город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А32-2204/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западное"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 по делу N А32-2204/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844)
к обществу с ограниченной ответственностью "Юго-Западное"
(ИНН 2372011729, ОГРН 1152372000494)
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юго-Западное" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности за потребленную в период с 01.06.2017 по 31.08.2017 на общедомовые нужды горячую воду сверх установленного норматива в размере 115 625 руб. 46 коп., а также пени в размере 42 523 руб. 46 коп. за период с 21.08.2017 по 22.07.2019. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 2, л.д. 151-155)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 с ответчика в пользу истца взыскать задолженность за потребленную в период с 01.06.2017 по 31.08.2017 на общедомовые нужды горячую воду сверх установленного норматива в размере 24 142 руб. 58 коп., пени за период с 21.08.2017 по 22.07.2019 в размере 13 546 руб. 81 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 690 руб. 37 коп. В остальной части иска отказано.
Суд взыскал с ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 350 руб.
Решение мотивировано тем, что между сторонами имеются разногласия по определению объема тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, подаваемой на горячее водоснабжение для общедомовых нужд, оплачиваемой компанией.
Истцом по предложению суда представлен методологически правильный расчет, основанный на нормативе потребления на подогрев воды. Согласно данному расчету задолженность ответчика составила 24 142 руб. 58 коп. При этом, сам истец данный расчет не признает по причине того, что считает правильным расчет теплоэнергии на общедомовые нужды не по нормативу ее потребления, а по фактически потребленному объему.
Судом альтернативный расчет истца проверен и признан правильным, доказательств, опровергающих количественные составляющие данного расчета, в материалы дела не представлено. На момент рассмотрения спора ответчиком не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении принятых им на себя обязательств по оплате задолженности за объем сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Проверив расчет неустойки истца, суд установил, что данный расчет составлен методологически неверно. Так, пени на задолженность за июль 2017 года начислены истцом без учета ее частичной оплаты ответчиком платежным поручением N 71 от 02.02.2018. Кроме того, истцом при расчете неустойки ошибочно применен пункт 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении, для применения которого во взаимоотношениях сторон оснований не имеется. Истцом также неверно определены подлежащие применению ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Судом произведен перерасчет пени за период, определенный истцом, с учетом того, что пеня на задолженность за август 2017 года истцом не начислена. В результате произведенного судом перерасчета сумма пени, подлежащей взысканию с ответчика, составила 13 546 руб. 81 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Юго-Западное" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалы дела ответчиком представлен акт сверки N 1267 от 30.04.2019, который подписан с разногласиями, и после сверки расчетов сальдо на 01.05.2019 выразилось в пользу ООО "Юго-Западное" в сумме 14 163 рубля 31 коп, что говорит об отсутствии задолженности ООО "Юго-Западное" перед истцом.
Кроме того в счетах, выставленных истцом за период июнь-август 2017 года расчёты были выполнены без учёта требований действующего законодательства, о чём в ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" Армавирский филиал ежемесячно направлялись письменные разногласия. В связи с чем, ответчик считает, что пеня также не подлежит взысканию.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) подписан договор на отпуск тепловой энергии от N 09-251/2016 от 21.02.2016 для содержания общего имущества многоквартирных домов (многоквартирного дома), в соответствии с условиями которого теплоснабжающая организация обязуется поставить исполнителю горячую воду (горячее водоснабжение) для содержания общего имущества многоквартирных домов (многоквартирного дома), находящихся в управлении у исполнителя, а исполнитель обязуется оплатить принятую горячую воду, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) и обеспечивать исправность общедомовых приборов учета горячей воды (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора в редакции протокола согласования разногласий от 28.03.2017 к договору объем горячей воды на общедомовые нужды, поставляемые в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, и подлежащий оплате исполнителем по договору, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки горячей воды собственникам жилых помещений в этом многоквартирном доме и объемов поставки горячей воды собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам на отпуск тепловой энергии, заключенным ими непосредственно с теплоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
При этом из показаний коллективного (общедомового) прибора учета подлежат вычету объемы поставки горячей воды собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, не предоставившим показания индивидуальных приборов учета за расчетный месяц.
