г. Самара |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А55-30726/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Балашевой В.Т., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым Р.С.,
от ответчика - представитель Гайнутдинов Р.М., по доверенности от 25.12.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2020 года в зале N 3 апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2020 года по делу N А55-30726/2019 (судья Лукин А.Г.)
по иску Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (ОГРН: 1036300468456, ИНН: 6315800523) г. Самара,
к федеральному государственному унитарному предприятию "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (ОГРН: 1027707007129, ИНН: 7707311363) г. Москва,
о взыскании 2 168 458,76 руб.,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Энергострой", общество с ограниченной ответственностью "Бранд-Сервис",
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - ответчик), о взыскании 2 529 868,55 руб. пени за просрочку выполнения работ по государственному контракту N 7-3/5/18 от 29.03.2018.
Определением от 11.12.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью "Энергострой". Также к рассмотрению дела в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Бранд-Сервис".
Истец заявил об уточнении исковых требований. Просит взыскать с ответчика 2 168 458,76 рублей пени за просрочку выполнения работ по государственному контракту N 7- 3/5/18 от 29.03.2018. Суд принял уточнение в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2020 по делу N А55-29744/2019 исковые требования удовлетворены частично. С Федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" в пользу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области взыскано 1 040 362,02 рублей пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Полагает, что обязательства ответчика по госконтракту должны быть продлены, в том числе на соответствующий период просрочки заказчика связанные с проблемами подключения смонтированных систем охраны к линиям волоконно-оптической связи "Интернет" и электроснабжения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и просил обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, между сторонами был заключен государственный контракт от 29.03.2018 N 7-3/5/18 на выполнение работ по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - государственный контракт, Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в соответствии с условиями Контракта, проектной документацией и ведомостью объемов работ выполнить работы по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и сдать Заказчику выполненные работы на объекте, а Заказчик обязуется принять, оплатить выполненные работы на условиях Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 государственного контракта работы должны быть выполнены с момента заключения Контракта по 01.06.2018.
Сроки выполнения работ по Контракту были нарушены, что не отрицает ответчик. Результат работ по Контракту был достигнут только 24.12.2018, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 24.12.2018.
Согласно пункту 9.3 государственного контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом (в том числе гарантийного обязательства) Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплату пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
В соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018 N 3) цена Контракта составляет 56 974 583,24 рублей.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ начало срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Общий период просрочки исполнения обязательств по Контракту с 02 июня 2018 года по 23 декабря 2018 года составил 205 дней.
Истец произвел расчет пени за указанный период, размер пени составил 2 168 458,76 рублей (с учетом уточнений). Истец просит взыскать с ответчика данный размер пени в судебном порядке.
Ответчик исковые требования не признает, указывая, что просрочка исполнения контракта была, но не по вине ответчика.
Ответчик сослался на:
-отсутствие к началу работ проектной документации, имеющий штамп "К производству работ";
- не готовность ОТИ к началу работ по оснащению средствами ОТБ; -действие ограничений на проведение работ в период проведения Чемпионата;
- приостановление работ вследствие: несоответствия элементов конструкции рабочей документации; отсутствия мощности для пуско-наладочных работ.
В силу статей 716 и 744 ГК РФ заказчик обязан предоставить подрядчику надлежащею техническую документацию для производства работ, а подрядчик приостановить производство работ при обнаружении непригодности технической документации.
Согласно условиям заключенного контракта подрядчик обязан выполнить все работы в соответствии с условиями контракта и утвержденным проектом производства работ. На основании и в соответствии с переданной заказчиком проектной документации, подрядчик должен разработать чертежи сложных вспомогательных и временных зданий и сооружений и предоставить заказчику на утверждение в течение 3 (трех) дней с даты заключения контракта (п. 6.1,6.2 Контракта).
Подрядчик обязан в соответствии с п.7.3.4 Контракта получить у Заказчика утвержденную проектную документацию, имеющую штамп "К производству работ" и не позднее, чем 10 (десять) дней до начала производства работ согласовать с Заказчиком руководящие документы по организации работы геодезической и лабораторной служб Подрядчика.
