город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А32-34409/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель Дегтярев Д.С., доверенность от 27.08.2019;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 по делу N А32-34409/2019 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "ИПП" (ИНН 2315000897, ОГРН 1022302377514) о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ИПП" (далее - ответчик) о взыскании 477 769,02 руб. платы за время нахождения на путях общего пользования по договору от 26.03.2018 N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, 15 196,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.12.2018 по 09.05.2019 по основаниям статьи 395 ГК РФ, а также расходов по уплате государственной пошлины.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уменьшении суммы иска с учетом предоставленных справок ответчика о непогоде и просил взыскать 389 409,44 руб. платы, в том числе по актам общей формы N 15/15201, N 15/15202, N 15/15203, N 15/15204, N 15/15205 по задержке на ст.Урбах - 141 196,44 руб., по актам общей формы в отношении одного вагона, задержанного на ст.Жирнов - 12 207,10 руб., по актам общей формы N 15/17420, N 15/17419, N 15/17421, N 15/17422, N 15/17423, N 15/17424, N 15/17427, N 15/17429, N 15/17431 в отношении 65 вагонов, задержанных на ст. Новоперелюбская, Ершов, Хасавюрт - на сумму 236 005,90 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 ходатайство истца об уменьшении суммы иска удовлетворено. В иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить исковые требования ОАО "РЖД" в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Суд первой инстанции необоснованно указывает на истекший срок 05.07.2018 или 29.07.2018, однако факт нарушения срока доставки по договору перевозки, с которым закон связывает возникновение права требования, может быть установлен не ранее дат фактического прибытия вагонов на станцию назначения. Вагон N 50424076 прибыл на станцию назначения Новороссийск 15.08.2018 согласно акта общей формы N 15/15701 и посылочной ведомости N ЭЧ 359261, а такбования ОАО "РЖД" были приняты арбитражным судом к рассмотрению согласно данным "Мой Арбитр" 24.07.2019, в связи с этим ОАО "РЖД" не нарушило срок исковой давности, который составляет 1 год. Судом первой инстанции не исследована задержка вагонов по ст. Новоперелюбская, ст. Ершов. Со стороны ОАО "РЖД" в материалы дела приложены к исковому заявлению подписанные сторонами ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждающие факт невыполнения ответчиком технологического срока оборота вагонов за период задержки вагонов на промежуточной станции Хасавьюрт (65 ваг.) с 14.09.2018 по 18.09.2018, что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ N 093630, N 094660, N 094679, N 094697 и Анализом нарушения. В отношении составления актов общей формы промежуточных станций, заявителем указано, что согласно пункта 4.7 предусмотрено составление только акта на станции назначения (промежуточные акты общей формы носят характер внутреннего информационного сопровождения задержек для перевозчика). Судом первой инстанции неверно трактуется договор на увеличение срока доставки на 5 сут., заключенный сторонами. Данные условия на увеличение на 5 суток доставки распространяются и поглощают общее время нормативного срока доставки как по вине перевозчика, так и по вине грузополучателя. Судом первой инстанции исследованы только акта общей формы, составленные промежуточными станциями на начало и окончание простоя, которые носят информационный характер, и не дает оценку подписанным итоговым актам общей формы, составленными сотрудниками ОАО "РЖД" и сотрудниками ОАО "ИПП" по ст. Новороссийск.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "ИПП" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из отзыва, факт занятости путей истцом документально не подтвержден, ни актами общей формы (с указанием номеров вагонов), ни памятками приемосдатчика. Информация о количестве вагонов на путях грузополучателя, препятствующих подаче спорных вагонов, в материалах дела отсутствует. Акты, подтверждающие факты "бросания" вагонов на станциях Новоперелюбская, Ершов ПРВ ж.д. в материалы дела не представлены. В оспариваемом решении выводы сделаны в отношении одного и того же вагона N 50424076, следовавшего по основной накладной N ЭЦ823052, затем по досылочной ведомости N ЭЧ359261. Суд указал, что при предъявлении требований на сумму 12 207,10 руб. истцом срок исковой давности не пропущен, но требования не подлежат удовлетворению по иным основаниям. Вагон был отцеплен от состава 19.06.2018 по причине технологического брака, то есть по причинам, не зависящим от ответчика. Срок доставки грузов по основной накладной истекает 24.06.18, все вагоны, за исключением отцепленного, прибыли на станцию назначения 24.06.18. Отцепленный вагон следует судьбе основной накладной. Согласно ж.д. накладной указанный вагон N50424076 не прибыл и составлен коммерческий акт N 2 от 24.06.2018. Сколько времени продолжалось устранение тех. неисправности работниками ВЧДЭ-10 документально истцом не подтверждено. Вагон был отставлен от движения по техническим причинам, не зависящим от грузополучателя, 02.07.2018. Срок доставки истекал 05.07.2018. однако, отправлен данный вагон грузополучателю только 29.07.2018. Истец не предоставил в подтверждение обоснованности своих действий и отсутствия своей вины в увеличении пути на 2000 км (туда-обратно) ни утвержденного маршрута, ни расписания следования грузовых поездов назначением станция Новороссийск. Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения. Документов, подтверждающих занятость станционных путей и путей необщего пользования, истцом не представлено. Надлежащие доказательства факта задержки вагонов на станциях следования истцом не представлены, обстоятельства бросания надлежащим образом не удостоверены в порядке, принятым самим перевозчиком на основании статьи 119 Устава ЖТ и Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N45. В материалах дела содержатся только Акты общей формы, составленные на станции назначения для начисления платы, однако такой акт не является актом, удостоверяющим нарушение.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 26.03.2018 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "ИПП" (владелец) заключен договор N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1 договора от 26.03.2018 N 239/2 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Данным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В силу пункта 2 договора границей железнодорожного пути необщего пользования является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 563.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 3279,9 м, в том числе принадлежащая перевозчику - нет м. (пункт 3 договора).
Движение маневровых составов по железнодорожному пути, необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции с порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой.
В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2. Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов. Вагоны, поданные переводчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМГ".
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (пункт 8 договора).
С учетом специфики выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно - аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются, группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов.
По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов. О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке. В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (пункт 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях N N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (пункт 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час.00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10- 15.04.) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04.-15.10.) 8 час. 00 мин.
Согласно пункту 13 договора суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: светлые нефтепродукты - 252 нагона; карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - 60 вагонов; темные нефтепродукты с 15.04 по 15.10 -24 вагона, с 15.10 по 15.04 - 12 вагонов. Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом в) пункта 15 договора, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 М/27-m/l с учетом коэффициентов индексации.
В силу пункта 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об на организации расчетов от 06.02.2018 N 23с/02-18, заключенного между владельцем к ОАО "РЖД". Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
- по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и уборке вагонов при применении ставов таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В исковом заявлении указано, что следовавшие в адрес ответчика 66 вагона с грузом в составе поезда N 9515 индекс 8143-208-5210 на станции Урбах ПРВ 11.08.2018 были остановлены в пути следования и 17.08.2018 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Новороссийск СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО "ИПП" технологических сроков оборота вагонов.
О задержке и отправлении поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск N N 8055, 8056, 8061 на которых имеется отметка о получении представителем ОАО "ИПП".
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда прибыли на станцию назначения Новороссийск 21.08.2018 в составе поезда N 9515 индекс 8143-208-5210, о чем составлены акты общей формы N 15/15201, N 15/15202, N15/15204, N15/15205.
Акты общей формы подписаны представителем ответчика с возражением.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N ЭЫ186909, N ЭЫ173102, N ЭЫ124983, N ЭЫ 171847, N ЭЫ 190265.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 083204, N 083214, N 083229, N 083237, N 084256, N 084267.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора.
Факт нарушения сроков доставки подтверждается актами обшей формы N 15/15201, N 15/15202, N15/15204, N15/15205, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства была рассчитана плата в размере 171 647,52 руб. с НДС.
С учетом предоставленных актов по непогоде ОАО "РЖД" произвело перерасчет на сумму 141 196,44 руб. по актам общей формы N 15/15201, N 15/15202, N 15/15203, N 15/15204, N 15/15205 по задержке по ст. Урбах.
Следовавший в адрес ответчика вагон с грузом в составе поезда N 2823 индекс 5254-846-5210 на станции Жирнов СКВ 02.07.2018 остановлен в пути следования и 29.07.2018 отправлен из-за невозможности приема его станцией назначения Новороссийск СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО "ИНН" технологических сроков оборота вагонов.
О задержке и отправлении поезда от станции Новороссийск N 8280 ответчик уведомлен письмом, на котором имеется отметка о получении представителем ОАО "ИПП".
Вагон, отставленный от движения в составе поезда, прибыл на станцию назначения Новороссийск 15.08.2018 в составе поезда N 2823 индекс 5254-846-5210, о чем составлен акт общей формы N 15/15701.
Акт общей формы подписан представителем ответчика с возражением.
Факт прибытия вагона в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N ЭЧ359261.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 071760, N 071764, N 071776, N 072789, N 072808, N 072812, N 072822, N 072832.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора.
Факт нарушения сроков доставки подтверждается актом общей формы N 15/15701 в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 12 207,10 руб. с НДС.
Следовавшие в адрес ответчика 65 вагона с грузом в составе поезда N 2519 индекс 8143-227-5209 на станции Новоперелюбская ПРВ 31.08.2018 остановлены в пути следования и 06.09.2018 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Новороссийск СКЖД, позже те же самые 65 вагона в составе поезда N 2519 индекс 8143-227-5209 на станции Ершов ПРВ 07.09.18 были остановлены в пути следования и 09.09.2018 отправлены из-за невозможности приема их станцией назначения Новороссийск СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО "ИПП" технологических сроков оборота вагонов.
О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен письмами станции Новороссийск: N 8258, N 8341, N 8400, N 8455, N 8632, N 8699, N 8793 на которых имеется отметка о получении представителем ОАО "ИНН".
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда прибыли на станцию назначения Новороссийск 23.09.2018 в составе поезда N 2519 индекс 8143-227-5209.
По прибытии вагонов составлены акты общей формы N 15/17420, N 15/17419, N 15/17421, N 15/17422, N 15/17423, N 15/17424, N 15/17427, N 15/17429, N 15/17431, акты общей формы подписаны представителем ответчика с возражением.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей: N ЭЬ086460, N ЭЬ76454, N ЭЬ27822, N ЭЬ 87686, N ЭЬ61773, N ЭЬ 65644, N ЭЬ098914, N ЭЬ098755, N ЭЬ070924, N ЭЬ 98044.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 091456, N 091473, N 091512, N 092545, N 092554, N 092570, N 093630, N 094660, N 094679, N 094697.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора.
Факт нарушения сроков доставки подтверждается актами общей формы N 15/17420, N 15/17419, N 15/17421, N 15/17422, N 15/17423, N 15/17424, N 15/17427, N 15/17429, N 15/17431, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 293 914,40 руб. с НДС.
С учетом предоставленных актов по непогоде ОАО "РЖД" произвело перерасчет на сумму 236 005,90 руб. по актам общей формы N 15/17420, N 15/17419, N 15/17421, N 15/17422, N 15/17423, N 15/17424, N 15/17427, N 15/17429, N 15/17431, по задержке по ст. Новоперелюбская, Ершов, Хасавюрт.
По мнению истца, наличие разногласий не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
В связи неоплатой ответчиком задолженности истец начислил ответчику на дату направления накопительных карточек сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.12.2018 по 09.05.2019 в размере 15 196,98 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 Устава).
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Согласно абзацу 26 статьи 119 Устава для удостоверения иных не предусмотренных данной статьей обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, оформляются акты общей формы и другие акты.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, установлен перечень обстоятельств, удостоверяемых составлением актов общей формы. Данный перечень предусматривает, в том числе, составление акта общей формы в случае задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. Данный перечень является открытым и устанавливает возможность составления актов общей формы в других случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно абзацу 26 статьи 119 Устава для удостоверения иных не предусмотренных данной статьей обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование объектами инфраструктуры ОАО "РЖД".
Согласно абзацам 3, 4 статьи 2 Устава под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, владельцем которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
В соответствии с абзацами 12, 13 статьи 2 Устава железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно пункту 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции (абзац 27 статьи 2 Устава).
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном данным Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно пункту 1.3 Тарифного руководства ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1 - N 4 Тарифного руководства.
Ставки Тарифного руководства учитывают затраты, связанные с:
- содержанием (обслуживанием) железнодорожной инфраструктуры общего пользования, занятой подвижным составом (в том числе вагонами с контейнерами) по причинам, указанным в пункте 1.2 главы;
- предоставлением железнодорожной инфраструктуры общего пользования на выгрузочных железнодорожных станциях (в том числе припортовых железнодорожных станциях), железнодорожных станциях перемещения и других железнодорожных станциях для проследования маневрового локомотива в одиночном следовании и с вагонами (группами вагонов) в пределах железнодорожной станции при перестановке подвижного состава;
- мероприятиями по возобновлению перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, в том числе повторный контроль технического состояния подвижного состава, работа составителей грузовых поездов, закрепление вагонов (групп вагонов) тормозными башмаками и подсыл локомотива РЖД для возобновления перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема железнодорожной станции назначения;
- уведомлением грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев подвижного состава, а также иных перевозчиков в объеме, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок грузов), за исключением уведомления владельца подвижного состава о прибытии груза в вагоне, принадлежащем данному владельцу, на железнодорожную станцию назначения, осуществление которого в соответствии со статьей 44 Устава предусмотрено по договору;
- охраной железнодорожных путей, на которых находится подвижной состав (в том числе вагоны с контейнерами) по причинам, указанным в пункте 1.2 главы;
- мероприятиями по обеспечению сохранности вагонов, контейнеров в течение всего времени их нахождения на железнодорожной станции (за исключением вагонов, находящихся на железнодорожных путях общего пользования по согласованию с РЖД) (пункт 1.4 Тарифного руководства).
