.4, л.д. 56-161);
- доверенности (т.4, л.д. 162-171, т.5, л.д. 1);
- справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (т.5, л.д. 2-29);
- акты сверок с налоговыми органами (т.5, л.д. 30-31);
- гарантийное письмо от 14.12.2018 N 370/У/3/3/4309 (т.5, 33-34), которым получатель субсидии уведомил МТРиЭ о том, что не получает средства из областного бюджета на цели возмещения выпадающих доходов по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение.
МТРиЭ 20.12.2018 приняло решение об отказе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в заключении вышеуказанного соглашения и предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 12 Порядка предоставления субсидий в 2018 году, в связи с несоответствием получателя субсидии требованиям пунктов 7, 8 Порядка, что следует из протокола N 86, полученным истцом 09.01.2019 (т.1, л.д. 15).
Поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в спорный период оказывало населению услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению и применяло тариф ниже экономически обоснованного (льготный), истец, полагая, что Учреждение вправе требовать возмещения своих убытков в размере потерь, вызванных межтарифной разницей, в сумме 35 874 562 руб.
96 коп., направило претензионное письмо от 28.06.2019 N 68 в адрес ответчика (т.1, л.д. 11-12) с требованием возместить убытки. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что получатель субсидии не соответствовал требованиям пунктов 7, 8 Порядка и подпункта "е" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887; решение об отказе в предоставлении субсидии не обжаловалось; правом на повторное обращение за предоставлением субсидии истец не воспользовался; иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предъявляя требование о возмещении убытков, кредитор должен доказать их наличие, произвести расчет убытков, в том числе упущенной выгоды, доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником принятого на себя обязательства (противоправность) и наличие причинной связи между поведением должника и наступившими убытками (статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 4 - 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности. Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
В соответствии с пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов). Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статьям 21 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии - это бюджетные ассигнования, один из видов расходов, включенных в бюджетную систему Российской Федерации.
Специфика норм бюджетного законодательства также предопределяет императивность требований к порядку реализации права на получение субсидий.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
На основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Установление льготных тарифов на тепловую энергию для населения осуществляется в целях обеспечения соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-30 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее - Закон N 503-30), право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
В соответствии со статьей 3 Закона N 503-30 основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с настоящим Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения. Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.
В соответствии с Законом N 503-30 порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.
Субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области, предоставлялись в 2018 году в соответствии с Порядком предоставления в 2018 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П в редакции постановления Правительства Челябинской области от 26.10.2018 N 503-П.
В соответствии с пунктами 4, 6 Порядка субсидии предоставляются организациям, осуществлявшим теплоснабжение населения по льготным тарифам (далее - получатели субсидий) в целях возмещения выпадающих доходов с января по декабрь 2018 года, на основании Соглашений о предоставлении субсидий, заключенных МТРиЭ с каждым получателем субсидий.
Порядком установлен правовой механизм компенсации потерь посредством представления целевых субсидий, иных способов возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, Порядком не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 26.12.2017 N 636-30 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Предельная сумма субсидий определяется исходя из объемов полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, и установленных льготных тарифов для населения на соответствующий финансовый год.
Письмом от 14.12.2018 N 370/У/3/3/4308 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в адрес МТРиЭ в целях заключения соглашения и предоставления субсидии за январь - декабрь 2018 года в общей сумме 35 919 685 руб. 64 коп.
В сроки, установленные пунктом 10 Порядка, МТРиЭ осуществило проверку представленных ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России документов на предмет соответствия требованиям пункта 8 Порядка и проверку получателя субсидии на предмет соответствия требованиям пункта 7 Порядка (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором спланируется заключение Соглашения - 01.11.2018, так как заявка организации представлена в декабре 2018 года).
Проверка указанных документов показала, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России представлена справка из ИФНС N 7466 по форме N ММВ-7-8/20@ с отметкой о неисполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.11.2018 г., в том числе и на территории Челябинской области (в приложении к справке N 7466 в строках с 266 по 271 указаны коды налоговых органов на территории Челябинской области, по данным, которых у налогоплательщика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах).
Таким образом, получатель субсидии не соответствовал требованию подпункта 2 пункта 7 Порядка и требованию подпункта "е" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (далее - Общие требования).
Согласно пункту 7 Порядка, соглашение может быть заключено при условии соответствия получателя субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение, следующим требованиям:
- получатель субсидии оказывает услуги теплоснабжения лицам, указанным в статье 2 Закона N 503-30, по льготным тарифам;
- у получателя субсидии отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у получателя субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в бюджет Челябинской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом;
- получатель субсидии не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должен иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
- получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- получатель субсидии не должен получать средства из областного бюджета на цели возмещения выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Челябинской области.