Ответчиком в адрес истца направлялся запрос от 12.04.2018 N 708 о предоставлении проектной и рабочей документации со штампом "к производству работ" по оснащению категорированного объекта "Путепровод через ж/д на 8 км автомобильной дороги Волжский-аэропорт "Курумоч"". Однако, вопреки условия п. 7.3.4 Контракта, документы были переданы лишь 04.05.2018, что повлекло за собой отставание от графика производства работ.
Параллельно, в связи со срывом графика выполнения работ подрядчиками заказчика, объект "Путепровод на ПК 3+407 ул. Ташкентская в г.о. Самара" не был готов для производства работ по контракту "на выполнение работ по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры". На нем продолжались общестроительные работы, без завершения которых было невозможно приступить к работам по предмету обязательства. Это явилось объективным препятствием к выполнению контрактного обязательства, о чем заказчик надлежащим образом уведомлялся.
Письмами от 12.04.2018 N 709, 14.05.2018 N 911 Ответчик сообщил Заказчику об обстоятельства, препятствующие началу выполнения работ на объекте - "Путепровод на ПК 3+407 ул. Ташкентская в г.о. Самара" ввиду производства окрасочных работ подмостового пространства и заделки деформационных швов, с извещением о приостановке работ на данном объекте.
В полученном ответе от 23.05.2018 N 28/3907 Министерством сообщалось - работы по покраске путепровода и устройству переходных зон вдоль деформационных швов имеют локальный характер и не препятствуют проведению монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению средствами обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, данные работы были полностью завершены 15.05.2018 года.
Вышеуказанные обстоятельства истец не отрицал.
Судом первой инстанции установлено, что в совокупности, оба фактора действительно объективно препятствовали производству работ, и не зависели от ответчика.
Совокупная задержка производства работ в связи с изложенным составила 34 дня (с 12.04.2018 по 15.05.2018).
Довод ответчика, что в реальности, общестроительные работы, на указанном объекте продолжились и после 15.05.2018 объективными доказательствами не подтверждаются, - в своей переписке истец сам указывает на окончание работ - 15.05.2018, в остальном заявления ответчика, о присутствии на объекте спецтехники, установленные сооружения (леса, трапы, защитные покрытие на устоях), невозможность приступить к работам без ущерба качества, как верно указано судом первой инстанции, относятся к субъективной, бездоказательной позиции ответчика.
Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года, протокол заседания Координационного совета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года, было указано на необходимость приостановления всех видов ремонтно-дорожных и общестроительных работ на протокольных и туристических маршрутах в период с 25.05.2018 по 25.07.2018.
То, что объекты, на которых было необходимо произвести работы, находились на протокольных и туристических маршрутах, истец не отрицал.
Письмом N 28/3913 от 23.05.2018, истец, со ссылкой на вышеуказанные подзаконные акты обратился к ответчику с требованием о приостановлении производства работ (Т3, л.д. 29), что как указал ответчик он и выполнил.
Впоследствии истец 29.05.2018, письмом обратился к ответчику с требованием возобновить работы, поскольку, считает работы которые производил ответчик безотлагательными (Т.3, л.д. 30).
Ответчик указал, что имея прямое указание вышестоящего органа, обязан был подчиниться и не производить работы до окончания запрета.
Судом первой инстанции установлено, ответчик в период с 23.05.2018 (получение письма истца) по 25.07.2018 обоснованно приостановил работы. Обоснованная приостановка составила длительность 65 дней.
Ответчик указывает, что по причине отсутствия отверстий для прохода инженерных коммуникаций, отсутствовала возможность прокладки кабеля. Об этом Министерство уведомлялось письмом от 16.05.2018. Однако, работы выполнены, каким образом, это помешало ответчику, на сколько дней задержало работы, и имело ли место быть фактически, ответчик доказательно не раскрыл.
Под данным фактором ответчик полагает следующее.
Для окончания строительно-монтажных работ в т.ч. пуско-наладочных на объект необходимо поступление электроэнергии в соответствии с отведенными мощностями.
