г. Саратов |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А12-187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Смирникова А.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламный центр "Око" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2020 года по делу N А12-187/2020 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламный центр "Око" (г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, оф. 20, ИНН 3444155107, ОГРН 1083444000584)
к Инспекции Государственного строительного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 502, ИНН 3444145300, ОГРН 1073444004920)
об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламный центр "Око" (далее - заявитель, общество, ООО "РЦ "Око") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановлений инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 12.12.2019 N 203-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), N 204-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, и прекращении производств по административным делам в связи с малозначительностью нарушений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2020 года по делу N А12-187/2020 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Рекламный центр "Око" об отмене постановлений инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области от 12.12.2019 N203-Д и N204-Д по делам об административных правонарушениях, и прекращении производств по административным делам в связи малозначительностью нарушений.
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламный центр "Око", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования.
Инспекцией Государственного строительного надзора Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2020 года по делу N А12-187/2020 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по представленной в инспекцию обществом отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за 3 квартал 2019 года (сопроводительное письмо от 29.10.2019 N 81, номер входящей корреспонденции инспекции 5515 от 06.11.2019, далее - отчетность), общество осуществляет долевое строительство с привлечением денежных средств граждан в порядке, установленном Законом N 214-ФЗ по следующим объектам: а) многоквартирный дом N4 по ул. Галицына, 12 в г. Краснослободске Среднеахтубинского района Волгоградской области (далее - жилой дом по ул. Галицына), строящийся на основании разрешения на строительство от 01.06.2017 N Ru34528102-90-2017, выданного администрацией городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, срок действия которого в настоящее время продлен до 31.12.2020; б) многоквартирный дом N 2 по ул. Чулкова, д. 28 в г. Краснослободске Среднеахтубинского района Волгоградской области (далее - жилой дом по ул. Чулкова) - проектная декларация N 34-000312, строящийся на основании разрешения на строительство от 18.03.2016 N Ru34528101-17-2016, выданного администрацией городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, срок действия которого в настоящее время продлен до 31.05.2020.
Исходя из представленной отчетности административный орган усмотрел нарушения обществом части 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ и п. 9 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N319 "О единой информационной системе жилищного строительства", вступившим в силу с 28.05.2019 (далее - Правила N 319).
На основании задания, уполномоченным лицом инспекции, проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Волгоградской области: наблюдение за соблюдением обществом обязательных требований к раскрытию информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.
В ходе анализа информации, размещенной в ЕИСЖС https://наш.дом.рф/ 13.11.2019 инспекцией выявлены следующие нарушения: 1) в отношении жилого дома по ул. Галицына не размещена информация, предусмотренная п.п. 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14 и 15 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ и подпунктами "з" и "с" п. 9 Правил N 319; 2) в отношении жилого дома по ул. Чулкова с нарушениями размещена следующая информация: в нарушение п/п "л" п. 9 Правил фотографии жилого дома по ул. Чулкова за октябрь 2019 года размещены без даты фотосъемки; нарушен срок размещения информации, предусмотренной п. 8 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ, а именно фотографии жилого дома по ул. Чулкова за август 2019 года; нарушен срок размещения информации, предусмотренной п/п "т" п. 9, п. 10 Правил N 319, а именно отчетность застройщика и сводные накопительные ведомости за 3 квартал 2019 года.
Инспекция пришла к выоду, что в действиях общества содержались признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19.3 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Кроме того, в результате названного выше мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Волгоградской области было установлено, что Обществом по жилому дому по ул. Чулкова нарушен срок размещения в проектную декларацию N 34-000312 изменений, касающихся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона N 214-ФЗ, а именно о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 3-й квартал 2019 года, что является нарушением сроков размещения изменений в проектную декларацию в отношении жилого дома по ул. Чулкова, строящегося с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Лица, совершившее данное нарушение, подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом инспекции с участием защитника общества Балуева С.А. 29.11.2019 в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 13.19.3 и ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ.
О дате, времени и месте составления названного выше протокола об административном правонарушении общество в лице своего законного представителя извещено телеграммой от 21.11.2019 N 66/4, направленной по адресу государственной регистрации общества, которая, как следует из телеграфного уведомления от 23.11.2019 N 66/1407013, не доставлена, поскольку закрыто, а адресат по извещению за телеграммой не является. Кроме того, о дате, времени и месте составления данного протокола об административном правонарушении общество дополнительно извещено письмом от 22.11.2019 N 27-10/4740, которое передано электронной почтой 22.11.2019 в 13 час. 24 м. по адресу: oko.rts@mail.ru, и, согласно уведомлению о вручении, получено адресатом 26.11.2019,а также телефонограммой N 236, переданной 27.11.2019 в 15 час. 45 м. и принятой Ключниковой Еленой Викторовной по телефону (8442) 50-24-46.
