г. Ессентуки |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А63-12352/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии от Северо-Кавказской электронной таможни - Денисовой Т.Н. (доверенность от 18.10.2019 N 05-32/07675), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Велес", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Северо-Кавказской электронной таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.08.2019 по делу N А63-12352/2019 (судья Ермилова Ю.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Велес" (город Астрахань, ОГРН 1153025001788, ИНН 3025015501) к Северо-Кавказской электронной таможне (город Минеральные Воды) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью коммерческая фирма "Велес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказской электронной таможне (далее - Таможня) о признании незаконными действий, выраженных в отказе в выпуске товара по декларации на товар N 10805010/290519/0024632 и устранении нарушений прав и законных интересов общества путем возложения на таможню обязанности по выпуску товара.
Решением суда от 16.08.2019 заявленные требования удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что ввезенный Обществом товар соответствует требованиям ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016). Товар задекларирован, таможенные пошлины исчислены. Основания для отказа в выпуске товара у Таможни отсутствуют.
Таможня обжаловала решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Таможни, просит решение суда оставить без изменения.
Определениями суд рассмотрение дела откладывалось.
На основании определения заместителя председателя суда от 13.05.2020 в составе суда произведена замена судьи Афанасьевой Л.В. на судью Семенова М.У.
Представитель Таможни поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней. Считает оспариваемый Обществом отказ в выпуске товара законным и обоснованным, что оспариваемое решение о классификации товара законным и обоснованным. Ссылается на изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 306-ЭС20-387 позицию относительно применения ГОСТ Р 56836-2016 при ввозе на территорию Российской Федерации портландцемента.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Таможни, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 15.01.2018 N 03-01/18 (далее - контракт), заключенного Обществом с компанией "SAVEH CEMENT COMPANY" на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в Российскую Федерацию из Исламской Республики Иран на условиях поставки FOBАмирабад ввезен и задекларирован по ДТ N 10805010/290519/0024632товар - портландцемент белый 1-500-ДО согласно ГОСТ 965-89, продукция изготовлена в соответствии с ASTM Internetional C 150/С150V-16, 467 биг-бегов, расфасованный в среднем по 1500 кг нетто, 1503 кг брутто, общий вес партии 1695000 кг нетто, 1698330 кг брутто и 200 биг-багетов, в которых 6000 п/п мешков по 500 кг; производитель "SAVEH CEMENT COMPANY" (далее - товар).
Обществом представлены документы, в числе которых сертификат соответствия N РОСС IR. ЯЮ 01.В00003 от 11.10.2018; коносамент 98/014 от 25.04.2019; контракт от 15.01.2018 N03-01/18; дополнительное соглашение от 16.04.2018 N 01; спецификация б/н от 25.04.2019; паспорт N 18020013/3396/0001/1/1 от 27.02.2018; уставные документы; инвойс N 2 от 25.04.2019; счет на оплату фрахта N 021/19 от 19.04.2019; упаковочный лист N 2 от 05.04.2019; фото товара от 28.05.2019; акт отбора проб и образцов от 20.06.2018 N 02-1516; акт анализа состояния производства от 02.07.2018 N 02-1506; протокол испытаний N Л 08 Л 102-18 от 27.08.2018; протокол испытаний от 22.10.2018 N 288 (2)-18 (ОА); фото товара (образцы) б/н от 06.02.2019; письмо (ТД САГ) N 08 от 20.02.2019; акт по результатам планового инспекционного контроля N 02-1506 от 09.04.2019; решение о подтверждении сертификата от 09.04.2019 N 02-1506; протокол испытаний от 09.04.2019 N 1Х/Н-09.04/19 от 09.04.2019; паспорт качества N 2 от 24.04.2019; копия экспортной декларации (с переводом) ДО N 000021 от 05.05.2019.
Таможня запросила у Общества документ, подтверждающий проведение дополнительного инспекционного контроля данной партии товара (акт по результатам инспекционного контроля, предусмотренный пунктом 8.2 ГОСТ Р 56836-2016).
Запрашиваемые Таможней документы, Обществом не представлены.
13.06.2019 Таможня на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее -ТК ЕАЭС) отказала Обществу в выпуске товара по ДТ N 10805010/290519/0024632. В качестве основания для отказа в выпуске товара в графе "С" ДТ N 10805010/290519/0024632 Таможня указала, что не соблюдены условия выпуска, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 Кодекса, не выполнены требования пункта 5 статьи 118, пункта 4 статьи 325 Кодекса, а именно: не представлены акт инспекционного контроля и решение о подтверждении действия сертификата соответствия.
Не согласившись с указанным отказом Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из следующего.
Удовлетворяя требования Общества и признавая незаконными действия Таможни, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 25, пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ) сделал вывод об отсутствии у Таможни оснований для отказа Обществу в выпуске товара по спорной ДТ.