26.06.2018 в адрес Заказчика направлялось письмо N 1432 об отсутствии необходимого комплекта документов для осуществления технологического присоединения к запроектированным сетям.
Допуск в эксплуатацию приборов учета по договору энергоснабжения N 06700 от 25.04.2018 произведен 28.03.2019 Акт N 8163, согласно нормативной документации разрешение о включении потребителей к электрическим сетям (в нашем случае объекта по Контракту) выдается после оформления всех разрешительных документов в т.ч. вышеуказанного акта.
Также, для проведения опытного испытания смонтированной системы необходимо было подключить ее к сети Интернет, что сделано было истцом только в ноябре 2018 года, что также задержало строительство.
В соответствии с п.1 ст.704 ГК РФ, ели иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
То есть, по смыслу данной нормы, именно подрядчик, если иное не установлено договором, выбирает средства и способы достижения результата выполнения работ.
В случае касающейся электроэнергии, ответчик - подрядчик, как пояснил представитель ответчика, использовал передвижной генератор, и завершил работы, даже несмотря на то, что разрешение на включение потребителей к электроэнергии было получено значительно позже окончания выполнения работ.
Относительно Интернета, в соответствии с п.1 ст.716 ГК РФ, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Суду не представлено доказательств, что ответчик информировал истца о проблемах с интернетом, а в соответствии с п.2 ст.716 ГК РФ, подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Истец проблемы с подключением к сети Интернет не подтверждает. Ответчик обосновывая свой довод ссылается на контракт истца с Публичным акционерным обществом "Ростелеком" N 77-3/28/18 (номер закупки 26315800523 18 000081 сведения из открытых источников-https: //zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2631580052318000081) от 22.10.2018 (окончание исполнения 31.01.2020), заявляя, что данную закупку истец делал специально для обеспечения интернетом ответчика для испытания смонтированной ответчиком системы. Однако из указанной информации не следует, что контракт заключался исключительно под ответчика.
Кроме того, как указывалось выше, именно подрядчик, выбирает пути и способы выполнения работ, контракт подписан в марте 2018 года, ответчик, выполняя работы, обязан был учесть отсутствие Интернета на объекте, и своевременно, к началу испытаний затребовать у истца соответствующий доступ и трафик.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции не нашел заявленные возражения в данной части подтверждающие отсутствие вины ответчика в произошедшей задержке.
Как указано в п.10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Доводы ответчика об отсутствии к началу работ проектной документации, имеющий штамп "К производству работ", не готовности ОТИ к началу работ по оснащению средствами ОТБ, наличия ограничений на проведение работ в период проведения Чемпионата, частично признаны судом обоснованными.
Суд первой инстанции верно указал, что просрочка общей длительностью 99 дней (34 дня с 12.04.2018 по 15.05.2018 + 65 дней с 23.05.2018 по 25.07.2018) произошла вследствие действий истца, а также обстоятельств, не зависящих от воли ответчика, в связи с чем, по мнению суда, сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту должны быть продлены на соответствующий период просрочки - 99 дней, то есть последний день исполнения -08.09.2018, но с учетом, что 08.09.2018 приходиться на выходной день, последний день срока переноситься на 10.09.2018. Период просрочки исполнения по контракту начинает течь с 11.09.2018.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности начисления истцом ответчику неустойки за период с 11.09.2018 по 24.12.2018.
С учетом того, что работы сдавались частями, суд произвел перерасчет начисленной истцом неустойки и по расчету суда размер неустойки составил 1 040 362,02 руб.
В данной части требование признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о том, что размер предусмотренной договором неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства и просил уменьшить заявленную истцом неустойку в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 263-О от 21.12.2000, пунктах 2, 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17 от 14.07.1997 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10, пунктах 69-81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера неустойки.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 марта 2020 года по делу N А55-30726/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
О.И. Буртасова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30726/2019
Истец: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации"
Третье лицо: ООО "Бранд-Сервис"", ООО Энергострой