Определениями по делам об административных правонарушениях от 10.12.2019 о назначении времени и места рассмотрения дел, о вызове участвующих в них лиц рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, назначено на 12.12.2019 в 9 час. 00 м., а рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ - на 12.12.2019 в 9 час. 15 м. в помещении инспекции.
Рассмотрение названных выше дел состоялось в назначенное вышеуказанными определениями время в помещении инспекции. Представитель общества (директор Болотин Д.В.) для участия в рассмотрении дела не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен письмом от 29.11.2019 N 27-10/4862, которое передано электронной почтой 29.11.2019, а также направлено заказным почтовым отправлением, которое, как следует из сведений, размещенных на официальном сайте Почты России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:https://www.pochta.ru/ по почтовому идентификатору 40006640448279, вручено адресату 05.12.2019.
По результатам рассмотрения дел 12.12.2019 вынесены следующие постановления по делам об административных правонарушениях:
1. постановление N 203-Д, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200000 руб.;
2. постановление N 204-Д, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Копии постановлений по делам об административных правонарушениях от 12.12.2019 N N 203-Д и 204-Д получены в день их вынесения под расписку защитником общества Балуевым С.А.
Не согласившись с выводами Инспекции общество 09.01.2020 обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания N 203-Д от 12.12.2019 и N 204-Д от 12.12.2019.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкций, предусмотренных частью 2 статьи 14.48, ч. 1 ст. 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено.
Апелляционный суд считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Положениями статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Исходя из абз. 3 п. 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 N 211-п, инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять на территории Волгоградской области, в частности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или его территориального органа, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, застройщиком, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с размещением предусмотренной Законом N 214-ФЗ информации в единой информационной системе жилищного строительства.
Объективная сторона правонарушения выражается в неразмещении в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства либо в нарушении установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации, либо в размещении информации не в полном объеме, либо размещение заведомо искаженной информации.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе застройщики.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Законом N 214-ФЗ.
В силу статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Единая информационная система жилищного строительства представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Закона N 214-ФЗ).
Перечень подлежащей размещению в системе информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, установлен частью 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ.
Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию: а) разрешение на строительство (п. 2 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); б)проектная декларация (п. 3 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ), включающая в себя информацию о застройщике, установленную ч. 1 ст. 20 Закона N 214-ФЗ, а также информацию о проекте строительства в соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 214-ФЗ; в)заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст.ст. 20 и 21 Закона N 214-ФЗ (п. 4 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); г)проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям Закона N 214-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); д)условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями ст.ст. 15.4 и 15.5 Закона N 214-ФЗ в случае размещения таких средств на счетах эскроу (п. 6 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); е)фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (п. 8 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); ж)градостроительный план земельного участка (п. 9 ч. 2 ст. 3.1 Закона N214-ФЗ); з)схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (п. 10 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); и)извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 13 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); к)сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, п. 14 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); л)иная информация, предусмотренная Законом N 214-ФЗ (п. 15 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ); м)заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении каждого объекта недвижимости, информация о проекте строительства которого раскрыта в составе каждой размещенной с ЕИСЖС проектной декларации (в случае, если обязательность проведения экспертизы соответствующего объекта недвижимости предусмотрена Законом N 214-ФЗ, п/п "з" п. 9 Правил N 319); н)документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (участки), на котором осуществляется строительство каждого объекта (объектов) недвижимости, указанного в размещенных в ЕИСЖС проектных декларациях (выписка из ЕГРН, зарегистрированный в ЕГРН договор аренды (субаренды) земельного участка, п/п "с" п. 9 Правил N 319); о)отчетность (п/п "т" п. 9 Правил N 319).
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ, фотографии объекта, отражающие текущее состояние его строительства, подлежат размещению в ЕИСЖС ежемесячно.
Фотографии за август 2019 года должны быть размещены не позднее 02.09.2019, то есть первого рабочего дня после 31.08.2019. Однако общество фотографии жилого дома по ул. Чулкова за август 2019 года разместило в ЕИСЖС 30.09.2019.
В соответствии с п/п "л" п. 9 Правил фотографии объекта должны содержать сведения о дате проведения фотосъемки. Однако обществом фотографии жилого дома по ул. Чулкова за октябрь 2019 года размещены в ЕИСЖС без даты фотосъемки.
Из п. 10 Правил N 319 следует, что застройщик обязан размещать в ЕИСЖС отчетность в срок не позднее 30 календарных дней после окончания каждого квартала. Так, отчетность за 3 квартал 2019 года застройщик должен был разместить не позднее 30.10.2019. Однако Обществом отчетность за 3 квартал 2019 года в ЕИСЖС размещена 13.11.2019.
Вышеуказанные нарушения послужили основанием для привлечения общества в административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19.3 КоАП РФ (постановление N 204-Д).
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) предусмотрено, что застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.
Согласно части 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности).
В силу части 6 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
Сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности содержатся в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность, в соответствии с пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, входит в состав отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В результате мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Волгоградской области было установлено, что Обществом по жилому дому по ул. Чулкова нарушен срок размещения в проектную декларацию N 34-000312 изменений, касающихся сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона N 214-ФЗ, а именно о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 3-й квартал 2019 года, что является нарушением сроков размещения изменений в проектную декларацию в отношении жилого дома по ул. Чулкова, строящегося с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В состав названной выше отчетности общества за 3 квартал 2019 года включены бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, составленные 28.10.2019. Однако изменение о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 3 квартал 2019 года в проектную декларацию обществом должно было быть внесено не позднее 31.10.2019, то есть третьего рабочего дня после 28.10.2019, и размещено в ЕИСЖС не позднее 08.11.2019, а именно пятого рабочего дня после 31.10.2019. Тем не менее, указанное изменение в проектную декларацию N 34-000312 пожилому дому по ул. Чулкова обществом размещено 13.11.2019 г., то есть с нарушением названного срока в четыре дня.
За совершение данного нарушения общество привлечено по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ (постановление N 203-Д).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которых установлена частью 1 статьи 13.19.3 и частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт правонарушения зафиксирован материалами проверки.
Требования о привлечении к административной ответственности предъявлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении Инспекцией соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не был оценен представленный Обществом скриншот от 30.10.2019, подтверждающий факт своевременного опубликования в ЕИСЖС необходимой документации (то есть изменений в проектную декларацию), и Общество при этом не обладает возможностью доступа к истории размещений сведений в ЕИСЖС и представить тем самым иные доказательства отсутствия своей вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, а Инспекцией представлены скриншоты, относящиеся только к 13.11.2019.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного довода исходит из следующего.
Поскольку мероприятие по контролю без взаимодействия, по результатам которого было выявлено нарушение Обществом установленных действующим законодательством требований, было проведено Инспекцией 13.11.2019, то в связи с этим скриншоты, являющиеся приложением к отчету о его проведении, могут относиться только к названной дате. При этом Общество в своем заявлении об отмене обжалуемых постановлений, представленном в арбитражный суд первой инстанции, подтверждает факт отзыва со своей стороны размещенной 30.10.2019 на сайте ЕИСЖС документации в связи с наличием технических ошибок. Тем самым наличие в материалах дела представленного Обществом скриншота от 30.10.2019 не противоречит выводу арбитражного суда первой инстанции о доказанности факта нарушения Обществом установленного срока размещения изменения в проектную декларацию N 34-000312 сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона N 214-ФЗ, а именно о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 3 квартал 2019 года.
Довод апелляционной инстанции о том, что технические неполадки сайта ЕИСЖС исключают вину Общества в совершении вменяемых ему обжалуемыми постановлениями административных правонарушений, является несостоятельным.
Обязанность раскрытия определенной частью 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ информации посредством обеспечения свободного к ней доступа неограниченного круга лиц непосредственно возложена на застройщика, при этом исполнение данной обязанности не поставлено в зависимость от каких-либо внешних факторов, в том числе технической поддержки ресурса ЕИСЖС.
Возложенная на застройщика обязанность в данном случае подлежит реализации с учетом принятия им всех необходимых и зависящих от него мер по размещению такой информации на определенном Законом N 214-ФЗ ресурсе таким способом, который позволит ознакомиться любому заинтересованному лицу с информацией как о застройщике, так и строящимся им объекте, что является частью государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания), в том числе многоквартирных домов, по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов.
Следовательно, вступая в регулируемые Законом N 214-ФЗ правоотношения при строительстве объекта многоквартирного жилого дома, застройщик принимает на себя обязанность по выполнению предусмотренных данным законом условий, в том числе по техническому обеспечению застройщиком доступа к информации о нем и строящемся им объекте. При этом способы реализации предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ обязанности не связаны лишь с констатацией факта некорректной работы ЕИСЖС после размещения в ней необходимой информации. Поскольку застройщик в данном случае должен заблаговременно позаботиться не только о своевременном размещении в такой системе информации, но и об обеспечении беспрепятственного доступа к ней всех заинтересованных лиц.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление ВАС РФ N 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления ВАС РФ N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 настоящего Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учетом установленных в ходе рассмотрения спора обстоятельств доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекции не были представлены.
Рассматривая доводы заявителя о наличии оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям, учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Заявитель при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное подателем жалобы правонарушение как малозначительное, не установлено.
Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства не влияют на оценку существенности угрозы охраняемым общественным отношениям, которая была создана Обществом.
При назначении наказания административным органом учтено, что общество ранее в течение одного года привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении от 07.03.2019 N 58-Д в виде предупреждение, исключило применение в данном случае положений о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства.
Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2020 года по делу N А12-187/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-187/2020
Истец: ООО "РЕКЛАМНЫЙ ЦЕНТР "ОКО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