г. Киров |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А82-4024/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2023 по делу N А82-4024/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14"
(ОГРН: 1137602003637, ИНН: 7602098892)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (ОГРН: 1057600606612, ИНН: 7604077295),
третье лицо - муниципальная жилищная инспекция мэрии города Ярославля (ОГРН: 1137604010092, ИНН: 7604245408),
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14" (далее - Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент, ответчик; в настоящее время - государственная жилищная инспекция Ярославской области) о признании незаконным постановления Департамента от 03.02.2022 N 121-09-1/22 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена муниципальная жилищная инспекция мэрии города Ярославля (далее - МЖИ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано; размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя, МЖИ не уполномочена проводить контрольное (надзорное) мероприятие. В Ярославской области полномочия по осуществлению лицензионного контроля МЖИ не передавались; МЖИ действовала за пределами своих полномочий. Департаментом проверка в отношении управляющей организации не проводилась. При проведении выездного обследования МЖИ не соблюдены требования законодательства. Акт, составленный по результатам выездного обследования МЖИ, в адрес Общества не направлялся, тем самым Общество было лишено возможности представить свои возражения. Составление акта обследования 24.01.2022 при проведении контрольных мероприятий 21.01.2022 также является нарушением. Кроме того, ни в акте обследования от 24.01.2022, ни в фототаблице, нет информации о технических средствах, использованных при фотосъемке; фотоматериалы не заверены должностным лицом. В приложениях N N 1, 3, 4 к акту отсутствует адресная привязка. При этом все дома в акте обследования от 24.01.2022 являются домами типовой застройки, визуально идентичны. Следовательно, однозначно идентифицировать объекты невозможно. При таких обстоятельствах акт обследования от 24.01.2022, фотоматериалы не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу. Протокол об административном правонарушении не может быть самостоятельным доказательством, так как является производным от акта проверки. Более того, по мнению заявителя, принцип периодичности уборки Обществом не нарушен. При этом судом не рассматривался вопрос о погодных условиях, существовавших на момент проведения проверки, а также в период, предшествующий проверке. Кроме того, покрытия козырьков, выполненных из кровельного материала (мягкая кровля), не очищаются от снега за исключением снежных навесов, которые не были установлены в ходе обследования.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.12.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.12.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Государственная жилищная инспекция Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу доводы Общества отклонила, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МЖИ 21.01.2022 на основании задания на проведение выездного обследования от 21.01.2022 N 22 проведено выездное обследование многоквартирных домов NN 80, 82, 86, 88/23 по Ленинградскому пр-кту г. Ярославля, находящихся в управлении Общества, в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме - придомовой территории на предмет очистки от снега наносного происхождения, наледи и льда, уборки крылец и площадок перед входами в подъезды, обработки дорожных покрытий пескосоляной смесью при возникновении скользкости; крыш на предмет удаления наледей и сосулек - по мере необходимости, снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков, обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан.
По результатам проведения выездного обследования составлен акт выездного обследования от 24.01.2022 N 48, согласно которому МЖИ выявила ряд недостатков:
- г. Ярославль, Ленинградский пр-кт, д. 80 - входы в подвалы, подъездные площадки, дворовый проезд, тротуар, входящие в состав общего домового имущества, не очищены от снега и наледи (приложение N 1);
- г. Ярославль, Ленинградский пр-кт, д. 82 - входы в подвалы, подъездные площадки, козырьки подъездов, дворовый проезд, тротуар, входящие в состав общего домового имущества, не очищены от снега и наледи (приложение N 2);
- г. Ярославль, Ленинградский пр-кт, д. 86 - козырьки подъездов, дворовый проезд, тротуар, входящие в состав общего домового имущества, не очищены от снега и наледи (приложение N 3);
- г. Ярославль, Ленинградский пр-кт, д. 88/23 - дворовый проезд, тротуар, подъездные площадки, входы в подвалы, входящие в состав общего домового имущества, не очищены от снега и наледи (приложение N 4),
что нарушает требования пунктов 7, 24 Минимального перечня N 290, пунктов 3.6.15, 3.6.21, 3.6.22, 4.6.1.23, 4.6.4.6 Правил N 170.
