г. Пермь |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А60-2510/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Сусловой О.В.,
без вызова сторон, без проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу истца, федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2020,
вынесенное судьей Зыряновой Т.С.,
по делу N А60-2510/2020,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1027201299124, ИНН 7223007316, г. Екатеринбург)
к АО "Государственная компания "Северавтодор" (ОГРН 1158601001129, ИНН 8602257512, г. Сургут)
о взыскании неустойки по государственному контракту,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Федеральное Управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - истец, казенное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу "Государственная компания "Северавтодор" (далее - ответчик, общество "Государственная компания "Северавтодор") о взыскании 600 841 руб. 98 коп. неустойки по государственному контракту от 19.04.2017 N 0362100008217000025-0000714-04.
Решением суда первой инстанции от 30.03.2020 (резолютивная часть от 23.03.2020) в удовлетворении иска отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "Государственная компания "Северавтодор" (исполнитель) и казенным учреждением (заказчик) заключен государственный контракт от 19.04.2017 N 0362100008217000025-0000714-04 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 642+393 - км 699+046 и искусственных сооружений на ней в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в соответствии с требованиями контракта, а заказчик берет на себя обязательства принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Исполнитель принимает на себя обязательства (в соответствии с таблицей 7.3.1 Приложения 7 к контракту) по обеспечению высокого уровня содержания автомобильной дороги, а также снижению уровня дорожно-транспортных происшествий, сопутствующими условиями которых явились дорожные условия (пункт 1.4 контракта).
При исполнении контракта стороны руководствуются перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (приложение 12 к контракту) (пункт 2.6 контракта).
Цена контракта составляет 120 168 396 руб. и включает все затраты и расходы исполнителя, связанные с исполнением контракта, включая уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей (пункт 3.1 контракта).
Календарные сроки оказания услуг по содержанию объекта определяются графиком исполнения контракта (приложение 4 к контракту): начало оказания услуг: 12.04.2017; окончание оказания услуг: 01.07.2018 (пункт 5.1 контракта).
Исполнитель обязан поддерживать требуемый в соответствии с условиями контракта уровень содержания объектов для обеспечения беспрепятственного проезда автомобильных транспортных средств по объектам, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения, обеспечивать сохранность имущества, входящего в состав объектов, а также использовать при оказании услуг товары, указанные в приложении 11 к контракту (пункт 7.1.2 контракта).
За ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется штраф в размере 600 841 руб. 98 коп. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 в следующем порядке: 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 100 млн. руб. (пункт 9.6 контракта).
Директором филиала казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" в г. Нефтеюганск и главным инженером филиала N 4 общества "Государственная компания "Северавтодор" оформлен акт о выявлении нарушений от 02.11.2017, согласно которому 01.11.2017 на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 642+393 - км 699+046 выявлено образование зимней скользкости проезжей части вследствие ухудшения погодно-климатических условий, в связи с чем главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОМВД России по Нефтеюганскому району в период с 10:20 до 13:05 было произведено ограничение движения всех транспортных средств на автомобильной дороге до устранения гололедных явлений.
Полагая, что исполнителем допущено нарушение условий контракта ввиду наличия зимней скользкости на проезжей части, заказчик направил последнему претензию от 14.12.2017 N 01-11/7330 с требованием об уплате неустойки по контракту, начисленной на основании пункта 9.6 контракта.
Неисполнение обществом "Государственная компания "Северавтодор" указанного требования послужило основанием для обращения казенного учреждения с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 330, 740, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что устранение подрядчиком зимней скользкости на автодороге произведено в установленные ГОСТом Р 50597-93 сроки, нарушений контрактных обязательств ответчиком не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что исполнителем допущено нарушение условий контракта, поскольку его предметом является обеспечение круглогодичного, безопасного, бесперебойного движения.
По мнению истца, условиями контракта наличие на автодороге зимней скользкости недопустимо.
Данные доводы отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.
Пунктом 339 Перечня нормативно-технических документов, обязательных при осуществлении проектных и дорожных работ, являющимся приложением N 12 к контракту, предусмотрено обязательное применение исполнителем при содержании автомобильной дороги в зимнее время ГОСТа Р 50597-93.
Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, определены сроки устранения зимней скользкости, которые составляют от 4 до 6 часов в зависимости от категории автомобильной дороги.
Также в пункте 2.4 приложения N 5 к государственному контракту сроки ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог всех категорий предусмотрены от 4 до 6 часов.
Вопреки мнению заявителя жалобы из пунктов 1.1 и 1.4 контракта следует, что исполнитель принял на себя обязательство по обеспечению высокого уровня содержания автомобильной дороги.
Само по себе ограничение инспектором безопасности дорожного движения ОМВД России по Нефтеюганскому району в период с 10:20 до 13:05 на автодороге Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 642+393 - км 699+046 в связи с образованием зимней скользкости не свидетельствует о нарушении исполнителем условий контракта.
Истцом не представлено в материалы дела доказательств того, что исполнителем 01.11.2017 устранение скользкости автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 642+393 - км 699+046 производилось с нарушением сроков, установленных ГОСТом Р 50597-93 либо пунктом 2.4 приложения N 5 к государственному контракту (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с указанными обстоятельствами основания для привлечения общества "Государственная компания "Северавтодор" к ответственности в виде неустойки, начисленной на основании пункта 9.6 контракта, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение арбитражного суда от 30.03.2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2020 по делу N А60-2510/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2510/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "УРАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: АО ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРАВТОДОР