город Томск |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А27-16998/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (N 07АП-1430/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2019 по делу N А27-16998/2019 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квартал-Премиум" (ОГРН 1124205019674, ИНН 4205254451, 650023, г. Кемерово, ул. Терешковой, 22) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789, 650064, г. Кемерово, пр. Советский, 60) о признании недействительным предписания от 08.05.2019 N96- 1/2019/ЛК/П/ЖКУ-237
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Квартал-Премиум" (далее - заявитель, общество, ООО "Квартал-Премиум") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания от 08.05.2015 N 96-1/2019/ЛК/П/ЖКУ-237 выданного Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области (далее - жилищная инспекция).
Решением от 25.12.2019 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе жилищная инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Указывает, что корректировка коммунальной услуги по отоплению производится в определенный момент - в 1 квартале следующего года. Необходимый для корректировки показатель - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний общего прибора учета, установленного в многоквартирном доме за прошедший год.
Из ответа АО "Кемеровские генерации" от 22.04.2019 N 3-10/-4010/19-0-0, следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, расположенный по адресу: г. Кемерово, бр. Строителей,1 допущен к эксплуатации с 09.11.2017. ООО "Квартал-Премиум" в период с октября 2017 года по апрель 2018 года не передавало показания коллективного прибора учета.
ООО "Квартал-Премиум" своевременно не исполнило обязанность по передаче показаний общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), и в первом квартале 2018 уже произвело корректировку за 2017 год, начисление в марте 2019 года показаний за 2017 год незаконно.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Квартал-Премиум" просит ставить решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 12.03.2020.
После перерыва судебное разбирательство продолжено без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 6 статьи 121, статьи 163, части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Определением от 12.03.2020 судебное заседание было отложено на 07.04.2020 на 11 час. 30 мин.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808 определением суда от 01.04.2020 судебное разбирательство по апелляционной жалобе жилищной инспекции отложено на 07.05.2020.
В соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 (с изменениями от 29.04.2020) определением от 30.04.2020 перенесено время рассмотрения апелляционной жалобы в судебном заседании Седьмого арбитражного апелляционного суда на 18.06.2020 в 11 часов 40 минут.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ в связи с болезнью судьи Хайкиной С.Н. произведена замена на судью Логачева К.Д.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки с 11.04.2019 по 08.05.2019 на основании распоряжения от 28.03.2019 N 96/2019/ЛК/Р/ЖКУ-237, жилищной инспекцией по информации, поступившей от жильцов МКД, расположенного по адресу: г. Кемерово б-р Строителей, д.1, выявлены нарушения ООО УК "Квартал-Премиум" действующего законодательства Российской Федерации.
Содержание нарушения состоит в том, что ООО УК "Квартал-Премиум" в нарушение действующего законодательства неправомерно произведена корректировка отопления по итогам 2017 года в марте 2019 года.
Кроме того, в ходе проверки правильности расчета корректировки по итогам 2018 года объемы тепловой энергии, предъявленные ресурсоснабжающей организацией в период с апреля по декабрь 2018 года, не соответствуют отчетам теплоносителя.
По результатам проверки жилищной инспекцией составлен акт от 08.05.2019 N 96/2019/ЛК/А/ЖКУ-237.
На основании акта проверки 08.05.2019 вынесено предписание N 96/2019/ЛК/П/ЖКУ-237 об устранении нарушений законодательства в соответствии с которым ООО УК "Квартал-Премиум" в срок до 01.07.2019 необходимо привести расчет корректировки за тепло по итогам 2017-2018 гг. в соответствии с пунктом 60, подпунктом "а" пункта 59, пунктом 59, пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом, заявитель является управляющей организацией, действующей на основании лицензии и заключившей договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Кемеровская область, город Кемерово, б-р., Строителей, д.1.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующий расчет предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем, в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме (далее - МКД), который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3(1) содержится в пункте 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354 и применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывает: общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме МКД; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован МКД, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД; установленный тариф на тепловую энергию, а также предусматривает, что при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Материалами дела установлено, что 17.08.2017 заключен договор управления МКД, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Бульвар Строителей, 1. Ранее спорным МКД управляло ООО УК "Жилищник".
К управлению спорным МКД общество приступило по результатам конкурса с 01.09.2017, то есть не с начала календарного года, прибор учета на многоквартирном доме был в нерабочем состоянии.
Применительно к рассматриваемой ситуации, при отсутствии показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за период с сентября по октябрь 2017 года общество, не имея тем самым возможности рассчитать среднемесячное потребление в целях проведения корректировки за те же месяцы 2017 года, в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 правомерно применило норматив, а за период с ноябрь 2017 года по декабрь 2017 года, не имея показания общедомового учета за предыдущий год (совокупного объема тепловой энергии), с учетом нерабочего состояния общедомового прибора учета, обоснованно произвело расчет, исходя из среднемесячного потребления.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями, изложенными в Письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, согласно которым среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) из Приложения 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42 (1), 59 (1) и 60 (1) Правил N 354.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил, предоставляющий обществу как управляющей организации право один раз в год производить корректировку размера платы за отопление и ГВС гражданам, проживающим в доме, не свидетельствует об отсутствии у ресурсоснабжающей организации права по истечению года произвести корректировку объемов потребленного ресурса, путем исправления допущенной в расчетах ошибки.
Корректировка оплаты за отопление проводится с целью оплаты потребителями фактически потребленной тепловой энергии, при этом привязка к периоду отсчета календарного года при расчете корректировки платы за отопление не установлена.
Прямого запрета на проведение корректировки не в следующем году, а позже Правилами N 354 не установлено.
Поскольку в рассматриваемом случае корректировка отопления произведена, однако не были учтены все суммы, которые подлежат выставлению конечному потребителя, который должен оплачивать коммунальные услуги, обществом правомерно произведена повторная корректировка (доначисление сумм).
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о неправомерной корректировке подлежат отклонению.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающие соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2019 по делу N А27-16998/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16998/2019
Истец: ООО "Квартал-Премиум"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3827/20
26.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1430/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16998/19
02.08.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16998/19