Письмом от 25.01.2022 N 01-06/80-29 МЖИ в порядке пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) направила в адрес Департамента документы о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах города Ярославля, в том числе акт выездного обследования от 24.01.2022 N 48.
01.02.2022 должностным лицом Департамента в отношении Общества составлен протокол N 495-09-1/22-Ю, которым деяние заявителя квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения вышеназванного протокола и материалов дела об административном правонарушении Департаментом вынесено постановление от 03.02.2022 N 121-09-1/22 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в").
Подпунктом "а" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Минимальным перечнем N 290 определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе, проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи (пункт 7).
Пунктом 24 Минимального перечня N 290 закреплены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда;очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов (пункт 3.6.15 Правил N 170).
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (пункты 3.6.21, 3.6.22 Правил N 170).
Согласно пункту 4.6.4.6 Правил N 170 крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега. Очистка от снега и льда крыш должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте, и выполняться только деревянными лопатами. Повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно. На кровлях с уклоном катов более 45 градусов и свободным сбрасыванием воды (черепичных, гонтовых, драночных) очищать снег следует только в разжелобках, над карнизами и в других местах скопления снега. На участках территории, где производятся работы по сбрасыванию снега с крыш, необходимо обеспечить безопасность пешеходов.
В силу пункта 4.6.1.23 Правил N 170 очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
В силу вышеприведенных нормативных положений очистка придомовой территории, а также кровель от снега и наледи должна производиться по мере необходимости.
Актом выездного обследования от 24.01.2022 зафиксированы выявленные при проведении обследования 21.01.2022 года нарушения. В акте обследования содержится отметка, что при выездном обследовании проводилась фотосъемка. Отсутствие в акте обследования от 24.01.2022 сведений о применяемых при фотосъемке специальных технических средствах не является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов контрольного мероприятия.
На представленных в материалы дела фотоматериалах видно, что придомовая территория многоквартирных домов N N 80, 82, 86, 88/23 по Ленинградскому пр-кту г. Ярославля от снега не убрана; на кровле козырьков подъездов многоквартирных домов NN 82 и 86 по Ленинградскому пр-кту г. Ярославля (приложения N 2 и N 3 к акту выездного обследования) имеются снежные навесы.
Довод Общества о том, что представленные в материалы дела фотографии не являются достоверными доказательствами совершения административного правонарушения, поскольку не содержат привязки к месту фотосъемки, подлежит отклонению. Приложения N N 1-4, к которым прикреплен фотоматериал, содержат указания на адреса многоквартирных домов. В акте обследования содержится указание на применение фотосъемки. Оснований для сомнений в том, что фотосъемка проведена в ходе проведения выездного обследования, у апелляционного суда не имеется. Иное заявителем не подтверждено. Более того, вмененное нарушение подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Ссылки заявителя на погодные условия накануне и в момент проверки, а также на соблюдение периодичности проведения работ по удалению снега и наледи с придомовой территории, подлежат отклонению, поскольку в период проведения проверки неубранный снег на придомовой территории и кровле козырьков подъездов многоквартирных домов присутствовал, а с учетом положения о проведении работ по очистке придомовой территории и кровель от снега и наледи по мере необходимости, свидетельствует о наличии события административного правонарушения. Более того, при должной осмотрительности и надлежащим исполнении обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, Общество должно было и могло предпринимать своевременные действия по устранению допущенного правонарушения.
Таким образом, на момент осмотра нарушения имели место.
Факт нарушения Обществом перечисленных выше требований подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств и заявителем по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Управление жилым домом должно быть направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечение благоприятных условий проживания, сохранности имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.