В соответствии с пунктом 1.6 Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон (только при нахождении вагонов на путях общего пользования, согласованном с РЖД).
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4) в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта. Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются.
Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при определении технологического срока оборота вагонов. Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Как установлено судом первой инстанции, претензия N 18/136 от 08.11.2018 вручена 22.11.2018; 14.12.2018 дан ответ, соответственно, срок исковой давности прерывался на 23 дня.
Как установлено судом, по 1 вагону, задержанному на ст.Жирнов, на сумму платы 12 207,10 руб. срок исковой давности не пропущен.
Вместе с тем, в удовлетворении требований о взыскании 12207,10 руб. платы в отношении одного вагона оправленного в адрес ответчика со станции Никель по ж.д. накладной N ЭЦ 823052, отставленного от движения и задержанного на станции Жирнов 02.07.18, поднятого и отправленного 29.07.18 по распоряжению N 6546 от 02.07.18 и 7276 от 29.07.18, отказано правомерно, поскольку спорный вагон отцеплен от состава 19.06.2018 по причине технологического брака.
Согласно ж.д. накладной указанный вагон N 50424076 не прибыл и составлен коммерческий акт N 2 от 24.06.2018.
Вагон отставлен от движения по техническим причинам, не зависящим от грузополучателя, 02.07.2018.
Срок доставки истекал 05.07.2018, однако, отправлен данный вагон грузополучателю только 29.07.2018.
С учетом изложенного правомерными являются выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления платы.
Судом установлено, что в отношении данных 65 вагонов срок доставки составлял 6 суток. Расстояние от станции отправления до Новороссийска составляло 844 км., однако, вагоны были необоснованно отправлены истцом в Хасавюрт, поэтому когда состав вернулся на станцию назначения, сроки доставки, указанные в железнодорожной накладной, были нарушены.
Акты общей формы, составленные на станциях бросания не подписаны самим истцом.
Кроме того, между ОАО "ИПП" и ОАО "РЖД" заключен договор на увеличение сроков грузов от 02.03.2018 N 218/ТЦФТО/З 16/19/18, в соответствии с которым срок доставки груза, по правилам исчисления сроков без всяких причин увеличивается на 5 суток. Так. АОФ 2129 от 10.08.2018 в 22:06 составлен на станции Новороссийск за сутки до даты бросания в Урбахе - 08.08.2018. Потом 11.08.2018 в 14.27 поезд стоял с 08.08.2018, прибыл в Новороссийск 21.08.2018 - 3 сут. но с 08.08.2018 по 11.08.2018 85 часов 4 сут. стоит по причинам перевозчика согласно АОФ 19/11419. Прибыл в Новороссийск 21.08.2018 - 3 сут., следовательно, считается что прибыл 17.08.2018. расчетный срок доставки 12.08.2018+5 дней согласно договора с ТЦФТО (срок увеличивается) = 17.08.2018 в 24-00.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушение срока доставки со стороны грузополучателя не допущено.
Акты общей формы, составленные на начало и окончание задержки составов на промежуточных станциях не подписаны ни одним лицом.
Доказательств факта задержки вагонов на станциях следования истцом не представлены, обстоятельства бросания надлежащим образом не удостоверены в порядке, принятым самим перевозчиком на основании статьи 119 Устава ЖТ и Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
В материалах дела содержатся только акты общей формы, составленные на станции назначения для начисления платы, однако такой акт не является актом, удостоверяющим нарушение.
С учетом отсутствия надлежащих доказательств задержки вагонов на станциях Хасав-Юрт, Ершов, Урбах, Жирнов, подтвержденных подписями сотрудников перевозчика на этих станциях, увеличение срока доставки груза и начисление платы произведено не правомерно.
Судом первой инстанции обоснованно указано на отсутствие безусловных доказательств того, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия ответчика.
К числу заявленных требований относятся требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 196,98 руб.
Поскольку начисление процентов является дополнительным (акцессорным) обязательством, и следует судьбе основного обязательства, а в удовлетворении основного требования отказано, в требованиях о взыскании процентов по статье 395 ГК РФ также надлежит отказать.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 по делу N А32-34409/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34409/2019
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "ИПП", ООО "ИПП"