город Ростов-на-Дону |
|
26 июня 2020 г. |
дело N А53-41175/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ИП Лысакова В.М.: Кокодий А.Н., паспорт, по доверенности от 20.02.2020,
от ГЖИ РО: Науменко Л.В., паспорт, по доверенности от 27.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лысакова Владимира Михайловича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.03.2020 по делу N А53-41175/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Лысакова Владимира Михайловича
к государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Свой Дом", акционерного общества "Теплокоммунэнерго"
о признании недействительным предписания, признании ничтожным акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лысаков Владимир Михайлович (далее - ИП Лысаков В.М.) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - ГЖИ РО) о признании недействительным предписания от 07.06.2018 N 1535, признании ничтожным акта проверки от 07.06.2018 N 3467.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Свой Дом", акционерное общество "Теплокоммунэнерго".
Решением от 11.03.2020 суд прекратил производство по делу в части требования о признании ничтожным акта проверки от 07.06.2018 N 3467 и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Лысаков В.М. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что АО "Теплокоммунэнерго" не осуществляет лицензируемый вид деятельности, поставляет коммунальную услугу в МКД, в связи с чем не является субъектом вменяемого нарушения. Ресурсоснабжающая организация не может произвести перерасчет стоимости услуг собственникам МКД. На основании оспариваемого предписания суд в рамках дела N А53-6734/2019 взыскал с ИП Лысакова В.М. задолженность по отоплению за отопительный сезон с ноября 2017 г. по апрель 2018 г. Заявитель, являясь добросовестным потребителем услуг, не производил самостоятельно никаких отключений, демонтажа отопительных устройств и переустройств спорных помещений.
В судебное заседание не явились представители ООО "Управляющая Компания "Свой Дом", АО "Теплокоммунэнерго", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Управляющая Компания "Свой Дом", АО "Теплокоммунэнерго".
Представитель ИП Лысакова В.М. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные по делу требования.
Представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 11.05.2018 N 3467, должностным лицом инспекции проведена проверка АО "Теплокоммунэнерго" с целью рассмотрения обращения, поступившего 27.04.2018 по вопросу определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
В рамках проведённой проверки установлено, что расчёт размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме N 35 по пр. Будённовскому в г. Ростове-на-Дону осуществляется без учёта площади нежилых помещений площадью 378,8 кв.м и 266,7 кв.м.
Представленные при проведении проверки акты об отключении отопления в названных нежилых помещениях площадью 378,8 кв.м и 266,7 кв.м. от системы теплоснабжения многоквартирного дома N 35 по пр. Будённовскому в г. Ростове-на-Дону, не признаны достаточными основаниями для исключения указанных площадей из расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.06.2018 N 3467.
В связи с выявленными нарушениями, 07.06.2018 должностным лицом жилищной инспекции выдано АО "Теплокоммунэнерго" предписание N 1535, согласно которому АО "Теплокоммунэнерго" надлежит в срок до 07.08.2018 устранить нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями пункта 42.1 Правил, сделать перерасчёт исходя из общей площади жилых и нежилых помещений дома N 35 по пр. Буденновскому.
ИП Лысаков В.М. указал, что о наличии предписания от 07.06.2018 N 1535 он узнал из постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А53-6734/19, в котором являлся ответчиком по иску ООО "Управляющая компания "Свой Дом" о взыскании суммы задолженности по отоплению за отопительный сезон с ноября 2017 г. по апрель 2018 г.
Считая незаконным предписание жилищной инспекции, ИП Лысаков В.М. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) регламентирован Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учётом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учётом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Пунктом 42(1) Правил установлено, что в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, у собственника сохраняется обязанность по оплате отопления мест общего пользования.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в рамках дела N А53-41175/2019 рассмотрен иск управляющей компании о взыскании задолженности за отопление с индивидуальных предпринимателей Басмаджана Эдуарда Юрьевича и Лысакова Владимира Михайловича.
Судебными актами по делу N А53-41175/2019 и материалами настоящего судебного дела подтверждается, что в общей долевой собственности индивидуального предпринимателя Басмаджан Э.Ю. (1/2 доли) и индивидуального предпринимателя Лысакова В.М. (1/2 доли) находится нежилое помещение общей площадью 378,8 кв. м, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 35 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Управление домом осуществляет ООО "УК "Свой Дом".
