г. Челябинск |
|
28 июня 2020 г. |
Дело N А07-34520/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу N А07-34520/2017.
Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУЭТ, предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Башкортостан далее (далее - министерство, ответчик 1) и Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - комитет, ответчик 2) о взыскании суммы убытков (выпадающих доходов) в размере 4 851 065 руб. от перевозки льготной категории граждан за период с января 2013 года по октябрь 2014 года (с учетом принятых судом уточнений).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Башкортостан (далее - правительство), акционерное общество "Башкирский регистр социальных карт" (далее - АО "БРСК", общество), временный управляющий Титов А.Д. (далее - временный управляющий, ВУ Титов).
Решением суда от 12.03.2020 (с учетом определения от 13.05.2020 об исправлении описок, опечаток) (резолютивная часть объявлена 08.04.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик 2, обжаловав его в апелляционном порядке - в жалобе комитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы комитет указывает, что правоотношения между истцом и комитетом основаны на договоре N 950 от 16.10.2014 и дополнительных соглашениях о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, в рамках которых комитет выполнил взятые на себя обязательства в пределах лимитов бюджетных средств, доведенных до комитета.
Апеллянт ссылается на неполное выяснение обстоятельств по делу; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает, что договор N 950 от 16.10.2014 регулирует взаимоотношения сторон в целях реализации порядка организации перевозок отдельных категорий граждан и распределения между транспортными организациями выручки от реализации единых социальных проездных билетов и порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение транспортным организациям недополученных доходов, связанных с перевозкой по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в региональный регистр, и пенсионеров, утвержденных постановлением правительства от 15.10.2014 N 469. При этом судом не учтено, что требования о взыскании недовозмещенной суммы выпадающих доходов, образованных вследствие оказанных услуг по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, являются не правомерными, т.к. предоставление субсидий за услуги по перевозки граждан, включенных в федеральный регистр не являются предметом договора от 16.10.2014 N 950, так как распределение между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, регулируется распоряжением правительства от 06.06.2006 N 545-р, согласно которому возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением: равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится в пределах фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации единых социальных проездных билетов.
Следовательно, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год. Поскольку из федерального бюджета по данной статье комитету финансирования в порядке межбюджетных трансфертов не доводилось, что подтверждается отчетами о состоянии лицевого счета получателя за 2013-2014 года, то и удовлетворение иска в этой части необоснованно в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования удовлетворение иска в этой части необоснованно в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования.
Кроме того апеллянт полагает, что истцом не представлено доказательств наличия совокупности условий, при которых требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению, а именно претерпевания вреда, неправомерности действий причинителя вреда и причинной связи между этими явлениями, размер убытков в виде выпадающих доходов не подтвержден.
Податель жалобы также считает, что истцом пропущен срок исковой давности по соглашениям, заключенным в 2013-2014 годах.
МУЭТ представлен отзыв на жалобу, по мотивам которого ее доводы отклонены.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МУЭТ является коммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (п. 1.3 Устава), для достижения своих целей предприятие осуществляет пассажирские перевозки граждан, в том числе трамвайным, троллейбусным, сухопутным пассажирским видами транспорта, фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками (п. 2.1, 2.2 Устава), а также в пригородном сообщении на платной основе.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ), с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан (предусмотренные в частности Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предписал субъектам РФ и муниципальным образованиям, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, вводить эффективные правовые механизмы, которые обеспечили бы сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, распоряжением Правительства N 51-р от 28.01.2005 утвержден "Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки и финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами".
26 февраля 2009 года правительством издано распоряжение 3198-р "О рамках внедрения в 2009 году на территории Республики Башкортостан Транспортного приложения проекта "Социальная карта Башкортостана".
Пунктом 1 указанного распоряжения определено ввести на переходный период до окончания работ по внедрению Транспортного приложения проекта "Социальная карта Башкортостана" на территории Республики Башкортостан электронную транспортную карту, приравненную к единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, включенных в федеральный и региональный регистры, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел по Республике Башкортостан, не включенных в федеральный и региональный регистры.
Согласно третьему абзацу п. 3 указанного распоряжения, распределение выручки от реализации и продления (пополнения) электронной транспортной карты осуществляется в соответствии с Порядком распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, утвержденным распоряжением от 06.06.2006 N 545-р.
В соответствии с распоряжением правительства N 29-р от 20.01.2012 принято решение о переходе на унифицированную электронную форму единого социального проездного билета (ЕСПБ) только с использованием Социальной карты Башкортостана.
