г. Киров |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А29-16681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 по делу N А29-16681/2019,
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК Город" (ИНН:1103044883, ОГРН: 1171101006922)
(правопреемник - муниципальное унитарное предприятие "Северные тепловые сети" муниципального образования городского округа "Воркута") (ИНН: 1103045510, ОГРН: 1071103003366)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута"
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН:1131103000214),
в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Город" (далее - ООО "УК Город", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) 29 235 рублей 78 копеек задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, Б. Пищевиков, д. 7а, за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 (в отношении встроенных нежилых помещения цокольного этажа N 13, 20 - 24, часть N I, общей площадью 191,10 кв.м).
17.01.2020 в арбитражный суд поступило заявление муниципального унитарного предприятия "Северные тепловые сети" муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Предприятие) о замене истца на Предприятие.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 произведена замена истца на Предприятие; исковые требования истца удовлетворены.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 отменить.
Заявитель жалобы считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление), а не Комитет, поскольку обязанность по содержанию нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности лежит на Управление; Комитет несет расходы лишь в отношении жилых помещений до их заселения.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Комитет и Управление заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, оформленного протоколом N 2017/16 от 20.12.2017, ООО "УК Город" признано победителем конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, Б. Пищевиков, д. 7а.
01.01.2018 между собственниками жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной казне муниципального образования городского округа "Воркута" и ООО "УК Город" заключен договор N Гор-2018/Г/56 управления многоквартирным домом по адресу: г. Воркута, бульвар Пищевиков, д. 7а, по условиям, которого управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами (л.д. 13-17).
Согласно выписке из ЕГРН муниципальное образование городского округа "Воркута" является собственником нежилого помещения в спорном многоквартирном доме общей площадью 191,1 кв. м (л.д. 112).
Из материалов дела следует, что истец в период с января по июнь 2019 года осуществлял обслуживание спорного многоквартирного дома и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества дома, в том числе в части нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Воркута, бульвар Пищевиков, д. 7а.
На оплату услуг за указанный период истец предъявил ответчику счета-фактуры (л.д. 31-39).
Претензией от 12.09.2019 истец потребовал оплатить задолженность за выполненные работы и оказанные услуги (л.д. 104). Претензия оставлена без удовлетворения.
Ответчик оплату оказанных жилищно-коммунальных услуг не произвел, согласно расчету истца задолженность ответчика за период с января по июнь 2019 года составила 29 235 рублей 78 копеек.
Довод Комитета о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление, а не Комитет, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьями 124 и 125 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Решением Совета МОГО "Воркута" от 26.04.2013 N 255 утверждено "Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2. Положения N 255 собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
В силу подпункта 4 пункта 8.1 Положения N 255 бремя содержания не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, лежит на отраслевом органе администрации муниципального образования, осуществляющем контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.4 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МОГО "Воркута" от 14.03.2013 N 228, основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МОГО "Воркута", приватизации имущества и имущественных комплексов (предприятий) МОГО "Воркута"; обеспечение эффективного управления и распоряжения, рационального использования имущества МОГО "Воркута".
В пунктах 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МОГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636, были также закреплены обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования. Однако Положение N 636 отменено решением Совета МОГО "Воркута" от 06.03.2018 N 469, которым утверждено новое Положение об Управлении. Согласно новому Положению об Управлении к задачам Управления не отнесены вопросы обеспечения управления и содержания муниципального имущества города Воркуты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 6 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МОГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 (в редакции, действовавшей до 07.06.2018) (далее - Положение N 270) Управление осуществляло функции муниципального образования по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 25 Положения N 270 до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несет Управление в установленном администрацией МОГО "Воркута" порядке в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Данный пункт был исключен решением Совета МОГО "Воркута" от 15.02.2019 N 599.
В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 3 статьи 6 Положения N 270 (в редакции, действующей с 07.06.2018) Комитет в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о Комитете: оплачивает взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда; до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Вместе с тем постановлением Администрации от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ муниципального образования городского округа "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года, в который входит программа "Муниципальное управление".
Постановлением Администрации от 18.02.2015 N 253 утверждена новая муниципальная программа МОГО "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью подпрограммы является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО "Воркута". В ее рамках решаются следующие задачи: совершенствование системы учета муниципального имущества МОГО "Воркута", оптимизация имущественного комплекса МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МОГО "Воркута"; создание условий для реализации подпрограммы "Управление муниципальным имуществом".
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включавшего, в том числе жилой и нежилой фонд МОГО "Воркута".
При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной программы является Комитет.
Решением Совета МОГО "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования, которая приведена в приложении N 2 к решению.
Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по данной программе. В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает Комитет.
Таким образом, учитывая указанные изменения в актах муниципального образования, порядок, объем и направление финансирования осуществления деятельности Комитета и Управления, их задач и функций, именно Комитет, а не Управление обязан осуществлять содержание неиспользуемых жилых и нежилых помещений. Следовательно, Комитет должен исполнять обязательства по оплате работ и услуг управляющих организаций.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта оказания истцом услуг по спорному договору и обязанности Комитета по их оплате в размере 29 235 рублей 78 копеек.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.03.2020 по делу N А29-16681/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16681/2019
Истец: ООО "Ук Город", ООО УК Жилищник
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", МОГО ВОРКУТА В ЛИЦЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ВОРКУТА"
Третье лицо: МУП "Северные тепловый сети" МОГО "Воркута, ФГБУ Филиалу "ФКП Росреестра" по Республике Коми