г. Хабаровск |
|
26 июня 2020 г. |
А73-22930/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от Министерство обороны Российской Федерации: Кумаев Д.В., представитель по доверенности от 04.12.2018
от "Центрального жилищно-коммунального управления" Министерства обороны Российской Федерации: Меркурьева А.А., представитель по доверенности от 28.10.2019
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 26.02.2020
по делу N А73-22930/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения Центральное
жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 102770043889, ИНН 7729314745)
к Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700690429. ИНН 2707000150)
о взыскании 12 453 175 руб. 77 коп. убытков
третьи лица - Министерство финансов Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное Управление" Министерства обороны (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о взыскании 12 453 175 руб. 77 коп. убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию за период с 01.04.2017 по 02.12.2017.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края, не согласившись с решением суда, обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что истцом систематически не предоставлялись сведения, необходимые для осуществления выплаты, более того, отсутствовало в спорный период соглашение о предоставлении субсидий.
В отзывах Минобороны РФ и ФГБУ "ЦЖКУ" возражают против доводов заявителя, полагая решение суда не подлежащим отмене либо изменению.
В судебном заседании представители истца и Минобороны РФ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая её не обоснованной.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От Администрации Бикинского муниципального района поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без её участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Согласно требованиям п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
С 01.04.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, как ресурсоснабжающая организация, оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению на объекты жилищного фонда в г. Бикине Бикинского муниципального района. Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 N 33/23 утвержден и введен в действие на 2017-2020 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в размере 4 124,38 руб. за 1 Гкал.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлениями Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 с 01.01.2017 составил 2 286,74 руб. за 1 Гкал.
Осуществляя отпуск тепловой энергии населению с 01.04.2017 до установления Учреждению льготного тарифа, истец в спорный период (с 01.04.2017 по 02.12.2017) применял для расчетов с населением экономически обоснованный тариф, установленный ранее для АО "ГУ ЖКХ", с 01.04.2017 по 30.06.2017 равный 4 417,05 руб /Гкал., с 01.07.2017 по 02.12.2017 равный 4 506,06 руб. /Ткал.
В адрес Администрации истцом направлена претензия от 20.06.2019 N 370/ЖКС/1/7/83 с требованием погасить возникшую задолженность, направлен уточненный расчет возмещения убытков, с указанием лицевых счетов, ФИО абонентов, площадей отапливаемых жилых помещений, объемами начислений. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Согласно статье 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядка.
В силу пункта 2.2. Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 35-пр, расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края. Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Из материалов дела следует, что из краевого бюджета плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию на 2017 год муниципальному району имени Лазо в полном объеме, включая жилой фонд перечисленных военных городков, край исполнил свои обязательства по финансированию переданных району полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, в связи с чем, лицом обязанным возмещать выпадающие доходы от применения тарифов на тепловую энергию является муниципальное образование, в лице Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Регулирующим органом на территории субъекта для прежней теплоснабжающей организации - АО "ГУ ЖКХ" установлены как льготные тарифы на тепловую энергию для оказания коммунальных услуг населению так и экономически обоснованный, как установлено выше, в размере (без НДС): 4 417, 05 руб. /Гкал с 01.01.2017 по 30.06.2017; 4 506,06 руб. /Гкал с 01.07.2017 по 02.12.2017.
Применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа. Такой вывод согласуется с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 09.03.2010 N 14231/09 по делу N А60-39531/2008-С1, и с правовой позицией, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242.
Факт перехода имущественного комплекса, обеспечивающего поставку потребителям тепловой энергии, к истцу, равно и как обстоятельства поставки тепловой энергии, статус истца как теплоснабжающей организации к которой применяются указанные положения в установленных тарифах и сведениях об экономически обоснованных ценах на поставляемую тепловую энергию - ответчиком не оспариваются.
Также материалами дела подтверждается объем отпущенной тепловой энергии населению за период с 01.04.2017 по 02.12.2017 в размере 213,30 Гкал.
Доводы заявителя сводятся к невозможности возмещения межтарифной разницы в виде взыскания убытков, ввиду того, что истец не обращался за заключением соглашения о возмещении выпадающих доходов к ответчику, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Согласно разъяснениям изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П ни отсутствие договора между сторонами, ни отсутствие досудебного обращения истца к Администрации за возмещением межтарифоной разницы (выпадающих доходов), не влияют на право истца на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.02.2020 по делу N А73-22930/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22930/2019
Истец: ФГБУ филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АО "ГУ ЖКХ", Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