город Ростов-на-Дону |
|
27 июня 2020 г. |
дело N А53-35647/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Болюк Е.В.по доверенности от 03.02.2020 N 7, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2019
по делу N А53-35647/2019
по иску отдела капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района (ИНН 6114008131, ОГРН 1036114000955)
к ответчику акционерному обществу по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (ИНН 6163002069, ОГРН 1026103158730)
о восстановлении дорожного покрытия автомобильной дороги Каменского района,
УСТАНОВИЛ:
отдел капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (далее - ответчик) о восстановлении дорожного покрытия автомобильной дороги Каменского района.
Решением от 19.12.2019 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 19.12.2019. Заявитель жалобы указывает, что спорные участки автомобильных дорог находятся в оперативном управлении отдела капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района. Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. При выполнении работ по муниципальному контракту на строительство подъезда к хутору Старая станица автотранспорт общества причинил вред дороге общего пользования, который должен быть устранен обществом.
Определением от 02.03.2020 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции в связи с нарушением судом процессуальных норм.
Апелляционным судом установлено, что из протокола судебного заседания от 18.12.2019 следует, что объявлена резолютивная часть решения от 18.12.2019, полный текст решения изготовлен 19.12.2019, однако в материалах дела резолютивная часть решения суда первой инстанции от 18.12.2019 отсутствует. Не размещалась она также и на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Картотека арбитражных дел). Отсутствие в материалах дела резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании, в силу статьи 176, части 4 статьи 270, а также части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебного акта.
В судебное истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, исковое заявление рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения искового заявления.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового судебного акта.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела по правилам первой инстанции суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Требования отдела мотивированы тем, что при выполнении работ по муниципальному контракту от 09.05.2019 на строительство подъезда к х. Старая станица автотранспорт общества причинил вред дороге общего пользования, находящейся в ведении истца. Дефекты зафиксированы в комиссионном акте от 01.07.2019 N 1, согласно которому автомобильная дорога от г. Каменск-Шахтинский - проезд к парку "Лога" - ул. Буденного х. Старая Станица - х. Красновка - х. Вишневецкий - х. Михайлова, находившиеся в удовлетворительном состоянии, частично повреждена, наблюдается ямочность, просадки продольные и поперечные, трещины и разрушение кромок покрытия; имеется необходимость проведения восстановления дорожного покрытия.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В статье 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для целей возмещения убытков необходимо наличие убытков у потерпевшего лица, противоправности действий причинителя и причинно-следственной связи между данными фактами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что противоправность действий общества и причинно-следственная связь между его действиями и наступившими убытками не подтверждены.
В комиссионном акте от 01.07.2019 N 1 причины повреждения дороги не установлены, зафиксирован только факт ее неудовлетворительного состояния.
На вопрос суда в судебном заседании о необходимости проведения судебной экспертизы с целью выяснения причин выявленных дефектов представитель истца пояснил, что возможность ее проведения отсутствует.
Ответчик иск не признал, указав, что пользуясь спорной дорогой, превышение допустимой массы не допускал.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - постановление N 934) утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
На основании пунктов 2, 3, 5 постановления N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272. В силу пункта 5 Правил N 272 тяжеловесным грузом признается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Из изложенных правовых норм следует, что превышение значений предельно допустимых массы транспортных средств и осевых нагрузок на каждую ось является основанием для возмещения владельцами транспортных средств вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.03.2018 N 119 "Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - приказ N 119) установлен порядок осуществления весового и габаритного контроля ТС, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля ТС, установлены процедуры проведения весового и габаритного контроля (далее - весогабаритный контроль) ТС и оформления результатов проведения весогабаритного контроля ТС. Порядок оформления результатов весогабаритного контроля ТС установлен в разделе 3 приказа N 119.
В силу пунктов 21 и 43 приказа N 119 по результатам инструментального контроля должностным лицом составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства. Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства должен быть приложен к постановлению об административном правонарушении.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В материалы дела доказательства привлечения общества к административной ответственности за нарушение порядка провоза тяжеловесного груза (превышение значений предельно допустимых массы транспортных средств, осевых нагрузок) или акты результатов измерения весовых и габаритных параметров, относимые к настоящему спору, не представлены.
Стороны пояснили суду, что в данном районе оборудование весового и габаритного контроля отсутствует, в связи с чем необходимости запроса соответствующей информации у контролирующих органов не имеется.
Представленные в материалы дела фотоматериалы, путевые листы, журналы и накладные не могут быть признаны надлежащими доказательствами противоправности действий общества, поскольку свидетельствуют только о проезде транспортных средств по дороге общего пользования, а не превышение допустимых ограничений массы.
На указанных фотографиях зафиксирована дорога, не имеющая полного асфальтового или щебеночного покрытия. Доказательств того, что указанное состояние дороги обусловлено только движением грузовых автомобилей общества, не представлено, факт надлежащего содержания дороги документально не подтвержден.
Из дела не следует, что зафиксированные на фотоматериалах грузовики принадлежат ответчику.
Как указывало общество еще до начала исполнения муниципального контракта от 09.05.2019 спорный участок дороги находился в неудовлетворительном состоянии, требующем ремонта. Доказательств обратного в деле не представлено.
При этом, согласно информации Межмуниципального отдела "Каменский" ГУ МВД России по Ростовской области от 20.09.2019 исх. N 4/19793 (л.д. 134, т.2), в ходе проверки начальник отдела капитального строительства и муниципального хозяйства администрации Каменского района привлечена к административной ответственности за ненадлежащее состояние дороги г. Каменск-Шахтинский хутор Вишневецкий, отделу выдано предписание на устранение недостатков.
Поскольку в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отдел не доказал, что дефекты дорожному покрытию причинены именно обществом, в иске следует отказать.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2019 по делу N А53-35647/2019 отменить по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35647/2019
Истец: Отдел капитального строительства и муниципального хозяйства Администрации Каменкского района Ростовской области, ОТДЕЛ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
Ответчик: АО "Донаэродорстрой", АО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