В ходе таможенного контроля Обществом представлен сертификат соответствия N РОСС IЯ.01.В00003 от 11.10.2018 и документы, на основании которых выдан сертификат: акт отбора образцов (проб) от 20.06.2018 N 02-1516, протоколы испытаний от 27.08.2018 NЛ08Л102-18, от 22.10.2018 N288.
Отклоняя доводы Таможни о необходимости проведения инспекционного контроля цемента в качестве условия выпуска товара, суд отметил, что ГОСТ Р 56836-2016, предусматривающий проведение инспекционного контроля, имеет рекомендательный характер.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании пункта 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор и Союз) продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.
В интерпретации Суда Евразийского экономического союза, приведенной в консультативном заключении от 31.10.2019 N СЕ-2-2/4-19-БК, данная норма содержит императивное предписание, установленное в ней требование о безопасности носит общий характер и относится ко всей продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза.
В развитие положений пункта 1 статьи 53 Договора взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 7, подпункта 10 пункта 1 статьи 2 и подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при условии соблюдения запретов и ограничений, под которыми понимаются, в том числе, применяемые в отношении перемещаемых товаров меры технического регулирования.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС обеспечение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу экономического союза - относится к функциям таможенных органов.
Анализ приведенных положений права экономического союза позволяет сделать вывод о том, что обеспечение безопасности товаров, выпускаемых в обращение на территории союза, относится к сфере публичного интереса, в связи с чем отношения, возникающие между декларантами и таможенными органами, связанные с подтверждением соответствия ввозимых товаров, строятся на императивных началах. Объем и порядок подтверждения соответствия товаров устанавливаются законодательством и не зависят от усмотрения декларанта.
В Российской Федерации отношения, возникающие при оценке соответствия продукции (соблюдения требований, предъявляемых к продукции), регулируются Законом N 184-ФЗ, согласно пункту 3 статьи 46 которого на Правительство Российской Федерации возложена обязанность до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждать и ежегодно уточнять единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом в силу пункта 2 статьи 184 Закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу данного закона.
Во исполнение указанных предписаний законодательства Правительство Российской Федерации приняло постановление от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, (далее - Постановление N 982), которым (пункт 3) поручило Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе утвержденных единых перечней продукции обеспечить публикацию информации: о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования; о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации", с 07.03.2016 цемент различных видов, классифицируемый в товарной позиции 2523 ТН ВЭД, включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982. Технический регламент в отношении цемента до настоящего времени не принят. В связи с этим Росстандарт во исполнение пункта 3 Постановления N 982 разместил в электронно-цифровой форме на своем официальном сайте www.gost.ru информацию о том, что ввозимые в Российскую Федерацию портландцементы должны соответствовать ГОСТ Р 56836-2016.
Обязательность соответствия рассматриваемых товаров требованиям ГОСТ Р 56836-2016 не противоречит тому, что сам по себе данный национальный стандарт вводился в действие как стандарт добровольного применения.
Согласно частям 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В том числе такие иные требования установлены законодательством Российской Федерации и нормами международного права в тех случаях, когда публичный интерес требует обеспечения безопасности продукции.
Принимая во внимание изложенное, нормы, регламентирующие вопросы соответствия товаров, продукции определенным требованиям безопасности, установленные в целях защиты интересов третьих лиц, направлены на имплементацию пункта 1 статьи 53 Договора, являются элементом публичного порядка Российской Федерации, и в силу этого обладают императивным характером. Соответственно, безопасность ввозимого в Российскую Федерацию портландцемента должна подтверждаться в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016.
Разделом 8 ГОСТ Р 56836-2016 (в редакции, действовавшей на момент декларирования товара), в частности, предусмотрено, что при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно пункту 8.19 (о подтверждении действия сертификата соответствия; о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия).
Инспекционный контроль является формой проведения систематической контрольной оценки соответствия товара, цель его проведения состоит в подтверждении того, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности выдачи сертификата соответствия (пункт 3.11 ГОСТ Р 56836-2016 и пункт 2.11 "ГОСТ 31815- 2012. Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия.
Таким образом, в отношении цемента, ввозимого в Российскую Федерацию и происходящего не с таможенной территории Евразийского экономического союза, действуют специальные правила подтверждения соответствия продукции техническим требованиям, согласно которым проведение инспекционного контроля ввозимого товара является обязательным как исключающее риск введения в обращение опасной продукции с последующим причинением вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, личному, общественному и государственному имуществу.
Доводы Таможни, изложенные в апелляционной жалобе о необходимости проведения инспекционного контроля ввозимого товара, нашли свое подтверждение
Поскольку суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, обжалуемое решение в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Общества - отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.08.2019 по делу N А63-12352/2019 отменить. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Велес" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12352/2019
Истец: ООО "ВЕЛЕС"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