Право бесплатного проезда на городском пассажирском электротранспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Законом N 122-ФЗ действие льгот по бесплатному проезду, федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом вне зависимости от места жительства гражданина. Государством на субъекты Российской Федерации (в частности - на Республику Башкортостан), возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию указанных услуг. В связи с этим, недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
31 декабря 2009 года между МУЭТ, Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и ОАО "БРСК" заключен договор N Т3 об организации перевозок общественным транспортом отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, с использованием Социальной карты Башкортостана. Данный договор ежегодно продлевался соответствующими соглашениями к нему, а в 2012 году заключено дополнительное соглашение N 7, согласно п. 3 которого срок действия договора (согласно п. 7.1) определить до момента его расторжения.
На основании п. 1.2 указанного договора, Минстройтранс РБ поручает, а МУЭТ обязуется обеспечить перевозки и регистрацию проезда отдельных категорий граждан - держателей Социальных карт Башкортостана в транспортных средствах МУЭТ на территории Республики Башкортостан с использованием Социальной карты Башкортостана. Пунктом 1.3 договора определено, что ОАО "БРСК" организует и осуществляет операции по сбору авансовых платежей держателей социальной карты в счет последующих расчетов по оплате МУЭТ транспортных услуг пассажирской перевозки, ведет учет пополнений Социальных карт Башкортостана, а также зарегистрированных 6 поездок держателей социальной карты с использованием социальной карты Башкортостана.
МУЭТ обязалось обеспечить и в полной мере исполнило свои обязательства по перевозке отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки в троллейбусах и трамваях на городских маршрутах на территории городского округа г.Уфа РБ с использованием Социальной карты Башкортостана по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ).
Учет количества перевезенных пассажиров по категориям и выпадающих доходов в МУЭТ осуществляется в электронной форме посредством установленных и функционирующих терминалов на каждом подвижном составе. На основании данных каждого терминала, экономический блок МУЭТ ежемесячно составляют Своды количества перевезенных предприятием пассажиров и суммы выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ по каждой категории льготников. На основании указанных ежемесячных Сводов, в соответствии с п. 7 "Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета и выручки от реализации ЕСПБ", МУЭТ составляет ежемесячно Отчеты о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки (по форме, утвержденной распоряжением правительства от 06.06.2006 N 545-р), которые представляются в комитет. Данные Отчеты содержат итоговые цифры количества перевезенных пассажиров по каждой категории льготников и суммы выпадающих доходов. Далее, комитет на основании представленных Отчетов, утверждает Реестр распределения выручки от реализации ЕСПБ, в котором указываются общее количество перевезенных пассажиров по ЕСПБ (по всем категориям льготников), общая сумма выпадающих доходов транспортных организаций, доля каждой транспортное организации в общем объеме перевозок.
В соответствии со с п. 8 "Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета и выручки от реализации ЕСПБ", Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству до 15 числа месяца, следующего за отчетным представляет в правительство проект распоряжения о распределении субвенций из федерального бюджета между транспортными организациями с приложением сведений о фактически произведенных расходах транспортных организаций по обеспечению мер равной доступности транспортных услуг на территории Республики для категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
Закон N 122-ФЗ предписал субъектам РФ при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, вводить эффективные правовые механизмы, которые обеспечили бы сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Таким образом, Российская Федерация фактически уполномочила субъекты РФ осуществлять все действия, необходимые для обеспечения доступности услуг общественного транспорта для всех льготных категорий граждан, в т.ч. и оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ.
МУЭТ считает, что это включает в себя также проверку учетной документации транспортных организаций по количеству перевезенных ими граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, а также подтверждение денежных обязательств по возмещению транспортным организациям РБ выпадающих доходов.
Согласно п. 3 распоряжения правительства N 51-р от 28.01.2005 (действовавшее до 15.10.2014 - утратило силу на основании постановления правительства N 469 от 15.10.2014), п. 2, 7, 8, 12 "Порядка распределения между транспортными организациям субвенций, поступивших из федерального бюджета и выручки от реализации ЕСПБ", в Республике Башкортостан органом, уполномоченным обеспечивать доступность услуг общественного транспорта, проверять учетную документацию транспортных организаций о количестве перевезенных граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и сумме выпадающих доходов, а также возмещать денежные обязательства по возмещению транспортным организациям РБ выпадающих доходов с августа 2010 года осуществляет комитет.
