город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А32-42958/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кавказ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2019 по делу N А32-42958/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кавказ" (ОГРН 1152362000504, ИНН 2362000728), к администрации муниципального образования Выселковский район о признании незаконным отказа, действий (бездействия), об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кавказ" (далее - ООО "Кавказ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Выселковский район (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконными действия администрации при рассмотрении заявления ООО "Кавказ" от 29.12.2018 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, формализованные в письме от 05.07.2019;
- признать незаконным бездействие администрации при рассмотрении заявления ООО "Кавказ" от 29.12.2018 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, выраженное в нарушении срока рассмотрения по существу (принятия решения о предоставлении муниципальной услуги или отказе в ее предоставлении);
- обязать осуществить действия по предоставлению заявителю путем заключения договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, площадью 500 800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, по цене, равной 60% от кадастровой стоимости земельного участка, актуальной на момент обращения ООО "Кавказ" с заявлением о выкупе и составлявшей 3 656 000,00 рублей.
Решением от 03.12.2019 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для предоставления спорного земельного участка в собственность, поскольку участок находится в двух функциональных зонах (производственная деятельность и земельные участки (территории) общего пользования).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кавказ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнениях к ней общество сослалось на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:765, согласно сведениям ГКН на момент обращения ООО "Кавказ" с заявлением о выкупе участка, являлся участком сельскохозяйственного назначения, представляя собой пашню, и относился к сельскохозяйственным угодьям, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Такие же сведения указаны в договоре аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения N 0500003879 от 27.02.2009. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. ПЗЗ и Генплан сельского поселения не подлежат применению как противоречащие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. В случае установления в границах испрашиваемого земельного участка нескольких территориальных и функциональных зон Правила землепользования и застройки, равно как и Генеральный план Выселковского сельского поселения в соответствующей части не подлежат применению как незаконные. Границы территориальных и функциональных зон, установленные гораздо позднее формирования земельного участка, должны быть установлены таким образом, что бы никакие из существующих земельных участков не оказывались в двух зонах одновременно. Правила землепользования и застройки, Генеральный план Выселковского сельского поселения в последней редакции от 02.08.2018 (установившей, по утверждению администрации, несколько территориальных и функциональных зон в пределах спорного участка), приняты с существенными нарушениями закона и до настоящего времени надлежащим образом не опубликованы. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний по внесенным 02.08.2018 в ПЗЗ изменениям, а также информационный материалы к ним на сайте муниципального образования Выселковский район www.viselki.Net. не опубликованы. Указанные обстоятельства подтверждаются представлением об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами администрации, внесенным прокуратурой Выселковского района 13.12.2019. В настоящее время ПЗЗ и Генплан в действующей редакции в сети Интернет не размещены. Установить, в границах каких именно зон находится спорный земельный участок можно полагаясь лишь на сведения из ИСОГД, предоставляемые администрацией.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения.
От общества поступили дополнения к апелляционной жалобе, к которым приложено письмо администрации в адрес Прокуратуры Выселковкого района от 10.04.2020.
От администрации поступило дополнение к отзыву.
Представленные сторонами по делу вышеуказанные дополнения приобщены к материалам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в государственной неразграниченной собственности находится земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:765, площадь 500 800 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
На основании постановления главы муниципального образования Выселковский район от 16.12.2008 N 3453 "О переоформлении вида права на право аренды земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, Выселковский район в границах Выселковского сельского поселения, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании закрытого акционерного общества "Кавказ" для сельскохозяйственного", в редакции постановления главы муниципального образования Выселковский район от 27.02.2009 N 294, между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район (арендодатель) и ЗАО "Кавказ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 27.02.2009 N 0500003879 (далее - договор от 27.02.2009), согласно которому арендодатель обязуется предоставить в аренду, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0601000:765, площадь 500 800 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения для сельскохозяйственного производства. Согласно пункта 1.3 договора участок передан арендатору сроком до 10.12.2057.
В связи с реорганизацией ЗАО "Кавказ" в форме преобразования в ООО "Кавказ" между арендодателем и арендатором к договору аренды заключено дополнительное соглашение от 24.09.2015 N 25.
Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.11.2018.
ООО "Кавказ" 29.12.2018 обратилось с заявлением о предоставлении собственность земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 28.01.2019 N 109-417/19-17 администрация сообщила, что ей подготовлено административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, соответственно принятие решения о предоставлении его в собственность за плату приостанавливается до вынесения решения суда.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Краснодарского края от 13.12.2018 N 30/7 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765 в размере его рыночной стоимости равной 3 656 000,00 рублей.