Согласно пункту 8 Порядка в целях заключения соглашения и получения субсидии получатель субсидии в срок не позднее 15 декабря 2018 года представляет в МТРиЭ следующие документы:
- заявку о предоставлении субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, заверенную подписью руководителя получателя субсидии (либо уполномоченного представителя получателя субсидии при условии представления соответствующей доверенности) и главного бухгалтера получателя субсидии, а также печатью (при наличии);
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую информацию о получателе субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить Соглашение (в случае предоставления данной выписки в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий);
- копию свидетельства о постановке получателя субсидии на налоговый учет;
- справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (в случае предоставления данной справки в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий);
- реестр сведений об объемах (количестве) потребленного за расчетный период коммунального ресурса и расчет суммы субсидии, необходимой для возмещения выпадающих доходов, возникающих в результате применения в течение соответствующего расчетного периода льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее именуется - Реестр);
- гарантийное письмо, подписанное руководителем получателя субсидии (либо уполномоченным представителем получателя субсидии при условии представления соответствующей доверенности) и главным бухгалтером получателя субсидии, а также заверенное печатью (при наличии), содержащее сведения:
о том, что получатель субсидии не находится в процессе реорганизации, в отношении получателя субсидии не проводятся процедуры банкротства и (или) ликвидации, приостановления осуществления финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством (по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, а в случае если данное гарантийное письмо представляется в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий);
об отсутствии у получателя субсидии просроченной задолженности по возврату в бюджет Челябинской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Челябинской области, а также о том, что получатель субсидии не получает средства из областного бюджета на цели возмещения выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Челябинской области, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения (в случае если данное гарантийное письмо представляется в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется получение субсидий).
Между тем гарантийное письмо от 14.12.2018 N 370/У/3/3/4309 не содержит указание на исполнение требования пункта 7 Порядка по состоянию на 01.11.2018 об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет Челябинской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставляемых в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Челябинской области.
Таким образом, получатель субсидии не соответствовал требованию подпункта 3 пункта 7 Порядка и требованию подпункта "е" пункта 4 Общих требований, представленный документ не соответствует требованию подпункта 6 пункта 8 Порядка.
Кроме того, в нарушение подпункта 5 пункта 8 Правил ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не были представлены реестры сведений об объемах (количестве) потребленного за расчетный период коммунального ресурса и расчет суммы субсидии по форме согласно приложению 2 к Порядку в электронном виде.
Таким образом, нарушено требование пункта 8 Порядка об обязательности представления в электронном виде в формате Excel предусмотренной подпунктом 5 пункта 8 Порядка формы документа.
Кроме того, в представленных ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России бумажных вариантах Реестров за январь - октябрь 2018 года суммы субсидий не совпадают с представленными организацией заявками.
Решением Правления МТРиЭ от 20.12.2018 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России было отказано в предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 12 Порядка (т.1, л.д. 14-15).
Истец в апелляционной жалобе указывает, что Учреждением не нарушен порядок, утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П, задолженность в местный в сумме 100 руб. погашена ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" согласно чеку об оплате от 28.11.2018, задолженность в размере 125 руб. погашена согласно письму истца от 19.11.2018 N 194 в адрес Межрайонной ИФНС N23 по Челябинской области.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, оформленное протоколом от 20.12.2018 N 86 решение Правления МТРиЭ от 20.12.2018 (т.1, л.д. 14-15) об отказе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в заключении вышеуказанного соглашения и предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 12 Порядка, истцом не обжаловано и в судебном порядке не признано недействительным.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2018 N 151-П в случае принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) МТРиЭ уведомляет получателя субсидии об указанном решении в письменной форме с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. После устранения причин принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) получатель субсидии вправе повторно обратиться в МТРиЭ за предоставлением субсидии.
Таким образом, в соответствии с пунктом 13 Порядка решение об отказе в предоставлении субсидии не лишает заявителя права на повторное обращение в МТРиЭ за предоставлением субсидии.
Между тем истец данным правом не воспользовался.
В связи с изложенным, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства и материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что факт наличия убытков, причинно-следственная связь между действиями ответчика и несением истцом убытков материалами дела не подтверждены. Истец не доказал, что действия ответчика явились единственным препятствием, не позволившим истцу получить необходимую компенсацию выпадающих доходов в заявленном размере, тогда как все необходимые приготовления и действия для ее получения им были сделаны.
Кроме того, поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Аналогичное положение в части надлежащего ответчика указано в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87.
Таким образом, обязательство возникает непосредственно у публично-правового образования, а не у какого-либо органа или учреждения, и реализуется от имени такого образования тем лицом, которое имеет соответствующие полномочия на момент исполнения.
Следовательно, надлежащим ответчиком по заявленному требованию выступает Челябинская область в лице соответствующего органа (в данном случае МТРиЭ), тогда как в качестве ответчика по делу истцом указано непосредственно МТРиЭ.
В судебном заседании 13.12.2019 судом первой инстанции истцу разъяснялось право на замену ненадлежащего ответчика на надлежащего ответчика, в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что истцом не оспаривается, однако Учреждение данным правом не воспользовалось.
Апелляционные доводы о том, что МТРиЭ является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку именно этот орган является публично-правовым образованием, устанавливающим льготный тариф для населения, подлежат отклонению по вышеизложенным основаниям.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной ИФНС N 23 по Челябинской области.
Как установлено частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Третьи лица, не являясь субъектами спорного материального правоотношения, должны иметь цель участия в деле - отстаивание собственных материально-правовых интересов, на которые судебный акт по делу может определенным образом повлиять. При этом такой материально-правовой интерес должен следовать из наличия материально-правовой связи с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает.
Основанием для вступления в дело третьего лица является, в том числе, возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" по общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Учитывая, что принятые по настоящему делу судебные акты не могли повлиять на права или обязанности Межрайонной ИФНС N 23 по Челябинской области по отношению к любой из сторон, у апелляционного суда отсутствуют основания для привлечения указанного лица к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2019 по делу N А76-28498/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28498/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Челябинской области, Правительстыво Челябинской области, ФГБУ "ЦЖКУ" Мниобороны России