город Томск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А67-9338/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н., |
|
|
Сластиной Е.С., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (N 07АП-3708/20) на решение от 08 апреля 2020 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9338/2017 (судья Белоконь И.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, Томская область, город Томск, улица Елизаровых, 79/2, ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" (634063, Томская область, город Томск, улица Ивана Черных, 98, ИНН 7017002665, ОГРН 1027000873657) о рассмотрении разногласий при заключении договора водоснабжения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Департамент здравоохранения Томской области, Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, областное государственное казенное учреждение "Облстройзаказчик", Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Департамент строительства и архитектуры Томской области, ООО "Росстройсервис" (исключено из реестра юридических лиц),
В судебном заседании приняли участие:
от истца Бодрова В.В. по доверенности от 25.12.2019
от ответчика Шабалина В.А. по доверенности от 10.01.2020
от третьих лиц без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" (далее - ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева", ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на водоснабжение и водоотведение N 8-6635, изложив акт о разграничении балансовой принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в редакции, предлагаемой истцом согласно приложению N 1 к исковому заявлению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Томской области, Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, областное государственное казенное учреждение "Облстройзаказчик", Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Департамент строительства и архитектуры Томской области, ООО "Росстройсервис" (исключено из реестра юридических лиц),
Решением Арбитражного суда Томской области от 08 апреля 2020 года исковые требования удовлетворены частично, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора в указанной в судебном акте редакции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Томскводоканал" подана апелляционная жалоба, в которой с учетом поступивших в суд дополнений истец просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно возложены на истца дополнительные обязанности, поскольку истец как ресурсоснабжающая организация обязан нести ответственность за содержание и эксплуатацию сетей, переданных ему в порядке, установленном действующим законодательством; податель жалобы полагает, что спорные участки сети являются бесхозяйными, однако на учет в качестве таковых Департаментом городского хозяйства Администрации г. Томска не поставлены и по Акту приема-передачи истцу не переданы; судом первой инстанции применены нормы, не подлежащие применению: положения статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, поскольку ни истец, ни ответчик не являются собственниками спорных сетей; судом нарушен принцип равенства участников гражданских правоотношений.
Ответчик представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Томскводоканал" настаивал на отмене решения суда, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца по основаниям, указанным в отзыве.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.09.2017 ООО "Томскводоканал" направило в адрес ответчика проект договора холодного водоснабжения и водоотведения N 8-6635 с приложениями (л. д. 9-33 том 1).
Приложением N 1 к указанному проекту договора являлся Акт N 161 о разграничении балансовой принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в следующей редакции (л. д. 13-14 том 1, л. д. 88-89 том 2):
"Акт N 161
о разграничении балансовой принадлежности
централизованных систем холодного водоснабжения и
водоотведения
12 апреля 2017 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал", именуемое в дальнейшем организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в лице И. о. главного инженера Мажейкина Игоря Алексеевича, действующего на основании доверенности N 120 от 30.03.2017 г., с одной стороны, и Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева", именуемое в дальнейшем заказчиком, в лице Главного врача Каминского Олега Олеговича, действующего на основании устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, составили настоящий акт о том, что границей раздела балансовой (эксплуатационной) принадлежности водопроводных и канализационных сетей централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заказчика по объекту:
Комплекс нежилых зданий, ул. Ивана Черных, 98.
1. Организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за состояние и обслуживание:
1. Водопроводного ввода 2Д=160 мм от ВК1 на водопроводной линии Д=300 мм до наружной стены здания хозяйственного корпуса больницы, Д=160 мм от хозяйственного корпуса до наружной стены главного корпуса больницы, включая колодцы ВК1, В1-7/ПГ, В1-8;
2. Участка водопроводной линии Д=150 мм от хозяйственного корпуса больницы до В1-3, водопроводного ввода от В1-3 до котельной, включая колодец В1-3;
3. Участка водопроводной линии Д=150 мм от В1-3 до В1-4/ПГ, водопроводного ввода от В1-4/ПГ до станции термообработки, включая колодец В1-4/ПГ;
6. Канализационной линии Д=500 мм по территории больницы, включая колодец Ксущ.;
5. Канализационной линии от хозяйственного корпуса больницы Д =200 мм от К-1 до Ксущ. на канализационной линии Д=500 мм, включая колодцы К-1, К-2, К-3, К-4, К-5, К-5а, К-6;
6. Канализационной линии от здания станции термической обработки Д=150 мм от К-21 до К-24, включая колодцы К-21, К-22, К-23, К-24;
7. Участка канализационной линии от котельной Д-200 мм от К-13 до К-9, включая колодец К-13;
8. Канализационной линии от главного корпуса больницы Д=150 мм от К-12 до К-10, Д=200 мм от К-10 до К-25 у КНС, включая колодцы, К-12, К-11, К-10, К-9, К-8, К-24, К-25.
2. Заказчик несет ответственность за состояние и обслуживание:
1. Внутренней системы водоснабжения до наружной стены зданий хозяйственного и главного корпусов больницы;
2. Водопроводного ввода от В1-3 до наружной стены здания морга, включая задвижку в колодце В1-3;
3. Водопроводного ввода до здания хлораторной;
4. Водопроводного ввода от станции термической обработки до КНС, включая колодец и задвижку в колодце В-1;
5. Участка водопроводной линии Д=160 мм от В1-4/ПГ до В1-5/ПГ, включая задвижку в колодце В1-4/ПГ;
5. Водопроводного ввода Д=100 мм от В1-5/ПГ до наружной стены главного корпуса больницы, включая колодец В1-5/ПГ, пожарный гидрант и задвижку в колодце В1-5/ПГ;
6. Канализационных выпусков от хозяйственного корпуса 2Д=100 мм, 2L=2x4,5=9,0 м до К1, 2Д=100 мм, 2L=2x4,95=9,9 м до К-2; Д=100 мм, L=7,4 м до К-3, L=4,3+3,l=7,4 м до К-4, L=3.26 м до К19, включая колодец К-19;
7. Канализационного выпуска от здания морга Д=100 мм, L=3,4 м до К-20, включая колодец К-20;
8. Канализационной линии Д=150 мм, L=55,8 м от К-19 до К-8, включая колодец К-7;
9. Канализационного выпуска от здания котельной до К-13;
10. Канализационного выпуска от здания хлораториой до колодца К-6;
11. Канализационных выпусков от станции термической обработки Д=100 мм, L=3,0 м до К21, 2Д=100 мм, 2L=2x3,0=6,0 м до К-23, Д=150 мм, L=6,l м до Ксущ.;
12. Участка канализационной линии Д=200 мм, L=2,97+4,9=7,87 м от К-25 до КНС, включая камеру переключения стоков с задвижками;
13. КНС с оборудованием;
14. Напорной канализации Д=89 мм, L=8,6+l 1,7+7,0+14,3+5,5=47,1 м от КНС до станции термической обработки;
15. Канализационных выпусков от главного корпуса больницы Д=100 мм, L=7,5 м до К-12, L=7,4 м до К-10;
16. Контрольный колодец для отбора проб сточных вод - колодцы К4, К10, К13, К20, К24.
3. При изменении схемы водоснабжения и водоотведения акт обновляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Акт составлен в четырех экземплярах, один находится в договорном отделе ООО "Томский расчетный центр", второй в технической группе производственно-технического отдела ООО "Томскводоканал", третий в финансовом отделе ООО "Томскводоканал", а четвертый у заказчика.
Подписи сторон".
19.10.2017 г. в адрес истца поступило письмо вх. N 8145 (л. д. 34-35 том 1), в котором ответчик не согласился с заключением указанного договора в части подписания приложения N 1 - Акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и предложил подписать Акт о разграничении эксплуатационной принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в предлагаемой ответчиком редакции, с пояснениями, ввиду того, что инженерные сети не находятся на балансе ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева".
Истец не согласился с предложением ответчика, поскольку, по его мнению, не имеет правовых оснований для подписания Приложения N 1 к договору в редакции ответчика вследствие отсутствия указанных сетей в каком-либо ведении истца.
Поскольку при заключении договора N 8-6635 между обществом с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" и ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" возникли разногласия в части разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям по объектам ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, закон N416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, действующими с 14.08.2013 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктами 3 статей 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договор водоснабжения и водоотведения является публичным договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 8 части 5 статьи 13, пункта 11 части 5 статьи 14 Закона о водоснабжения существенным условием договора водоснабжения (водоотведения) является, в том числе граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям и по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих сетей.
Частью 7 статьи 13, частью 7 статьи 14 Закона о водоснабжении определено, что местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения (водоотведения).
На дату заключения договора в силу вступили Правила N 644.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 644 согласование границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства является существенным условием договора холодного водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представители истца и ответчика поясняли, что отсутствуют какие-либо документы на сети водоснабжения и водоотведения, в том числе документы о вводе их в эксплуатацию, а также техническая документация.
Иными участвующими в деле лицами (Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска, департамент городского хозяйства администрации города Томска, департамент управления муниципальной собственностью) по запросам суда документы на спорные сети водоснабжения и водоотведения также не представлены, даны пояснения об отсутствии таких документов в их распоряжении.
Истец отказ принимать на себя ответственность за указанную часть спорных сетей мотивирует тем, что ему данная часть сетей не передавалась, документы на эти сети отсутствуют, поэтому, по мнению истца, ответственность за эту часть сетей следует возложить на ответчика - ОГБУЗ "Детская инфекционная больница им. Г.Е. Сибирцева"; никакой документации по сетям водоснабжения и водоотведения объектов ОГБУЗ "Детская инфекционная больница им. Г.Е. Сибирцева", в том числе указанным в справке б/н от 24.12.2019 (и, соответственно, переданным арендатору - ООО "Томскводоканал"), истцу не передавалось, имеется план выкопировки местности с указанием расположения водопроводных сетей (представлен истцом в материалы дела - л. д. 90 том 2).
Ответчик, опровергая исковые требования в указанной части, указал, что у него не имеется ни сведений, ни документов о вводе спорных сетей в эксплуатацию, документация на сети отсутствует, какие-либо участки сетей водоснабжения и водоотведения ему ни на каком праве не передавались, здание анатомического корпуса вообще не введено в эксплуатацию, в связи с чем ОГБУЗ "Детская инфекционная больница им. Г.Е. Сибирцева" не может принять на себя ответственность за указанные части сетей, не может их принять на баланс и эксплуатировать, а также получать соответствующее бюджетное финансирование для содержания такого имущества, в отношении которого не имеется сведений о вводе его в эксплуатацию, а также сведений о передаче его ответчику.
Относительно сведений, указанных в Пояснительной записке по строительству объекта: "Детская инфекционная больница по ул. И. Черных в г. Томске" от 13.04.2007 за подписью первого заместителя директора УМП "Томскстройзаказчик" Кочергиной В.А. (л. д. 61-64 том 2), о том, что за период строительства объекта на первом пусковом комплексе построены и введены в эксплуатацию, в том числе, водопровод и канализация (пункт 11: "Водопровод и канализация - выполнены полностью, в том числе врезка, передана на баланс МП Томскводоканалу"), представители сторон пояснили, что никаких документов относительно данного обстоятельства и сетей водопровода и канализации не имеется. Иные участвующие в деле лица также никаких документов об этом не представили.
При этом "Исполнительная съемка водопровода, канализации дет. инфек. больницы по ул. И. Черных N 96" (л. д. 12 том 3), представленная истцом в обоснование ходатайства о привлечении в качестве третьего лица ООО "Росстройсервис", отражает только часть спорных сетей водоснабжения и водоотведения, полная схема которых представлена истцом в Плане выкопировки местности с указанием водопроводных сетей (л. д. 90 том 2).
