город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А32-6463/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи и департамента имущественных отношений администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2019 по делу N А32-6463/2019, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Кесяна Эдуарда Альбертовича к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, администрации города Сочи, при участии третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кесян Эдуард Альбертович (далее - ИП Кесян Э.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент), администрации города Сочи (далее - администрация) о признании незаконным решения департамента от 10.01.2019 N 21.01-21/48753 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "предварительное согласование предоставление земельного участка" площадью 364 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0119003 по ул. Главная в п. Якорная Щель, Лазаревского района г. Сочи, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации; об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, площадью 364 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0119003, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Якорная Щель, ул. Главная, для целей использования - магазин, в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи.
Решением от 26.11.2019 суд признал незаконным отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 10.01.2019 N 21.01-21/48753. Суд обязал заинтересованное лицо утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, площадью 364 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0119003, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Якорная Щель, ул. Главная, в течение тридцати дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Сочи и департамент имущественных отношений администрации города Сочи обжаловали его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, и просили решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованные лица сослались на то, что правоустанавливающие документы, подтверждающие право заявителя на образование земельного участка в испрашиваемых границах, указанной площадью, без проведения торгов (право постоянного (бессрочного) пользования, аренды и т.п.), не представлены. Образование земельного участка площадью 364 кв.м под торговым павильоном площадью 45,5 кв.м в испрашиваемых границах, приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, т.к. образуется в том числе за счет земель общего пользования, которые являются внутриквартальным проездом общего пользования, могут использоваться для прокладки и эксплуатации инженерных сетей в городских нуждах, в случае необходимости, а также обустройства зеленых территорией общего пользования, в рамках муниципальных программ. Схема разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии с п.п. 1в п. 32 административного регламента "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 07.05.2015 N 1499, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом о продаже с публичных торгов, Слесаренко А.А. приобрела нежилое здание - торговый павильон N 19, литер "А", общей площадью 45,5 кв. м, расположенное по ул. Главная в п. Якорная Щель, Лазаревского района г. Сочи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.01.2006.
ИП Кесян Э.А. 06.10.2017 по договору купли-продажи приобрел вышеуказанный торговый павильон N 19, общей площадью 45,5 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0120002:1445, расположенный по ул. Главная в п. Якорная Щель, Лазаревского района г. Сочи, который в соответствии с выпиской из ЕГРН, принадлежит заявителю на праве собственности.
Учитывая, что изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории являются начальными этапами процедуры предоставления земельного участка в собственность или в аренду собственнику объекта недвижимости, предприниматель, в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился к кадастровому инженеру по вопросу изготовления схемы расположения на земельный участок, занятый вышеуказанным объектом недвижимости.
Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка, площадью 221 кв. м, по ул. Главная, п. Якорная Щель в Лазаревском районе г. Сочи, формируемого из земель, находящихся в муниципальной собственности в кадастровом квартале 23:49:0119003, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "магазин".
Предприниматель обратился в МАУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" городе Сочи за предоставлением услуги "предварительное согласование предоставление земельного участка, на котором расположены правомерные объекты недвижимости" по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка для эксплуатации магазина по ул. Главная, п. Якорная Щель в Лазаревском районе г. Сочи для дальнейшего приобретения ее в аренду.
Департамент письмом от 14.11.2017 отказал в предоставлении испрашиваемой услуги со ссылкой на статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду невозможности рационального использования муниципальной земли, так как площадь предполагаемого к образованию земельного участка превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости. Также указывалось на то, что границы образуемого земельного участка указаны без учета красных линий ул. Главная, которая беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц и в соответствии с частью 1.1 главы 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Сочи не подлежат приватизации.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании вышеуказанного отказа департамента незаконным и понуждении администрацию города Сочи утвердить схему расположения земельного участка, площадью 221 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 23:49:0119003, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Якорная Щель, ул. Главная, для целей использования - магазин.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2018 по делу N А32-5584/2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд пришел к выводу о невозможности формирования земельного участка в границах, испрашиваемых предпринимателем, за счет территории общего пользования ввиду расположения участка в границах красных линий. Также, в целях установления площади земельного участка необходимого для обслуживания и ремонта принадлежащего предпринимателю нежилого здания, судом первой инстанции была назначена и проведена судебная экспертиза, по результатам которой минимальная площадь для размещения и эксплуатации магазина составляет 364 кв.м.
Учитывая наличие установленной судом возможности формирования земельного участка, площадью 364 кв. м, под принадлежащим заявителю объектом недвижимости, по обращению предпринимателя кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка, площадью 364 кв. м, по ул. Главная, п. Якорная Щель в Лазаревском районе г. Сочи, формируемого из земель, находящихся в муниципальной собственности в кадастровом квартале 23:49:0119003, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "магазин".
Предприниматель обратился в МАУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" города Сочи за предоставлением услуги "предварительное согласование предоставление земельного участка, на котором расположены правомерные объекты недвижимости" по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка для эксплуатации магазина по ул. Главная, п. Якорная Щель в Лазаревском районе г. Сочи для дальнейшего приобретения ее в аренду.
Департамент письмом от 10.01.2019 N 21.01-21/48753 отказал в предоставлении испрашиваемой услуги со ссылкой на статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что площадь предполагаемого к образованию земельного участка превышает площадь застройки объекта, расположенного на данном участке и приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, образуемого за счет земель общего пользования, не подлежащих приватизации.
Полагая, что указанный отказ департамента от 10.01.2019 N 21.01-21/48753 является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена заинтересованным юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Предприниматель обратился в МАУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" города Сочи за предоставлением услуги "предварительное согласование предоставление земельного участка, на котором расположены правомерные объекты недвижимости" по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка для эксплуатации магазина по ул. Главная, п. Якорная Щель в Лазаревском районе г. Сочи для дальнейшего приобретения ее в аренду.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Департамент письмом от 10.01.2019 N 21.01-21/48753 отказал в предоставлении испрашиваемой услуги со ссылкой на статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что площадь предполагаемого к образованию земельного участка превышает площадь застройки объекта, расположенного на данном участке и приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, образуемого за счет земель общего пользования, не подлежащих приватизации.
При рассмотрении дела N А32-5584/2018 суды пришли к выводу о невозможности формирования земельного участка площадью 221 кв.м в границах, испрашиваемых предпринимателем, за счет территории общего пользования ввиду расположения участка в границах красных линий. Также, в целях установления площади земельного участка необходимого для обслуживания и ремонта принадлежащего предпринимателю нежилого здания, судом первой инстанции была назначена и проведена судебная экспертиза, по результатам которой минимальная площадь для размещения и эксплуатации магазина составляет 364 кв.м.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливают запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых автомобильными дорогами.
При рассмотрении дела N А32-5584/2018 установлено, что согласно схеме расположения земельного участка, выполненной ООО "Кадастр-Эксперт", а также фотоматериала являющегося частью заключения эксперта от 18.06.2018, земельный участок, площадью 221 кв. м сформирован за счет территории общего пользования.
Из анализа координат участков площадью 221 кв.м и 364 кв.м следует, что участок площадью 221 кв.м входит в участок площадью 364 кв. На схеме расположения земельного участка площадью 221 кв.м (т. 1 л.д.112) отражена красная линия, которая проходит через сформированный участок. На схеме расположения земельного участка площадью 364 кв.м отсутствует указание на красную линию.
Согласно Сведениям информационной системы от 21.01.2019 красные линии отсутствуют на участке (т.1 л.д. 47).
Согласно сведениям информационной системы от 11.02.2019 указано, что земельный участок не находится в границах красных линий (т.1 л.д. 150).
Распоряжением администрации города Сочи от 30.10.2018 N 412-р исключены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Сочи красные линии, установленные по справочнику "Исходные данные для проектирования красных линий города Сочи" проектного института "Южпроекткоммунстрой" 2001 года.
Вместе с тем, само по себе отсутствие обозначения территорий общего пользования красными линиями в планах города не влечет отнесение таких территорий к иной категории.
К территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары в соответствии с подпунктом 12 статьи 1 ГрК РФ.
Границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно пояснениям администрации образование по предложенной схеме спорного земельного участка предполагает его формирование за счет земель общего пользования, которые являются внутриквартальным проездом общего пользования, могут использоваться для прокладки и эксплуатации инженерных сетей в городских нуждах, а также обустройства зеленых территорий общего пользования в рамках муниципальных программ.
Из представленных в материалы дела схем и фотографий следует, что формируемый земельный участок располагается между автомобильной дорогой и внутриквартальным проездом (рядом расположен съезд с автомобильной дороги на внутриквартальный проезд), на формируемом участке расположены зеленые насаждения.
Согласно разделу V (Документы по планировке территории) Сведений информационной системы от 21.01.2019 планируется проведение 2 этапа "Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга, от пос. Джубга до г. Сочи с ответвлением от пос. Джубга до г. Краснодара" (проектные и изыскательские работы, строительство) (участки: N 5, N 6, N 7, N 8), приказ Минрегионразвития РФ об утверждении проекта планировки и проект межевания территории от 11.02.2013 N 18-ОИ.
Таким образом, в пределах формируемого земельного участка планируется размещение линейного объекта, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, будет являться препятствием в предоставлении в дальнейшем участка в аренду или собственность. В понимании статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
В силу того, что формирование земельного участка в границах, испрашиваемых заявителем, является невозможным ввиду формирования земельного участка за счет территории общего пользования, оспариваемый отказ является правомерным.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2019 по делу N А32-6463/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6463/2019
Истец: Кесян Э А
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ, Департамент имущественных отношений администрации г. Сочи
Третье лицо: Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, КОМИТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ Г. СОЧИ