г. Ессентуки |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А22-4335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамедовой М.З., в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горяева Станислава Бадмаевича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.03.2020 по делу N А22-4335/2019, принятое по иску Прокурора Республики Калмыкия в защиту интересов государства и общества к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225), индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Горяеву Станиславу Бадмаевичу (ОГРНИП 317081600018225, ИНН 081001126802) о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов государства и общества (далее - Истец) к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - Министерство), индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Горяеву Станиславу Бадмаевичу (далее - ИП Горяев С.Б.) о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров от 22.06.2018 N 46/2018, заключенного между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Горяевым С.Б., и применении последствия недействительности ничтожной сделки, взыскании с индивидуального предпринимателя Горяева С.Б. в пользу Министерства денежных средств в размере 900 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.03.2020 по делу N А22-4335/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.03.2020 по делу N А22-4335/2019 Горяев С.Б. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокурор Республики Калмыкия, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
16.06.2020 от Горяева С.Б. поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Ходатайство об отложении судебного заседания по делу рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия учитывает, что то обстоятельство, что рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось определением от 20.05.2020, за указанный период сторонами не направлены ходатайства о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, не направлены ходатайство о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.03.2020 по делу N А22-4335/2019 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.03.2020 по делу N А22-4335/2019 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 22 июня 2018 года между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) и индивидуальным предпринимателем - главой КФХ Горяевым С.Б. (далее - получатель) заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров N 46/2018. Согласно пункту 1.2 соглашения министерство предоставляет начинающему фермеру денежные средства в соответствии с решением конкурсной комиссии в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 900 000 руб., а начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями соглашения.
Во исполнение заключенного соглашения грант в указанном размере перечислен ИП Горяеву С.Б. платежным поручением N 446894 от 05.07.2018.
Полагаю, что данная сделка противоречит действующему законодательству и подлежит признанию недействительной прокурор обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Гражданский кодекс РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7).
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 той же статьи нормативные. правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным. распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пункту 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, одним из условий предоставления и расходования субсидий является в том числе наличие региональной программы, предусматривающей перечень мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса, целевых индикаторов. и показателей результативности использования субсидий, согласованной с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Данными Правилами установлено, что "грант на поддержку начинающего фермера" - бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с региональной программой (муниципальной программой), в целях создания и развития на сельских территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства и новых постоянных рабочих мест в сельской местности исходя из расчета создания не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 1000 тыс. рублей гранта, полученного в текущем финансовом году, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант (п,3).
Условия подачи гражданами Российской Федерации, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, заявок в конкурсную комиссию для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров определены Порядком предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.02.2017 N 49 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 7 Порядка право на получение гранта предоставляется гражданам Российской Федерации при соблюдении ряда условий.
Одним из таких условий является наличие у заявителя среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, или получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, или ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет (подпункт 7.5).
Судом первой инстанции установлено, что 07.05.2018 предприниматель Горяев С.Б. представил в уполномоченный орган пакет документов для участия в конкурсе на получение указанного гранта. При этом в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным для получателей данной меры финансовой поддержки, им в числе документов приложены сведения о ведении личного подсобного хозяйства совместно с Мамаевым Д.Ц. в период с 15.01.2014 по 30.12.2017 (справка N 1116 главы Администрации Ики-Бурульского сельского муниципального образования Барджеева В.Б от 19.04.2018).
Согласно протоколам заседаний комиссии по проведению конкурсного отбора по предоставлению грантов от 14.06.2018 и 20.06.2018 Горяев С.Б. был включен в перечень заявителей, допущенных на конкурсный отбор, а затем признан одним из победителей проведенного конкурса и рекомендован для получения гранта.
Между тем, проведенная проверка показала, что ни одному из критериев, установленных подпунктом 7.5 Порядка для получателей гранта, Горяев С.Б. не соответствовал, в связи с чем не мог быть получателем данного вида финансовой помощи.
Согласно статье 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги Администрации Ики-Бурульского СМО за 2015 - 2019 г.г. Горяев С.Б. в списке членов хозяйства Мамаева Д.Ц. не значится.
Суд первой инстанции установил, из справки от 12.11.2019 семья Мамаева Ц.Д. зарегистрирована по адресу: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, микрорайон, 6/2, - и состоит из 3 человек, включая, помимо самого Мамаева Ц.Д., его сыновей Мамаева Д.Ц. и Мамаева К.Ц. Опрошенный в прокуратуре района глава Администрации ИкиБурульского СМО Барджеев В.Б. пояснил, что справку от 19.04.2018 N 116 Горяеву С.Б. не выдавал, ранее этот документ не видел, имеющаяся в нем подпись ему не принадлежит, к нему по вопросу выдачи такой справки никто не обращался, оснований для ее выдачи не имелось.