Объем поставок горячей воды таким собственникам (пользователям) определяется в порядке, предусмотренном пунктом 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Оплата по договору производится исполнителем до 20 числа месяца, следующего за расчетным, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства РФ от 28 марта 2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (пункт 4.6 договора).
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, в период с июня по август 2017 года осуществлял поставку тепловой энергии в многоквартирные дома находящиеся в управлении ответчика.
Ссылаясь на невыполнение ответчиком договорных обязательств по оплате принятой в спорный период времени горячей воды общей стоимостью 430 204 руб. 11 коп. в полном объеме в размере 222 997 руб. 55 коп. послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением по настоящему делу.
На момент вынесения решения, в связи с частичной оплатой ответчиком суммы основного долга и произведенной корректировкой начислений требования в указанной части истцом уточнены и составляют 115 625 руб. 46 коп.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены выставленные ответчику в спорный период времени счета-фактуры, расшифровки начислений к ним, акты, отчеты и посуточные показания тепловычислителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора ответчик против предъявленных требований возражал.
Так, компания в своем отзыве на иск указала, в частности, на то, что размер платы управляющей организации, которую необходимо выплатить теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, не может превышать величину платы, внесенной собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме за оказанные коммунальные услуги.
Кроме того, ответчик указал, что истец неправомерно производит расчет поставленного коммунального ресурса "горячая вода" исходя из показаний приборов учета, показывающих количество затраченных гигакалорий на подогрев поставленного объема ресурса, в то время как данный расчет надлежит производить исходя из норматива расхода тепловой энергии, необходимого для подогрева воды. В связи с изложенным, ответчик указал на то, что оплаченные им за спорный период денежные средства в полном объеме погашают затраты истца на поставленный ресурс "горячая вода" и ответчик задолженности перед истцом не имеет.
Таким образом, судом установлено, что между сторонами имеются разногласия по определению объема тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, подаваемой на горячее водоснабжение для общедомовых нужд, оплачиваемой обществом.
Компания рассчитала указанный объем по показаниям общедомовых приборов учета, фиксирующих как количество поданной воды, так и объем тепловой энергии в этом теплоносителе.
Управляющая организация определила объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды, по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В судебном заседании от 22.07.2019 истцом были представлены альтернативные расчеты суммы основного долга, основанные на объеме тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, произведенные на основании положений, выработанных Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 по делу N А40-2475/2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, закон N 190-ФЗ) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно статье 15.1 этого Закона потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды. К договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 данного Федерального закона с учетом особенностей, установленных данной статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения также с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 данного Федерального закона. Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 были утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808)
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (п. 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По смыслу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (теплоснабжение).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения внесены в ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила N 124.
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
По общему правилу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 ЖК РФ, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, и после 01.01.2017.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Сам по себе факт наличия или отсутствия договорных отношений между компанией и обществом в рассматриваемом случае не изменяет статуса общества по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Иной подход означал бы полное освобождению управляющей компании от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
Судом установлено, что между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) подписан договор на отпуск тепловой энергии от N 09-251/2016 от 21.02.2016 для содержания общего имущества многоквартирных домов (многоквартирного дома).
Свой статус плательщика коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД, общество не отрицает.
Вместе с тем, в ходе исполнения договора между сторонами возникли разногласия по определению объема тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, подаваемой на горячее водоснабжение для общедомовых нужд, оплачиваемой обществом.
Компания рассчитала указанный объем по показаниям общедомовых приборов учета, фиксирующих как количество поданной воды, так и объем тепловой энергии в этом теплоносителе.
