г. Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А41-2226/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - Центральной акцизной таможни - Пигорева Ю.В., по доверенности от 11.12.2019,
от ответчика по делу - ООО "Ивеко Руссия" - Степанов А.В., Ермолаев А.И., по доверенности от 09.12.2019 (представители участвуют в судебном заседании посредством веб-конференции),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2020 по делу N А41-2226/19, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению Центральной акцизной таможни к ООО "Ивеко Руссия" о взыскании неуплаченного утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ивеко Руссия" (далее - общество, ООО "Ивеко Руссия") о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 368 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Центральной акцизной таможни не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Центральной акцизной таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Ивеко Руссия" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 25.10.2018 г. ООО "Ивеко Руссия" на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни по ДТ N 10009199/251018/0004789 задекларирован товар "новое грузовое шасси "IVECO DAILY 35С13" в количестве 5 штук.
Вышеуказанный товар выпущен таможней в соответствии с заявленной процедурой "выпуск для внутреннего потребления", на момент выпуска товара утилизационный сбор ООО "Ивеко Руссия" не уплачен.
Письмом от 16.11.2018 N 45-23-10/7646 обществу сообщено о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 1 368 000 рублей утилизационного сбора.
Поскольку утилизационный сбор в добровольном порядке не уплачен, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1291), утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно положениям п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1291 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Постановления Правительства Российской Федерации N 1291 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
Пунктом 5 Правил установлено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1291.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется) комплект документов, поименованный в п. 11 Постановления Правительства.
Согласно примечанию 3 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств равна 150 000 рублей и определяется в зависимости от категории транспортного средства.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 в перечень видов и категорий транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, входят следующие транспортные средства (шасси):
1) Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории;
2) Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий.
Таким образом, согласно данному Постановлению N 1291, объектом обложения утилизационным сбором являются исключительно транспортные средства (шасси), выпущенные в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 23 пункта 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза.
При этом согласно пункту 7 Технического регламента датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство.
Документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси) понимается документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента (пункт 6 раздела II Технического регламента).
Документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси) в Российской Федерации является ПТС.
Согласно пункту 8 Письма Минпромторга России от 27 марта 2014 года N 20-828 для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора учитывается дата выдачи ПТС (ПШТС), поскольку оформление этого документа определяет выпуск в обращение транспортного средства.
Таким образом, транспортные средства (шасси), в отношении которых не были выданы ПТС (ПШТС), не являются выпущенными в обращение на территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, обществом на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз транспортных средств и шасси с целью их дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь, без оформления ПТС (ПШТС) на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием целей эксплуатации транспортных средств и шасси на территории Российской Федерации.
Факт того, что ввезенные обществом на территорию Российской Федерации транспортные средств и шасси в дальнейшем экспортированы (вывезены) в Белоруссию, где они в настоящее время эксплуатируются и в отношении них уплачен утилизационный сбор, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, базовые ставки и коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора, установленные Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291, не могут быть применены к транспортным средствам и шасси, ввезенным обществом, в связи с тем, что они не были выпущены в обращение на территории Российской Федерации.
Кроме того согласно подпункту "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2019 года N 389 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 (начало действия документа - 17 апреля 2019 года) в Правилах взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных указанным Постановлением дополнены пунктами 15(2) - 15(4) следующего содержания:
"15(2) Плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.
15(3) Плательщики, указанные в пункте 15(2) настоящих Правил, или их уполномоченные лица в целях подтверждения вывоза колесных транспортных средств представляют в таможенный орган следующие документы (сведения):
а) копии международной товарно-транспортной накладной "CMR" либо копии товарно-транспортной накладной и товарной накладной;
б) сведения об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора в государстве - члене Евразийского экономического союза, в том числе внесенные в электронный паспорт транспортного средства органами (организациями), уполномоченными на взимание утилизационного сбора в этом государстве - члене Евразийского экономического союза.
15(4) Таможенный орган осуществляет проверку полноты и достоверности информации, представленной в документах (сведениях), указанных в пункте 15(3) настоящих Правил, и по ее результатам устанавливает факт излишней уплаты утилизационного сбора с аннулированием либо соответствующей корректировкой таможенного приходного ордера.
Порядок проведения проверки определяется Федеральной таможенной службой.".
Таким образом истребуемая таможенным органом сумма утилизационного сбора подлежит возврату из бюджета.
Доказательства наличия оснований для такого возврата представлены в материалы дела.
Данные обстоятельства указывают на отсутствие в рассматриваемом случае необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, предназначенных для обращения за пределами территории Российской Федерации, в отношении которых ПТС на территории Российской Федерации не выдавался.
Вместе с тем, принятие в рассматриваемом случае судом решения суда о взыскании утилизационного сбора, лишит общество какой-либо возможности признания факта излишней уплаты утилизационного сбора, а как следствие и его возврата (зачета).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2020 по делу N А41-13101/2019, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.06.2020 по делу N А41-102386/2018.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2020 по делу N А41-2226/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2226/2019
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Ивеко Руссия"
Третье лицо: ООО "Ивеко Руссия"
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5576/2021
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13822/20
25.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5683/20
25.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-2226/19