город Омск |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А46-17777/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4370/2020) Министерства труда и социального развития Омской области на решение от 11.03.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17777/2019 (судья Н.А. Лебедева), по иску акционерного общества "Омскоблавтотранс" (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843) к Министерству труда и социального развития Омской области (ИНН 5503079341, ОГРН 1045504007603) о взыскании 822 389 руб. 07 коп. убытков, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия города Омска "Пассажирсервис" (ИНН 5506003693, ОГРН 1025501252963),
при участии в судебном заседании:
от Министерства труда и социального развития Омской области - представитель Никитина О.А. по доверенности N 16771 от 25.11.2019,
от акционерного общества "Омскоблавтотранс" - представитель Кузьмина Т.Г. по доверенности N 4 от 25.12.2019, представитель Актаева Г.К. по доверенности N 5 от 25.12.2019.
от муниципального предприятия города Омска "Пассажирсервис" - представитель Васильев А.И. по доверенности N 4 от 25.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскоблавтотранс" (далее - АО "Омскоблавтотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству труда и социального развития Омской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 822 389 руб. 07 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие города Омска "Пассажирсервис".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец уточнил исковые требования, просил взыскать 809 215 руб. 06 коп. убытков.
Решением от 11.03.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17777/2019 с Министерства в пользу АО "Омскоблавтотранс" взысканы убытки в сумме 809 215 руб. 06 коп., а также и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 19 184 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца противоправными действиями (бездействием) Министерства, не представлено. Материалы дела также не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии какого-либо технологического сбоя, некорректной работе программного обеспечения на транспортных терминалах, а также потере данных о транзакциях при инкассации транспортных терминалов по причине указанного сбоя. Судом не учтено, что действующим законодательством и договором предусмотрено возмещение затрат на основании отчетности установленной формы, сформированной исходя из данных о поездках льготных категорий граждан, полученных в рамках ЭСТП, обеспечивающей функционирование электронного социального транспортного приложения Омской области, позволяющей обеспечить персонифицированный учет предоставленных законодательством мер социальной поддержки по проезду, и основания для возмещения затрат по поездкам, не подтвержденным транзакциями процессингового центра, отсутствуют.
От АО "Омскоблавтотранс" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель АО "Омскоблавтотранс" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель МУП г. Омска "Пассажирсервис" считает необоснованными выводы о т ом, что имел место сбор в программном обеспечении.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, заслушав представителей сторон, третьего лица, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела с установлено судом первой инстанции, между Министерством труда и социального развития Омской области и АО "Омскоблавтотранс" заключен договор от 09.01.2019, предметом которого является взаимодействие сторон по возмещению перевозчику, осуществляющему регулярные перевозки в соответствии с законодательством, затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области в виде права бесплатного проезда автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении в пределах территории Омской области, порядок и условия перечисления средств областного бюджета на возмещение затрат, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-П "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области".
В силу пункта 3.1.1 договора АО "Омскоблавтотранс" обязалось обеспечить перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на исправном транспортном средстве всеми видами пассажирского транспорта с использованием электронных транспортных карт в пределах территории Омской области, выданных в соответствии с законодательством.
Кроме того, АО "Омскоблавтотранс" обязалось обеспечить техническую готовность к обслуживанию электронных транспортных карт, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, в соответствии с требованиями к обслуживанию электронных транспортных карт, определенными в приложении N 1 к настоящему договору.
Обеспечить выход на маршрут транспортных средств с транспортными терминалами, соответствующими требованиям, определенным в требованиях к обслуживанию. В случае выхода из строя транспортного терминала обеспечить движение транспортного средств до конечного остановочного пункта, дальнейшее движение транспортного средства по маршруту с конечного остановочного пункта с транспортным терминалом, соответствующим требованиям, определенным в требованиях к обслуживанию. Предоставлять Минтруду ежемесячную заявку на возмещение затрат по форме согласно приложению N 2 к настоящему договору до 15 числа каждого месяца, предшествующего выплатному. Представлять Минтруду с учетом вида транспорта общего пользования и сообщения отчетность о фактическом количестве поездок отдельных категорий граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставлена мера социальной поддержки, отчет о фактическом количестве поездок граждан и понесенных расходах на оказанные услуги по возмещению затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области отдельным категориям граждан, по формам и в сроки, утвержденные приказом 55-п. Расчет суммы возмещения затрат по формам согласно приложениям N 3-6 к настоящему договору, в сроки, установленные для документов, предусмотренных пунктом 3.1.5.1 (пункты 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5.1, 3.1.5.2 договора).
В свою очередь Минтруд в соответствии с пунктом 3.3.1 обязался производить возмещение затрат перевозчику в следующем порядке.
Возмещение затрат производится в пределах бюджетных ассигнований, определенных Минтруду на 2019 год, за счет средств областного бюджета по бюджетной классификации Рз 10, Пр 03, ЦСР 03.5.01.10400, Вр 323, КОСГУ 263, СубКОСГУ 263.01.99.
Сумма возмещения затрат определяется ежемесячно, в соответствии с:
отчетностью, представленной перевозчиком в соответствии с пунктом 3.1.5 договора;
стоимостью проезда, определенной в размере: регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленного органом местного самоуправления Омской области при осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам; тарифа, установленного перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, но не более 2,3 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость) за каждый километр пути при осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; регулируемого тарифа на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленного органом исполнительной власти Омской области при осуществлении поездок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам; тарифа, установленного перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, но не более 2,3 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость) за каждый километр пути при осуществлении поездок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
По обращению перевозчика до 1 апреля 2019 года в размере затрат перевозчика по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденном органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственной регулирование тарифов; размером возмещения затрат на одну поездку в сумме, определяемой в соответствии с Методикой (пункты 4.1, 4.2 договора).
В силу пункта 4.3 договора возмещение затрат осуществляется в размере не более стоимости 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение первого месяца календарного года независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, и в размере не более 360 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного года независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением случаев, установленных областным законодательством.
В сумму возмещения затрат включаются затраты перевозчика, не вошедшие в предшествующий отчетный период по причине технологического сбоя, при условии представления перевозчиком отчета (пункт 4.4 договора).
Минтруд производит возмещение затрат перевозчику путем перечисления денежных средств, поступивших из областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и сумм фактического финансирования на счет перевозчика: ежемесячно, на основании отчетности, предусмотренной пунктом 3.1.5, представленной перевозчиком в соответствии с абзацами первым, вторым пункта 4 приказа N 55: до 20 числа месяца, следующего за отчетным; в течение 20 дней со дня истечения срока, установленного для предоставления предусмотренной настоящим пунктом отчетности.
В установленный договором срок истец направил ответчику отчеты, предусмотренные пунктом 3.1.5 договора согласно данным, предоставленным МП г. Омска "Пассажирсервис".
В соответствии с предоставленными отчетами о фактическом количестве поездок граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставляются меры социальной поддержки по проезду автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном, междугородном и городском сообщении в пределах территории Омской области за период с 21.05.2019 по 20.06.2019 перевозчик осуществил перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки в количестве 120 516 поездок, в результате сумма возмещения затрат составила 22 664 879,45 рублей.
АО "Омскоблавтотранс" проверив ведомости учета билетов по льготникам и контрольные отчеты, полученные из терминалов, выявило несоответствие фактических данных по количеству перевезенных пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, с данными, переданными в процессинговый МП г. Омска "Пассажирсервис".
В связи с вышеуказанным истец составил ведомости учета билетов по льготникам, отражающие сведения о количестве совершенных поездок гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки за период с 21.05.2019 по 20.06.2019, согласно которым количество не учтенных поездок составило 2 971 шт. на сумму 822 389,07 руб.
Истец 10.07.2019 направил ответчику письмо исх. 05/1193, которым просил рассмотреть возможность корректировки отчета за июнь 2019 с включением информации о транзакциях, не вошедших в предшествующий отчетный период, а также возмещения затрат от перевозки льготной категории граждан.
Письмом от 13.08.2019 ИСХ-19/МТСР-11207 ответчик отказал в возмещении затрат, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В качестве подтверждающих документов о количестве перевозок имеются ведомости учета билетов по льготникам за период с 21.05.2019 по 20.06.2019, в которых указаны сведения из контрольных отчетов, полученных из терминалов.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией, изложенной постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09, о возможности использования расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции указал, что расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" на территории Омской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области.
В соответствии с порядком возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, возмещение таких затрат осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 2).
В силу пункта 6 Порядка средства на возмещение затрат перечисляются на счета заключивших с Министерством труда и социального развития Омской области договоры о возмещении затрат перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющих регулярные перевозки всеми видами пассажирского транспорта общего пользования в городском сообщении, регулярные перевозки автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном и междугородном сообщении, перевозки внутренним водным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении, перевозки железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области граждан (далее - перевозчики), на основании отчетности о фактическом количестве поездок граждан, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 5 возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду, предусмотренных подпунктами 2-8 пункта 1 настоящего Порядка, осуществляется на основании отчетности о фактическом количестве граждан и размера возмещения затрат на одну поездку в сумме, определяемой в соответствии с Методикой согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Из материалов дела следует, что сведения, подлежащие включению в отчетные документы согласно утвержденным формам, содержатся в данных транспортных терминалов, считывающих соответствующую информацию с электронных транспортных карт.
Как указывает истец, в период с 21.05.2019 по 20.06.2019 произошел технологический сбой работы программного обеспечения, установленного на транспортных терминалах, учет количества фактически осуществленных перевозок отдельных категорий граждан, использующих электронные транспортные карты, который был зафиксированы терминалами, но не был передан в процессинговый центр МП г. Омска "Пассажирсервис", в установленном законом и договором от 09.01.2019 N 92 порядке невозможен.
Фактическое количество поездок граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, отражено в отчетах установленной формы, сдаваемых истцом в министерство в целях последующего возмещения понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан затрат, ведомостях учета билетов.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что основания для возмещения затрат по поездкам, неподтвержденным транзакциями процессингового центра отсутствуют.
Данный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Указанные отчеты, составленные на основе электронного учета транзакций, в оспариваемой части также носят фактически односторонний характер, поскольку на их формирование истец непосредственно не влияет.
Общество не лишено права обосновать количество льготных перевозок своими собственными документами расчетным методом на основании анализа оборота билетной продукции, который имеет доказательственное значение.
Причиной возникновения убытков в размере невозмещённых расходов у истца является не сбой в работе транспортных терминалов, а невыполнение Минтрудом своих обязательств по возмещению затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в полном объеме.
Поэтому невозможность сбора информации о фактическом количестве осуществленных отдельными категориями граждан поездок в случае неисправности, сбоев в работе транспортных терминалов, не должно лишать истца права на получение мер государственной поддержки при перевозке льготных категорий пассажиров.
При этом, из пояснений третьего лица, данных в ходе судебного заседания, следует, что не исключена ситуация объективных перебоев в передаче информации по разным причинам: качество терминалов, качество интернета, его пропускная способность.
Изложенный истцом алгоритм реализации и учета проданных льготных билетов воспринимается судом с позиции его достоверности и объективности.
Доказательств невозможности проверки достоверности указанных в расчете истца сведений о количестве перевозок не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает представленные истцом документы надлежащими доказательствами по делу.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Поэтому оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17777/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17777/2019
Истец: АО "ОМСКОБЛАВТОТРАНС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА ОМСКА "ПАССАЖИРСЕРВИС"