г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А56-98243/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Егоров С.Н. по доверенности от 25.12.2019
от ответчика (должника): Денисов В.В. по доверенности от 28.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4421/2020) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2019 по делу N А56-98243/2019(судья Бугорская Н.А.), принятое
по заявлению ООО "Линк Девелопмент"
к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (ОГРН 1089847375034, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая монетная, д. 25, лит. А, пом. 1Н, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Советская, д. 12, далее - Администрация), выраженного в отсутствии решения по заявлению Общества от 24.06.2019 N 589 о размещении объекта на находящихся на территории муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, обязании Администрации в срок не более десяти дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о размещении объекта согласно заявлению Общества от 24.06.2019 N 589.
Решением от 14.12.2019 бездействие Администрации, выраженное в отсутствии решения по заявлению Общества от 24.06.2019 N 589, признано судом незаконным; суд обязал Администрацию муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление от 24.06.2019 N 589 и принять решение по заявлению в установленном законом порядке, а также взыскал с Администрации в пользу Общества 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.12.2019 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями земельного законодательства, для размещения антенно-мачтового оборудования заявитель должен испрашивать и земельный участок под таким объектом, при этом претендовать на получение земельного участка Общество вправе только в рамках конкурсной процедуры.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Общество представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Распоряжением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года дело N А56-98243/2019 передано в производство судье А.Б. Семеновой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе; представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 24.06.2019 обратилось в Администрацию с заявлением N 589 о размещении антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) на находящихся на территории муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута (вход.N5304 от 01.07.2019).
В письме от 19.07.2019 N А-5900 Администрация сообщила о направлении заявления в Администрацию МО "Первомайское сельское поселение", а также указала, что о принятии решения в выдаче разрешения на размещение объекта антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) на земельном участке будет сообщено дополнительно.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени заявление по существу Администрацией не рассмотрено в установленном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Признавая незаконным бездействие Администрации, выразившегося в отсутствии решения по заявлению Общества от 24.06.2019 N 589 о размещении объекта на находящихся на территории муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, суд первой инстанции установил, что фактически уполномоченный орган не рассмотрел данный вопрос и не дал по этому вопросу какого-либо ответа.
Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Нормами статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, среди прочего, размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 11 которого предусмотрены такие виды объектов как линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Порядок и условия размещения таких объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов в силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Ленинградской области такой порядок утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 (далее - Порядок N 301).
Согласно пункту 2 Порядка N 301 объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
Решение принимается на основании заявления о размещении объекта (далее - заявление), подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган - пункт 3 Порядка N 301.
В силу пункта 8 Порядка решение о размещении объекта или решение об отказе в размещении объекта принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляется заявителю заказным письмом.
С учетом положений пунктов 2, 3, 8 Порядка N 301 заявление Общества должно было быть рассмотрено Администрацией по существу в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения должно было быть направлено Обществу.
Однако, Администрацией информации о принятии решения по заявлению от 24.06.2019 N 589 на размещение объекта антенно-мачтового сооружения связи, поступившего в Администрацию 01.07.2019, в установленные сроки в адрес заявителя не направлено.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Установив, что в установленные Порядком N 301 сроки Администрация фактически не рассмотрела заявление Общества и не дала ответа по существу данного заявления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное бездействие является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Поскольку на момент рассмотрения спора заявление в соответствии с установленной законом процедурой Администрацией не рассмотрено, на уполномоченный орган обоснованно возложена обязанность по рассмотрению данного заявления в качестве восстановления нарушенных прав Общества.
Довод апелляционной жалобы о необходимости испрашивать в данном случае земельный участок под объектом и претендовать на получение земельного участка в рамках конкурсной процедуры, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный. Указанное не отменяет обязанности Администрации рассмотреть заявление в порядке, предусмотренном положениями постановления Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301. Специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута установлены нормами статьи 39.33 ЗК РФ.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2019 года по делу N А56-98243/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98243/2019
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