Общество указывало на необходимость определения объема тепловой энергии расчетным способом как произведения количества потребленной на общедомовые нужды горячей воды согласно данным общедомового прибора учета и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд первой инстанции в решении указал, что в судебном заседании от 22.07.2019 истцом были представлены альтернативные расчеты суммы основного долга, основанные на объеме тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, произведенные на основании следующих положений, выработанных Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 по делу N А40-2475/2017.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг) в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Верховный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Определении от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 по делу N А40-2475/2017 сделал вывод, что поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен нормативно и объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан управляющей компанией по этому нормативу и полностью оплачен, у судов отсутствовали основания для применения иных методик расчетов, в том числе с использованием показаний общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в многоквартирные дома в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
Указанная позиция подтверждена также в иных определениях Верховного Суда Российской Федерации (Определения от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 02.04.2018 N 306-ЭС17-15156).
Истцом представлен методологически правильный расчет, основанный на нормативе потребления на подогрев воды. Согласно данному расчету в спорный период (с 01.06.2017 по 31.08.2017) ответчику были оказаны услуги по горячему водоснабжению на сумму 322 384 руб. 97 коп. (с учетом корректировки начислений за июль в сторону уменьшения на 46 руб. 34 коп.), из которых ответчиком оплачено 298 242 руб. 39 коп. (платежные поручения N 552 от 17.08.2017 на сумму 71 179 руб. 83 коп., N 755 от 23.10.2017 на сумму 136 026 руб. 73 коп. и N 71 от 02.02.2018 на сумму 91 035 руб. 83 коп.). За вычетом оплаченной суммы, задолженность ответчика составила 24 142 руб. 58 коп.
Судом верно установлено, что на момент рассмотрения спора ответчиком не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении принятых им на себя обязательств по оплате задолженности за объем сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела имеется акт сверки N 1267 от 30.04.2019, который подписан с разногласиями, и после сверки расчетов сальдо на 01.05.2019 выразилось в пользу ООО "Юго-Западное" в сумме 14 163 рубля 31 коп., что говорит об отсутствии задолженности ООО "Юго-Западное" перед истцом.
Из представленной ответчиком копии указанного акта сверки не следует согласование конечного сальдо в его пользу. Запись об этом внесена в нижнюю часть акта от руки. Копия не дает возможности установить лицо, внесшее такую запись, его принадлежность истцу и полномочия указанного лица (т. 2, л.д. 175; т. 3, л.д. 5).
Вместе с тем, исходя из суммы в 14 163 рубля 31 коп., указанной в качестве сальдо как в правой части акта, заполненной ответчиком от руки, так и в указанной записи, суд приходит к выводу, что данная запись внесена ответчиком.
Печатный же текст акта, исходящего от истца, содержит указание последнего на наличие задолженности ответчика на 01.05.2019 в размере 447 358,52 руб.
Представленный истцом расчет, основанный на нормативе потребления тепловой энергии на ОДН, ответчиком не опровергнут.
Доказательств, опровергающих количественные составляющие уточненного расчета истца, основанного на нормативе потребления тепловой энергии на подогрев теплоносителя, приходящегося на общедомовые нужды собственников жилых помещений, ответчиком не представлено. Данный расчет ответчиком методологически и арифметически не опровергнут.
С учетом нормативно обоснованного расчета истца апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в счетах, выставленных истцом за период июнь-август 2017 года расчёты были выполнены без учёта требований действующего законодательства.
Кроме данного довода, влияющего, по мнению ответчика, на расчет пени, иных доводов, которые опровергали бы расчет пени, самостоятельно выполненный судом, в апелляционной жалобе не содержится.
Расчет суда обоснованно произведен на основании пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, части 6.3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении и практики их применения, установленной Определением ВС РФ от 21.03.2019 N 305-ЭС18-20107.
Ходатайства о снижении неустойки по основанию, предусмотренному статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчиком не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой по данной категории дел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2019 по делу N А32-51758/2017).
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 по делу N А32-2204/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западное" (ИНН 2372011729, ОГРН 1152372000494) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2204/2018
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"
Ответчик: ООО "Юго-Западное"