За период времени с января 2013 года по октябрь 2014 года МУЭТ предоставило льготы по проезду в общественном транспорте (трамваях, троллейбусах) категориям граждан, финансирование мер социальной поддержки которых отнесено к ведению РФ. Общая сумма выпадающих доходов за указанный период составила 8 155 296 рублей, согласно представленных в комитет ежемесячными отчетами и реестрами (форма утверждена распоряжением правительства N 545-р от 06.06.2006) о количестве перевезенных пассажиров и суммы выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ по федеральным льготникам.
Возмещена МУЭТ за указанный период лишь сумма от доли выручки, перечисляемой от реализации Социальной карты Башкортостана, которая составляет 3 300 443 руб. сумма недофинансирования за указанный период составила 4 854 853 руб.
В связи с недофинансированием выпадающих доходов за вышеуказанный период времени, МУЭТ обратилось с соответствующим заявлением в суд о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации суммы выпадающих доходов в размере 8 155 296 рублей.
Решением суда по делу N А07-5958/2015, исковые требования МУЭТ удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации подлежали взысканию убытки в размере 4 851 065 рублей.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд своим постановлением N 18АП-14893/2015 оставил решение суда без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации.
Арбитражный суд Уральского округа постановлением N Ф09-2893/16 отменил решение суда от 16.10.2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015, принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МУЭТ.
В обоснование своей позиции по делу истец указывал, что учет количества перевезенных пассажиров по категориям и выпадающих доходов осуществляется им в электронной форме посредством установленных и функционирующих терминалов на каждом подвижном составе. На основании данных каждого терминала, экономический блок МУЭТ ежемесячно составляет Своды количества перевезенных предприятием пассажиров и суммы выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ по каждой категории льготников.
Ссылаясь на исполнение обязательств и предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан МУЭТ не в полном объеме, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены документы, подтверждающие факт исполнения обязательств по перевозке льготной категории граждан с использованием ЕСПБ, а комитетом доказательств полного возмещения предприятию выпадающих доходов не представлено, в связи с чем, возникшие у предприятия убытки подлежат возмещению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
На основании ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: факт причинения убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена ст. 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения", а также внесены изменения в ст. 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций (п. 18 Постановления N 23).
Таким образом, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку обязательства по возмещению льгот инвалидам и ветеранам отнесено к совместному ведению бюджетов, то обязанность по реализации предоставления льгот относится к субъекту государства с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов.
В силу положений ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
На основании ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 15.07.2005 N 205-з "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 205-з) перечень главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан и бюджета Фонда устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона N 205-з законом о бюджете Республики Башкортостан утверждаются: ведомственная структура расходов бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан, целевым статьям (государственным программам Республики Башкортостан и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов.
В силу ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности; а также предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что комитет является финансовым органом, на который возложена обязанность распорядителя соответствующих денежных средств казны субъекта Российской Федерации, в связи с чем признали его в качестве надлежащего ответчика по рассматриваемому спору.
При исследовании обстоятельств настоящего спора установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами факт обеспечения истцом перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ в подвижных составах предприятия в пределах территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с условиями договора от 31.12.2009 N Т3.
Также установлено, что за спорный период (с 01.01.2013 по октябрь 2014 года) МУЭТ оказаны услуги по перевозке граждан по ЕСПБ на сумму 3 300 443 руб., общая доля выручки, перечисленная от реализации ЕСПБ составила 8 155 296 руб., следовательно, общая сумма выпадающих доходов заявителя по льготам, которые должны быть дополнительно профинансированы из федерального бюджета, составляет 4 854 853 руб.
С учетом изложенного, проанализировав представленный истцом расчет суммы убытков, а также сопоставив данные расчета со сведениями, содержащимися в отчетах общества "БРСК" суд признал представленный расчет арифметически верным, в связи с чем пришел к выводу о том, что сумма выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, составила 4 854 853 руб.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, установив сумму выпадающих доходов МУЭТ при отсутствии доказательств, подтверждающих погашение возникшей суммы убытков (ст. 65 АПК РФ), суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования предприятия, взыскав с комитета как главного распорядителя бюджетных средств, сумму выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, в размере 4 854 853 руб.