Следовательно, в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома) управляющая организация обязана принимать необходимые и достаточные меры по соблюдению правил и норм в части выявления, обнаружения снега и наледи на придомовой территории и козырьках подъездов многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Отклоняя доводы заявителя, что Департамент был обязан самостоятельно провести проверку, суд исходит из следующего.
Материалами дела подтверждается, что в адрес Департамента от МЖИ поступил акт выездного обследования от 24.01.2022 N 48, который содержит сведения о нарушении Обществом правил содержания общего имущества многоквартирных домов. К акту приложены фотоматериалы (приложения NN 1-4). Представленные третьим лицом сведения являлись достаточными, не требовали перепроверки или подтверждения, в силу чего в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ являлись поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. В рассматриваемом случае необходимость проведения Департаментом проверки в порядке, предусмотренном законодательством о государственном контроле (надзоре), отсутствовала.
Довод Общества об отсутствии у МЖИ полномочий на проведение обследования, подлежит отклонению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
На основании части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
В силу части 5 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В соответствии с переходными положениями, установленными частью 4 статьи 98 Закона N 248-ФЗ, положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Решением муниципалитета города Ярославля седьмого созыва от 24.12.2021 N 619 в соответствии с ЖК РФ, Законом N 248-ФЗ, Уставом города Ярославля утверждено Положение о муниципальном жилищном контроле (далее - Положение о МЖК). Решение муниципалитета от 24.12.2021 N 619 вступило в силу с 01.01.2022.
Следовательно, к правоотношениям по проведению МЖИ контрольного мероприятия от 21.01.2022 надлежит применять требования Положения о МЖК, Закона N 248-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 75 Закона 248-ФЗ под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
На основании части 2 статьи 75 Закона 248-ФЗ выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Согласно пункту 1.3 Положения о МЖК муниципальный жилищный контроль осуществляется МЖИ.
Частью 4 статьи 56 Закона N 248-ФЗ установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.
Учитывая изложенное выше нормативное регулирование, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в силу пункта 6 части 1, части 4 статьи 20 ЖК РФ Инспекция вправе проверить соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в котором есть муниципальное имущество.
В рассматриваемом случае МЖИ установлены нарушения Обществом требований Минимального перечня N 290, Правил N 170. В порядке пункта 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ МЖИ направила соответствующую информацию в Департамент в соответствии со своей компетенцией.
Аргументы о том, что Общество не было надлежащим образом ознакомлено с материалами дела об административном правонарушении (Обществу не был направлен акт обследования от 24.01.2022 N 48), подлежат отклонению.
Общество было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. В системе ГИС ЖКХ размещены сведения об адресе электронной почты - reu14@mail.ru. Уведомление от 27.01.2022 N 09-1 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении было направлено ответчику по данному адресу электронной почты. В материалы дела представлены сведения о том, что письмо с уведомлением от 27.01.2022 N 09-1 было прочитано ответчиком 28.01.2022 в 8:19. Протокол об административном правонарушении от 01.02.2022 N 495-09-1/22-Ю также был направлен ответчику по указанному адресу электронной почты и был прочитан ответчиком 02.02.2021 в 11:56.
При таких обстоятельствах, будучи надлежащим образом извещенным о выявленном нарушении, дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество не было лишено возможности реализовать свои права, в том числе ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении, направить своего представителя для участия в процессуальных действиях, подготовить мотивированную позицию.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности по вышеприведенному нарушению не пропущен.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Судом первой инстанции изменен размер назначенного Департаментом штрафа с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ; административный штраф Обществу установлен в размере ниже низшего предела санкции статьи закона, 125 000 рублей. Назначенное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Обстоятельств карательного размера назначенного наказания не усматривается.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2023 по делу N А82-4024/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2023 по делу N А82-4024/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N14" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4024/2022
Истец: ООО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Муниципальная жилищная инспекция мэрии города Ярославля