Между ООО "УК "Свой Дом" (абонент) и АО "Теплокоммунэнерго" (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения N 263/6 от 22.11.2013, согласно которому теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду по каждому адресу (приложение N 1 к договору), а абонент обязался оплачивать потребленные тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в установленные сроки.
Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 произведено в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Басмаджан Э.Ю. и Лысаков В.М. обратились к АО "Теплокоммунэнерго" с заявкой от 25.12.2017 об отключении отопления в нежилом помещении (подвал), расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт Буденновский, 35.
Мастером РТС "Западный", инженером по расчетам и режимам РТС "Западный", представителем индивидуального предпринимателя Басмаджан Э.Ю. 28.12.2017 составлен акт о том, что 28.12.2017 прекращено теплоснабжение системы отопления нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: пр-кт Буденновский, 35, от котельной Пушкинская, 46 б по заявке абонента.
Согласно акту проверки Государственной жилищной инспекции Ростовской области N 3467 от 07.06.2018 в отношении АО "Теплокоммунэнерго" выявлены нарушения требований пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме по пр. Буденновский, 35, не учтена, в том числе, площадь нежилых помещений 378,8 кв.м. При этом, акт об отсутствии отопления в указанном нежилом помещении от системы теплоснабжения многоквартирного дома не является основанием для исключения его площади из расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с ноября 2017 года по апрель 2018 года.
С учетом изложенного, суд отклоняет доводы ИП Лысакова В.М. о том, что являясь добросовестным потребителем услуг, не производил самостоятельно никаких отключений, демонтажа отопительных устройств и переустройств спорных помещений.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, в материалы дела не представлены доказательства согласования в установленном порядке произведённого 28.12.2017 изменения инженерных сетей многоквартирного дома N 35 по пр. Буденновскому в г. Ростове-на-Дону,.
Доказательства извещения управляющей компании о переустройстве и принятия собственниками помещений решения по этому вопросу, также в материалы дела не представлены.
Доказательства внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома N 35 по пр. Буденновскому в г. Ростове-на-Дону, в материалы дела не представлены.
С учетом совокупности приведенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу, что собственник помещений должен оплачивать услугу по теплоснабжению, расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома N 35 по пр. Буденновскому в г.Ростове-на-Дону.
Таким образом, предписание выдано уполномоченным лицом в целях устранения выявленных нарушений.
Судом отклоняются доводы жалобы о том, что АО "Теплокоммунэнерго" не осуществляет лицензируемый вид деятельности, поставляет коммунальную услугу в МКД, в связи с чем не является субъектом вменяемого нарушения. Ресурсоснабжающая организация не может произвести перерасчет стоимости услуг собственникам МКД.
Указание в предписании на то, что была проведена проверка лицензиата по вопросам соблюдения лицензионных требований является технической ошибкой (опечаткой).
В предписании указано, что оно выдано на основании акта проверки от 07.06.2018 N 3467, проведенной на основании распоряжения от 11.5.2018 N 3467.
В распоряжении и акте проверки указано на проведение в отношении АО "Теплокоммунэнерго" жилищного надзора по вопросу соблюдения обязательных требований.
Предписание обоснованно содержит требование о произведении перерасчета, поскольку управляющая компания выставляет собственникам счета на основании расчетов, представляемых АО "Теплокоммунэнерго". Судом также установлено, что в настоящее время АО "Теплокоммунэнерго" имеет прямые договоры с собственниками помещений МКД.
Предписание соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, в связи с чем предусмотренные ст.с.т 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления отсутствуют
Судом первой инстанции также принято законное решение в части прекращения производства по делу по требованию о признании ничтожным акта проверки, который не относится к ненормативным правовым актам, оспариваемым в порядке главы 24 АПК РФ.
Акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности заявителя, не определяет меру ответственности.
Таким образом, на основании ст.ст. 27, 29, 150 АПК РФ производство по делу в части требования о признании ничтожным акта проверки подлежит прекращению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 11.03.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 по делу N А53-41175/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41175/2019
Истец: Лысаков Владимир Михайлович
Ответчик: АО "ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО", Государственная жилищная инспекция Ростовской области, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СВОЙ ДОМ"
Третье лицо: АО "Теплокоммунэнерго", ООО "Управляющая Компания "Свой Дом"