Истец, ссылаясь на то, что ему часть сетей по Договору аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем Города Томска от 18.12.2010 не передавалась, возражает против принятия на себя ответственности за часть спорных сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных между зданиями ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева", а именно: участок водопроводной линии Д=160 мм от В1-4/ПГ до В1-5/ПГ, включая задвижку в колодце В1-4ПГ (указан в пункте 2.5 проекта Акта N 161 о разграничении балансовой принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения), а также канализационная линия Д=150 мм, L=55,8 м от К19 до К-8, включая колодец К-7 (указана в пункте 2.8 проекта Акта N 161), участок канализационной линии Д=200 мм, L=2,97+4,9=7,87 м от К-25 до КНС, включая камеру переключения стоков с задвижками (указан в пункте 12 проекта Акта N 161).
Оценив указанные обстоятельства дела, позицию сторон при рассмотрении дела, учитывая поступившую в дело информацию, что спорные инженерные сети не введены в эксплуатацию и не находятся на балансе ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева", разрешение на ввод в эксплуатацию сетей водоснабжения и канализации ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" не выдавалось, разрешение вопроса о передаче объекта инженерной инфраструктуры находится на рассмотрении в Департаменте здравоохранения Томской области и Департаменте городского хозяйства Администрации города Томска, согласно распоряжению Администрации Томской области от 12.12.2013 N 930-ра "О принятии муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Томской области", акту приема-передачи Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" водопроводные и канализационные сети, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 70:21:0100021:7020 и 70:21:0100021:6333 по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 98, не передавались в собственность Томской области от муниципального образования "Город Томск", в Реестре государственного имущества Томской области данные сети не учитываются, в Реестре муниципального имущества Города Томска, на учете в муниципальной имущественной казне Города Томска также не числятся, в "Перечень объектов недвижимости, имеющих признаки бесхозяйных" рассматриваемые объекты недвижимости не включены, информацией о собственнике указанных сетей водоснабжения и водоотведения уполномоченные органы не обладают, спорные объекты водоснабжения и водоотведения не являются объектами жизнеобеспечения населения Города Томска, на учете в муниципальной имущественной казне Города Томска в составе укрупненных объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в пунктах 12 и 35 Приложения 1 к договору аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем Города Томска от 18.12.2019 с ООО "Томскводоканал" - "Перечень объектов недвижимости", значатся сети водоснабжения и водоотведения детской инфекционной больницы по ул. Черных, 98, при этом в графической части технического паспорта на укрупненные объекты водоснабжения и водоотведения указанные сети не отражены, а равно оценив представленные доказательства, в том числе ответы третьих лиц, и представленные истцом договор муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем Города Томска от 18.12.2010, приложение N 1 к договору - "Перечень объектов недвижимости", справка б/н от 24.12.2019 (л. д. 97 том 3), в которой указано, что сети водоснабжения и водоотведения, ответственность за которые в соответствии с Актом о разграничении балансовой (эксплуатационной) принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения N 199 принимает на себя ООО "Томскводоканал", указаны в приложении N 1 к Договору аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем Города Томска от 18.12.2010 в пунктах 12 и 35 в составе укрупненных объектов, копия технического паспорта сооружения - водопровод, свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" от 02.11.2011 70-АВ 201482 на указанное сооружение, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные в них спорные участки сетей водоснабжения и водоотведения переданы арендодателем - муниципальным образованием "Город Томск" как собственником имущества арендатору - ООО "Томскводоканал", отклонив позицию истца, поскольку, исходя из материалов дела и фактического расположения вышеуказанных участков сетей, они возведены одновременно с иными участками сетей, расположенными между зданиями ответчика, являются частью единой системы водоснабжения и водоотведения зданий ответчика и эксплуатируются (могут эксплуатироваться) в составе этой системы, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах отсутствие указания на данные участки сетей в имеющихся у истца документах (в договоре аренды, в детализированных сведениях истца о переданном ему в аренду имуществе, отраженных в справке б/н от 24.12.2019) не является основанием для отнесения ответственности за указанную часть спорных сетей на ответчика - ОГБУЗ "Детская инфекционная больница им. Г.Е. Сибирцева", которому ни эти участки сетей, ни иные участки сетей, указанные в Акте N 161 о разграничении балансовой принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения к Единому договору N 8-6635 холодного водоснабжения и водоотведения (эксплуатационную ответственность за которые, согласно Акту N 161, принимает на себя истец) не передавались.
