г. Пермь |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А71-1133/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заявителя Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - Филиала ФГУП "Почта России"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 30 апреля 2020 года, принятое судьей Е.В. Калининым в порядке упрощенного производства по делу N А71-1133/2020
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - Филиала ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724490000 ОГРН: 1197746000000)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
(ИНН: 1835064045 ОГРН: 1051802206389)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22.01.2020 N 33,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - Филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении от 22.01.2020 N 33.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 22.01.2020 N 33 не содержит номера почтового идентификатора, кроме того, административным органом не исследован вопрос для каких нужд потерпевший пользовался услугами связи.
Административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.10.2019 в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило обращение Потапова Сергея Николаевича (далее - Потапов С.Н.), в котором приведены доводы о нарушении ФГУП "Почта России" прав заявителя как потребителя услуг почтовой связи, контрольного срока пересылки заказного почтового отправления с почтовым идентификатором 42600040172932, и заявлено требование о привлечении оператора почтовой связи ФГУП "Почта России" к административной ответственности. К заявлению приложен почтовый конверт об отправке заказного почтового отправления с почтовым идентификатором 42600040172932 Устиновским районным судом г.Ижевска (г. Ижевск) в адрес Потапова С.Н. (г. Санкт-Петербург) и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42600040172932, согласно которому 07.10.2019 заказное почтовое отправление принято в отделении связи в г. Ижевске, 17.10.2019 поступило в место вручения в г. Санкт-Петербурге.
23.10.2019 в адрес заявителя Управлением направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении N 8454, вручено 30.10.2019 что подтверждается распиской в уведомлении о вручении (л.д. 68).
16.12.2019 в отношении ФГУП "Почта России" в присутствии его представителя по доверенности от 01.10.2019, главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 54-56).
Согласно протоколу ФГУП "Почта России" превышен контрольный срок пересылки письменной корреспонденции из г. Ижевска в г. Санкт-Петербург, который согласно приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции" должен составлять 6 дней (без учета дня приема корреспонденции), а фактически составил 10 дней (с 08.10.2019 по 17.10.2019 включительно), что подтверждается оттисками имеющихся на почтовом конверте печатей объектов почтовой связи, а также сведениями о движении заказного почтового отправления с указанным потовым идентификатором, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" в сети "Интернет" (www.pochta.ru). Действия ФГУП "Почта России", выразившиеся в пересылке письменной корреспонденции с нарушением контрольного срока ее пересылки, что повлекло за собой оказание потребителю Потапову С.Н. услуг почтовой связи, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок оказания населению таких услуг, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Потапов С.Н. признан потерпевшим по делу об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении вручена 16.12.2019 представителю заявителя по доверенности.
17.12.2019 в адрес заявителя направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вручено 23.12.2019, что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении (л.д. 67).
22.01.2020 должностным лицом Управления в отношении ФГУП "Почта России" в отсутствии представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 33, которым ФГУП "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Копия постановления вручена представителю ФГУП "Почта России" 28.01.2020, что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении (л.д. 52).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции либо оказание услуг населению.
Для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания населению услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи устанавливает Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пунктом 1 статьи 29 которого предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Закона о связи услугой связи признается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Услуги почтовой связи в соответствии с пунктом 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечнями лицензионных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, отнесены к услугам связи.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Закона о связи услугой связи признается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Услуги почтовой связи в соответствии с пунктом 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечнями лицензионных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, отнесены к услугам связи.
Согласно статье 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются, в частности, оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно (статья 16 Закона о почтовой связи).
Следовательно, превышение оператором почтовой связи установленных сроков доставки или, более того, утрата почтовых отправлений, адресатами или отправителями которых являются граждане, использующие почтовую связь для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (личных, семейных и др.), порождают не только нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), но и нарушение прав потребителей услуг почтовой связи, что, по смыслу действующего регулирования, подразумевает возможность возложения на оператора почтовой связи административной или гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено статьей 43 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей установлено, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи, пользователем услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.
Следовательно, законодатель не делает различий между отправителем и получателем (адресатом), а называет всех пользователями услуг связи.
Законом о защите прав потребителей установлено, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
По закону отправитель и получатель - пользователи услуг связи. Оператор почтовой связи несет ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Следовательно, услуга по отправлению и доставке почтового отправления может считаться оказанной надлежащим образом лишь после получения адресатом почтового отправления.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 4 Закона о почтовой связи).
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила N 234), которые регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Пунктом 46 Правил N 234 предусмотрено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" на территориях административных центов субъектов Российской Федерации составляет 2 календарных дня (без учета дня приема корреспонденции).
Материалами дела подтверждается, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции из г. Ижевска в г. Санкт-Петербург, который согласно приказу Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции" должен составлять 6 дней (без учета дня приема корреспонденции) превышен.
Фактически срок пересылки письменной корреспонденции из г. Ижевска в г. Санкт-Петербург составил 10 дней (с 08.10.2019 по 17.10.2019 включительно), что подтверждается оттисками имеющихся на почтовом конверте печатей объектов почтовой связи, а также сведениями о движении заказного почтового отправления с указанным потовым идентификатором, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" в сети "Интернет" (www.pochta.ru).
Ссылка на отсутствие в постановлении по делу об административном правонарушении N 33 от 22.01.2020 года почтового идентификатора отклоняется, поскольку в постановлении имеется подробное описание административного правонарушения. В оспариваемом постановлении указано, что нарушения выявлены при рассмотрении обращения гражданина Потапова Сергея Николаевича с доводами о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи (вх.N 1565-ж от 21.10.2019 года), отправителем заказного почтового отправления является Устиновский районный суд г. Ижевска, получателем (адресатом) - заявитель Потапов С.Н.; почтовое отправление было принято в отделении почтовой связи в г. Ижевске 07.10.2019 и поступило в отделение почтовой связи в г. Ижевске (по месту нахождения адресата Потапова С.Н.) 17.10.2019 года, местом совершения административного правонарушения является - адрес местонахождения У ФПС Удмуртской Республики: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266А.
Обращение Потапова С.Н. с копией указанного конверта приложены к материалам административного дела.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в постановлении номера почтового идентификатора, ознакомление с которым возможно также в соответствии со ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, несостоятелен.
Действия ФГУП "Почта России", выразившиеся в пересылке письменной корреспонденции с нарушением контрольного срока ее пересылки, что повлекло за собой оказание потребителю Потапову С.Н. услуг почтовой связи, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок оказания населению таких услуг, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Потапов С.Н. признан потерпевшим по делу об административном правонарушении.
Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также определяет механизм реализации этих прав.
Из преамбулы Закона "О защите прав потребителей" следует, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с этим АО "Почта России", оказывая услуги почтовой связи гражданам, имеющим намерение заказать либо заказывающим, приобретающим или использующим указанную услугу исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, находится с соответствующими лицами в правоотношениях, на которые распространяется требование Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В данном случае, получателем услуги являлось физическое лицо, а АО "Почта России" исполнителем.
Допущенное заявителем нарушение ограничило потребителя в получении качественной услуги.
Таким образом, оказание населению услуг связи, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, образует событие административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения административным органом исследован, вина предпринимателя установлена, соответственные выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Заявителем не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства. Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, возложенных на предпринимателя законодательством, административному органу не предоставлено.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, назначено заявителю в виде предупреждения с применением части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А71-1133/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1133/2020
Истец: АО "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - филиала "Почта России", Горовенко Любовь Валентиновна
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
Третье лицо: Горовенко Любовь Валентиновна