Согласно сведениям трудовой книжки, копию которой Горяев С.Б. представил в числе документов в уполномоченный орган для участия в конкурсном отборе, в период со 02.06.2014 по 12.01.2015 он состоял в должности водителя МБОУ "Артезианская средняя общеобразовательная школа N 2".
В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров" основаниями для отказа в участии в конкурсе являются, в том числе несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, а также выявление в представленных документах недостоверных сведений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу что ИП Горяев С.Б., не являющийся членом семьи Мамаева Д.Ц. и не состоящий с ним в родстве, ведением личного подсобного хозяйство совместно с этим лицом в указанный в справке Администрации Ики-Бурульского СМО от 19.04.2018 N 116 период времени не занимался, и, следовательно, был необоснованно допущен уполномоченным органом к участию в конкурсе на право получения гранта еще на этапе отбора претендентов.
В связи с чем, соглашение о предоставлении ИП Горяеву С.Б, гранта на. создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров не соответствует региональному Порядку предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, принятому во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки,
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров от 22.06.2018 N 46/2018, заключенного между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Горяевым С.Б., и применении последствия недействительности ничтожной сделки, взыскании с индивидуального предпринимателя Горяева С.Б. в пользу Министерства денежных средств в размере 900 000 руб., подлежат удовлетворению.
Оспаривая законность состоявшегося решения, ответчик указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что поскольку Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" допускает возможность ведения личного подсобного хозяйства лицами, не находящимися в родстве и не проживающими совместно, выводы суда о несоответствии Горяева СБ. предъявляемым требованиям в части совместного ведения личного подсобного хозяйства с гр.Мамевым Д.Ц. по соответствующим мотивам являются ошибочными.
Между тем, приведенный довод нельзя признать обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.02.2017 N 49 право на получение гранта предоставляется гражданам Российской Федерации при соблюдении ряда условий.
Одним из таких условий является наличие у заявителя среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, или получение дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, или ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет (подпункт 7.5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным для получателей данной меры финансовой поддержки, Горяев СБ. представил в уполномоченный орган в числе прочих документов сведения о ведении личного подсобного хозяйства совместно с Мамаевым Д.Ц. в период с 15.01.2014 по 30.12.2017 (справка N 1116 главы Администрации Ики-Бурульского сельского муниципального образования Барджеева В.Б от 19.04.2018).
Согласно статье 2 Федерального закона "О личном подсобном созяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст.8 данного закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. В похозяйственной книге содержатся новые сведения о личном подсобном хозяйстве, в числе которых фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи.
Поскольку Горяев СБ. не только не является членом семьи Мамаева Д.Ц., не проживал с ним по одному адресу, но и фактически не осуществлял совместно с ним ведение личного подсобного хозяйства (выписка из похозяйственной книги Администрации Ики-Бурульского СМО за 2015 - 2019 г.г.; объяснение главы Администрации Ики-Бурульского СМО Барджеева В.Б. от 13.11.2019, запись трудовой книжки Горяева С.Б. о работе в МБОУ "Артезианская средняя общеобразовательная школа N 2" в период со 02.06.2014 по 12.01.2015 и др.), следует признать, что вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у указанного лица необходимого стажа ведения личного подсобного хозяйства и его неправомерном допуске к участию в конкурсном отборе на право получения гранта на создание и развитие КФХ начинающих фермеров.
Кроме того, в своей жалобе апеллянт указывает, что судом не проверено возможное нахождение Горяева и Мамаева в гражданско-правовых отношениях, в связи с чем содержащийся в решении вывод о том, что указанные лица не вели ЛГОС совместно является ошибочным.
Между тем, данный довод также опровергается упомянутыми выше доказательствами, объективно свидетельствующими о том, что апеллянт к числу членов хозяйства Мамаева не относился и указанной деятельностью в составе ЛПХ данного лица не занимался.
Более того, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Фактически доводы жалобы сводится к не согласию апеллянта с выводом суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм права.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в ходатайстве Горяеву Станиславу Бадмаевичу об отложении судебного заседания отказать.
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.03.2020 по делу N А22-4335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-4335/2019
Истец: Прокурор РК в защиту интересов государства и общества
Ответчик: Горяев С Б, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