г. Вологда |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А52-6059/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожное ремонтно - строительное предприятие "Дорсервис" на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 апреля 2020 года по делу N А52-6059/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дорожное ремонтно - строительное предприятие "Дорсервис" (ОГРН 1146025000538, ИНН 6008004417; адрес: 182900, Псковская область, Локнянский район, рабочий поселок Локня, улица Старобазарная, дом 9; далее - общество, ООО "ДРСП "Дорсервис") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области (ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - комитет, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.12.2019, представления от 18.12.2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения; о применении к должностному лицу - генеральному директору общества Егорову Д.М. санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 20 апреля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Прекращено производство по делу в части требования общества о применении к должностному лицу - генеральному директору ООО ДРСП "Дорсервис" санкции предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что административное расследование произведено неполно, поскольку только в процессе судебного заседания определен правообладатель участка КН 60:08:0090205:91. Кроме того, считает, что выявленные комитетом нарушения подлежат квалификации по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Также ссылается на ненадлежащее извещение, что является нарушением части 3 статьи 25.15 указанного Кодекса.
Комитет в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новосокольнический" (далее - МО МВД РФ "Новосокольнический") в период с 05.11.2019 по 07.11.2019 произведен осмотр земельного участка, расположенного в 700 метрах от деревни Осипово село Локнянского района, с кадастровым номером КН 60:08:0090205:91, который согласно публичной кадастровой карте числится за сельскохозяйственным производственным кооперативом "Родина".
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке вблизи указанной деревни выкопан котлован - песчаный карьер, размером 15 на 10 м, глубиной 3 м от уровня поверхности земли, что является нарушением статьи 9, статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1). Также установлено, что общество без лицензии на пользование недрами с применением своей техники и привлечением работников осуществляло добычу песка на земельном участке и его дальнейший вывоз на арендованный им земельный участок.
Кроме того, 07.11.2019 сотрудником МО МВД РФ "Новосокольнический" произведен осмотр машины КАМАЗ с государственным регистрационным знаком У588КС/60, находящейся под управлением Силаева В.В., и установлено, что указанным транспортным средством пользуется ООО "ДРСП Дорсервис", что подтверждается страховым полисом серии КК N 3007589580.
В кузове этой автомашины находился песок.
В связи с выявленным фактом комитетом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2019, а также вынесено постановление от 18.12.2019 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание с учетом положения части 3.2 статьи 4.1 этого Кодекса в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Помимо того, в силу положений статьи 29.13 КоАП РФ в адрес общества направлено представления от 18.12.2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, обязывающее ООО ДРСП "Дорсервис" исключить случаи добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе песка, без специального государственного разрешения в виде лицензии на пользование недрами.
Не согласившись, с вынесенными от 18.12.2019 постановлением и представлением, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно положениям частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами для юридических лиц в виде штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с Законом о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Статьей 6 Закона N 2395-1 установлены виды пользование недрами, среди которых установлена и добыча полезных ископаемых.
Согласно статье 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно статье 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Пески, песчаники относятся к общераспространенным полезным ископаемым, что следует из пункта 2.2 Временных методическими рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2003 N 47-р, а также из подраздела 08 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 31.01.2014 N14-ст.
Статья 22 Закона о недрах устанавливает обязанность пользователя недр при осуществлении своей деятельности соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр, соблюдать требования по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Статьей 19 Закона N 2395-1 предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что допускается безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых на глубине до пяти метров для собственных нужд собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при условии, что эти полезные ископаемые не числятся на государственном балансе.
Общество ссылается на то, что фактически не имело место нарушений Закона о недрах и для осуществляемых работ не требовалась лицензия, поскольку уровень котлована не превышал необходимые глубинные пределы установленные Законом о недрах (до пяти метров). Отмечает также, что поскольку допущено использование земельного участка не по целевому назначению, то в его действиях может быть усмотрен состав предусмотренной части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, данная позиция является ошибочной, так как общество добывало песок в целях использования его в предпринимательской деятельности, то есть использовало недра без лицензии.
Факт вмененного обществу правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, постановлением от 18.12.2019, показаниями опрошенных работников общества и всеми материалами дела в их совокупности.
В частности опрошенный 07.11.2019 Смирнов Михаил Сергеевич указал, что является рабочим ООО ДРСП "Дорсервис", 07.11.2019 с 09 час 00 мин находился на карьере, расположенном вблизи деревни Осипово Село Локнянского района. На экскаваторе с ковшом ЕК-14 он осуществлял погрузку песка в автомашину Камаз, принадлежащую обществу. На указанные работы он был направлен руководством общества. Пояснил, что данные работы он осуществлял с 05.11.2019.
Силаев Вячеслав Викторович в своих объяснениях от 07.11.2019 отметил, что является водителем и состоит в трудовых отношениях с обществом. Пояснил, что 07.11.2019 на автомашине "Камаз - 5311" по указанию мастера общества осуществлял доставку песка из карьера, расположенного вблизи деревни Осипово Село Локнянского района, на пескобазу общества. Данный песок предназначался для заготовки песка в целях дальнейшего посыпания автодорог Локнянского района в зимний период (т.1. л.д. 67-70).
Таким образом, суд первой инстанции, верно указал о том, что в деянии общества содержится состав административного правонарушения предусмотренного части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку общество пользовалась недрами без лицензии, что выразилось в добыче общеполезного ископаемого - песка использовавшегося в предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
В рассматриваемом случае ООО ДРСП "Дорсервис" имело возможность соблюсти требования законодательства, предъявляемые к осуществлению добычи полезных ископаемых, но не предприняло для этого необходимых и достаточных мер, что свидетельствует о вине общества в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения общества к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Общество ссылается на то, что не было надлежащим образом извещено о рассмотрении материалов административного дела, поскольку извещение направлялось не по его юридическому адресу.
Вместе с тем, их протокола об административном правонарушении от 19.11.2019 и из постановления о назначении административного наказания от 18.12.2019 следует, что при из составлении присутствовал генеральный директор общества Егоров Д.М., полномочия которого подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.12.2019 N ЮЭ9965-19-130554885.
При назначении наказания комитетом применены положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и с учетом принципов индивидуализации и соразмерности административного наказания размер штрафа определен в 400 000 руб., что отвечает целям административной ответственности, а также конституционным принципам справедливости и соразмерности совершенному правонарушению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Таким образом, выдача представлений относится к закрепленным КоАП РФ полномочиям органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении.
Оценив спорное представление от 18.12.2019 апелляционная инстанция не усмотрела оснований для вывода о его незаконности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 апреля 2020 года по делу N А52-6059/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожное ремонтно - строительное предприятие "Дорсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-6059/2019
Истец: ООО Дорожно-ремонтное строительное предприятие "Дорсервис"
Ответчик: Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области
Третье лицо: Опер уполномоченный ЭБ и ПИ МВД РФ "Новосокольнический" ст. лейтенант полиции Стекольников С.Ю., Оперуполномоченный ЭБ и ПИ МВД РФ "Новосокольнический" ст. лейтенант полиции Стекольников С.Ю.