Спорные участки водопроводных и канализационных сетей, эксплуатационную ответственность за которые истец возлагает на ответчика согласно проекту Акта N 161 о разграничении балансовой принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения к Единому договору N 8-6635 холодного водоснабжения и водоотведения, на балансе ответчика не числятся.
Доказательств обратного в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
Более того, из представленных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции документов и пояснений лиц, участвующих в деле, не следует, что спорные участки сетей вообще когда-либо вводились в эксплуатацию в установленном законом порядке и передавались на каком-либо праве ответчику либо в собственность Томской области.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.11.2011 70-АВ 201482, документом-основанием регистрации права собственности муниципального образования "Город Томск" на сооружение - водопровод является решение Октябрьского районного суда г. Томска от 31.05.2010.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения положений статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании частей 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
При этом в силу части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
В силу статей 12, 13 и 14 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой).
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно - канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 32 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Соответственно, под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Гарантирующая организация либо организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы.
При этом отсутствие акта передачи бесхозяйных сетей органом местного самоуправления на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, само по себе не является достаточным основанием для возложения ответственности за эксплуатацию таких сетей на абонента.
Тогда как водоканал как профессиональный участник гражданского оборота, используя спорный участок сети в хозяйственной деятельности разумно и добросовестно, а также осмотрительно реализуя принадлежащие ему правовые возможности, вправе инициировать процедуру легализации спорных сетей, позволяющую включить затраты по их содержанию в тариф на услугу по водоотведению.
При таких обстоятельствах является неправомерным возложение на ОГБУЗ "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева" обязанности по обслуживанию не принадлежащих ему сетей, собственник которых или иной владелец неизвестны, поскольку из анализа указанных норм нахождение спорного участка сетей не в собственности обеих сторон спора не накладывает обязательства по его эксплуатации на абонента.
Напротив, законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства и органу местного самоуправления, в отличие от абонента, урегулировать вопросы по использованию сетей водоснабжения, собственник или иной законный владелец которых неизвестен (пункт 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ позволяют ресурсоснабжающей организации эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов.
Таким образом, возможное отсутствие у спорных сетей собственника само по себе не возлагает на абонента бремя по их содержанию даже при условии их использования исключительно для обслуживания принадлежащего ему объекта.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что водопроводные вводы в здания и канализационные выпуски, а также колодцы подлежат отнесению к эксплуатационной ответственности ответчика, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку, с учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчику какая-либо документация на сети водоснабжения и водоотведения, в том числе на водопроводные вводы в здания и канализационные выпуски, колодцы, не передавалась и отсутствует, эти участки сетей водоснабжения и водоотведения ему ни на каком праве не передавались, сведений о вводе их в эксплуатацию не имеется, и при таких обстоятельствах эксплуатационная ответственность за них на ОГБУЗ "Детская инфекционная больница им. Г.Е. Сибирцева" возложению не подлежит.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об урегулировании возникших между сторонами разногласий при заключении Единого договора N 8-6635 холодного водоснабжения и водоотведения и Приложения N 1 - Акта N 161 о разграничении балансовой принадлежности централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения к Единому договору N 8-6635 с отнесением на истца ответственности за состояние и обслуживание указанных в нем объектов, за исключением внутренней системы водоснабжения до наружной стены зданий хозяйственного и главного корпусов больницы, КНС с оборудованием, которая подлежит отнесению на ответчика (что последним не обжалуется).
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08 апреля 2020 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 9338/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9338/2017
Истец: ООО "Томскводоканал"
Ответчик: ОГБУ здравоохранения "Детская инфекционная больница имени Г.Е. Сибирцева"
Третье лицо: Департамент архитектуры и строительства Томской области, Департамент городского хозяйства администрации города Томска, Департамент здравоохранения Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Областное государственное казенное учреждение "Облстройзаказчик", ООО "Росстройсервис"
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3708/20
08.04.2020 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-9338/17
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-9338/17
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-9338/17