Доводы апеллянта об отсутствии совокупности условий, необходимых для возмещения убытков, подлежит отклонению, с учетом того, что оказание услуг по перевозке граждан с использованием ЕСПБ, сумма оказанных услуг, сумма произведенного предприятию возмещения выпадающих расходов и сумма расходов, которая не была возмещена, подтверждены материалами дела.
В то же время обязанность субъекта Российской Федерации (Республики Башкортостан) по возмещению выпадающего дохода обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, в силу чего неисполнение обязанности по возмещению таких расходов образует состав правонарушения, последствием которого является возникновение обязанности по возмещению убытков.
Доводы апеллянта о том, что финансирование мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку данных категорий граждан также должно производится за счет средств федерального бюджета, основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая, что вопросы социальной поддержки населения, в частности решение вопросов социальной поддержки инвалидов и ветеранов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по данному предмету отнесены Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов государства, то возмещение выпадающих доходов в связи с перевозкой пассажиров, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2015 N 305-ЭС15-2480.
Отклоняя доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В связи с реорганизацией МУЭТ в форме разделения в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 695 от 16.05.2016, в передаточном акте и разделительном балансе предприятия-правопреемника, осуществляющего перевозку пассажиров горэлектротранспортом - МУЭТ взыскиваемая сумма убытков (выпадающих доходов) за период времени с января 2013 г. по октябрь 2014 года в размере 4 851 065 рублей не отражена в связи с нижеследующим:
изначально, сумма убытков (выпадающих доходов) в размере 8 155 296 руб. от перевозки льготной категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесено к ведению РФ, числилась как не возмещенная на счете 76.05 "Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками" реорганизованного МУЭТ.
Данное предприятие 24.03.2015 обратилось в суд с исковым заявлением к Минфину РФ о взыскании указанной суммы убытков (дело N А07-5958/2015). Исковые требования удовлетворены. Согласно решению Арбитражного суда Республики Башкортостан, с Минфин РФ в пользу МУЭТ подлежало взысканию сумма убытков в размере 4 851 065 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 36 936 руб.
Указанное решение суда оставлено в силе определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Во исполнение решения суда, Минфин РФ перечислило реорганизованному предприятию МУЭТ сумму убытков, в бухучете предприятия сумма отразилась как поступившие денежные средства (выручка) по расчетному счету 51, при этом закрывая сумму на счете 76.05. Минфин РФ, после исполнения решения суда, подало кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Арбитражный суд Уральского округа постановлением N Ф09-2893/16 отменил решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований МУЭТ.
Определение о повороте исполнения решения суда вынесено 17.10.2016 (резолютивная часть определения оглашена 14.10.2016).
27 октября 2016 года Арбитражный суд Республики Башкортостан выдал исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Сухановой К.С. возбуждено исполнительное производство в отношении МУЭТ.
01 ноября 2016 года завершилась процедура реорганизации МУЭТ (ИНН 0278021275) в форме разделения, с 01.11.2016 созданы два предприятия - правопреемника: Муниципальное унитарного предприятия Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МУП УИТ г.Уфы, ИНН 0277916516) и Муниципальное унитарное предприятие Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МУЭТ г.Уфы, ИНН 0276917450). Предприятием - правопреемником в части осуществления перевозок пассажиров по городским маршрутам общего пользования городским пассажирским электротранспортом (трамваями и троллейбусами) стало МУЭТ.
В связи с тем, что в передаточном акте и разделительном балансе ни одного из предприятий правопреемников указанная сумма не была отражена, в феврале 2017 года судебный пристав-исполнитель обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о процессуальном правопреемстве. 14.03.2017.
Арбитражного суда Республики Башкортостан вынес определение о процессуальном правопреемстве, согласно которому заявление судебного пристава-исполнителя удовлетворено, суд произвёл замену должника.
28 марта 2017 года во исполнение определения суда, по МУЭТ издан приказ N 158, сумма убытков в размере 4 851 065 руб. отражена в бухучете предприятия-правопреемника.
Истец указывает, что в период с 24.03.2015 по 17.10.2016 течение срока исковой давности приостановлено.
На основании ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 204 ГК РФ, срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
С учетом изложенного, к моменту обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением (02.11.2017) трехлетний срок исковой давности не истек.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям гл. 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем, они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу N А07-34520/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34520/2017
Истец: МУП УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: АО "БАШКИРСКИЙ РЕГИСТР СОЦИАЛЬНЫХ КАРТ", временный управляющий Титов Аркадий Данилович, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Правительство РБ