Решением Краснодарского краевого суда от 26.02.2019 в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования Выселковский район об отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Краснодарского края от 13.12.2018 N 30/7 отказано. Апелляционным определением от 11.06.2019 по делу N 33-а-16462/2019 решение Краснодарского краевого суда от 26.02.2019 оставлено без изменения.
В связи с тем, что заявление ООО "Кавказ" от 29.12.2018 не было рассмотрено в течение 30 дней с момента поступления заявления, согласно пункту 2.4 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Выселковский район N 1203 от 20.12.2016, обществом на имя главы муниципального образования подана жалоба на действия (бездействия) уполномоченного органа, должностного лица от 17.06.2019.
Письмом от 05.07.2019 N 109-5856/19-17 администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку по сведениям информационной системы градостроительной деятельности муниципального образования Выселковский район в соответствии с Правилами землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета муниципального образования Выселковский район XXVIII сессией III созыва от 02.08.2018 N 3-234, испрашиваемый земельный участок находится в зонах улично-дорожная сеть, производственная деятельность ПР 301, в которой не предусмотрено использование земельного участка с установленным видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выкупа без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду юридическому лицу, этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (пункты 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса). При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган проверяет наличие оснований, препятствующих этому (пункт 5 статьи 39.17).
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, в случаях если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов и если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 2.4 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Выселковский район от 20.12.2016 N 1203, также установлен 30-дневный срок рассмотрения с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что с учетом отсутствия возможности приостановления рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, администрацией нарушены сроки рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка от 29.12.2018.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ устанавливается Правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Однако, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, в изъятие из общего правила, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования на основании пункта 11 статьи 85 ЗК РФ используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11).
Испрашиваемый участок предоставлялся обществу в аренду как земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения. Данный участок включен в границы населенного пункта. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д. 50) спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Из материалов дела следует, что изменение вида использования по территориальной зоне, к которой относится спорный земельный участок, произошло в период действия договора аренды, но до обращения общества с заявлением о предоставлении участка в собственность.
Согласно подпункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
С учетом того, что испрашиваемый обществом земельный участок относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальных зонах ПР 301 производственная деятельность и ПТЗ 1101 земельные участки (территории) общего пользования, которые не предназначены для ведения сельскохозяйственного производства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно Генеральному плану Выселковского сельского поселения, утвержденного Советом муниципального образования Выселковский район XXV сессией III созыва от 04.04.2018 N 13-216 испрашиваемый земельный участок находится в двух функциональных зонах (производственная деятельность и земельные участки (территории) общего пользования).
Указанные сведения также содержатся в выкопировке карты градостроительного зонирования Выселковского сельского поселения в отношении спорного земельного участка, в сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Выселковский район.
Довод о том, что Правила землепользования и застройки, Генеральный план Выселковского сельского поселения в последней редакции от 02.08.2018 (установившей, по утверждению администрации, несколько территориальных и функциональных зон в пределах спорного участка), приняты с существенными нарушениями закона и до настоящего времени надлежащим образом не опубликованы; оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний по внесенным 02.08.2018 в ПЗЗ изменениям, а также информационный материалы к ним на сайте муниципального образования Выселковский район www.viselki.net. не опубликованы, подлежат отклонению.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация пояснила, что о дате проведения публичных слушаний было опубликовано в газете "Власть Советов" N 19 от 18.05.2019, публичные слушания проведены в установленную дату 20.07.2018, заключение по публичным слушаниям опубликовано в газете "Власть Советов" N 29 от 27.07.2018.
Сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка одновременно в двух различных функциональных зонах основаны на Сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Выселковский район от 17.09.2019 N 477.
При этом, согласно сведениям из ГАС "Правосудие" Краснодарским краевым судом 22.11.2019 отказано в признании недействующими Правил планировки и застройки, Генерального плана в части отнесения земельного участка к нескольким территориальным зонам.
Ссылка на представление прокурора также подлежит отклонению, поскольку в данном представлении указано на несвоевременное рассмотрение общества, неправомерное расположение участка в двух территориальных зонах, отсутствии решения о резервировании спорного участка, об отсутствии сведений в сети интернет, а также о наличии судебных решений по иным участкам, сведения о признании в части испрашиваемого земельного участка генерального плана недействительным, отсутствуют.
Учитывая изложенное, в том числе положения п.11 ст. 85 ЗК РФ, проведение мероприятий администрацией по изменению вида использования спорного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для предоставления спорного земельного участка в собственность.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2019 по делу N А32-42958/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42958/2019
Истец: ООО Кавказ
Ответчик: Администрация муниципального образования Выселковский район
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8049/20
26.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1370/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42958/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42958/19