город Ростов-на-Дону |
|
27 июня 2020 г. |
дело N А32-47379/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Шабашова И.С. по доверенности от 16.01.2018,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "РЖД"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.03.2020 по делу N А32-47379/2019
по иску открытого акционерного общества "РЖД"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе"
(ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750)
о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования,
принятое в составе судьи Кондратова К.Н.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество" РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 698,96 руб.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 по делу N А32-47379/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Открытое акционерное общество "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что наличие разногласий либо отказ от подписи акта общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Вывод суда первой инстанции о превышении истцом сроков доставки груза на момент отставления поезда от движения в пути следования на станции Сальск СКЖД не основан на нормах материального права, следовательно, не состоятелен. Безоснователен довод о том, что грузополучатель не заявлял отказ от приема вагонов, поэтому перевозчик мог подавать вагоны и плата не должна начисляться. Ошибочно мнение, что к взиманию с ответчика платы за нахождение груза в вагонах на станциях в пути следования может привести только полная занятость путей необщего пользования владельца и путей общего пользования - станции назначения. Безоснователен вывод суда о наличии чрезвычайных обстоятельств, действующих в период нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку грузов и отставления истцом поезда от движения 02.11.2018 г.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (ранее - ООО "РН-Туапсенефтепродукт") 08 июня 2015 заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "РН-Туапсенефтепродукт" при станции Туапсе СКЖД, действующий с 1 декабря 2016 (далее - договор N 10/7т). Условия договора N 10/7т определены протоколом согласования разногласий от 5 августа 2016 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015.
Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов стороны согласовали в пункте 11 договора в размере 2 часов.
Согласно подпункту "б" пункта 14 договора N 10/7т пользователь вносит перевозчику плату за нахождение на ж.д. путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ. Плата за нахождение ж.д. подвижного состава на ж.д. путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на ж.д. путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ РФ от 29.04.2015 г. N 127-т/1".
В ноябре 2018 г. в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Туапсе-Сортировочная следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой и по этим причинам занятостью пути (пункт 12 Договора N 10/7т).
02 ноября 2018 на железнодорожной станции Сальск в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 2 ноября 2018 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5201-750-5331 с вагонами, адресованными ООО "РН - Морской терминал Туапсе" (также - грузополучатель).
По прибытии поезда на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 1721, 1725 от 02.11.2018.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными. За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 654,90 рубля. Предъявленные перевозчиком к плате накопительные ведомости с повагонным расчетом платы ответчиком не акцептованы.
В порядке досудебного урегулирования спора, ответчику для внесения в добровольном порядке платы, начисленной по актам общей формы, была направлена претензия исх. N 18/441 с расчетами и накопительными ведомостями, подтверждающими задолженность ответчика по оплате платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на станции на общую сумму 654,90 руб.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 г. N 45 МПС РФ.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 г. N 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Кроме того, в суде первой инстанции ответчиком представлена в материалы дела транспортная ж.д. накладная N ЭЯ742240, в которой указан срок доставки - 02.11.2018.
Как указывает ответчик, в день доставки вагонов - 02.11.2018, они были отставлены истцом на ж.д. станции Сальск, находящейся на расстоянии 430 км до станции назначения Туапсе-Сортировочная. Доказательств обратного истцом не представлено.
Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что, учитывая норму суточного пробега в размере 310 км при перевозке для расстояний перевозки от 1000 до 1999 км включительно, в соответствии с п. 2.2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 N 245 (далее Правила N 245), а так же расстояние от станции Сальск до станции Туапсе - 430 км (из базы данных ГВЦ), срок доставки спорных вагонов со станции Сальск до станции Туапсе составляет 1,4 суток, то есть даже без учета отставления вагонов в пути следования, вагоны не могли прибыть на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в установленной в ж.д. накладной срок - 02.11.2018. Указанное свидетельствует о нарушении срока доставки по причинам, зависящим от истца.
Также, истцом не доказано нарушение ответчиком технологических норм на всех путях необщего пользования для данного вида груза, согласно установленной специализации путей и эстакад (п. 11 договора).
В силу ч. 18 ст. 39 Устава, ответчик освобождается от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Ответчик в отзыве на иск указал, что период отставления вагонов Перевозчиков на промежуточной станции Сальск - 02.11.2018, ввиду опасных метеорологических условий на территории Туапсинского района Краснодарского края был введен режим чрезвычайной ситуации на основании Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 266-р от 25.10.2018 г. В связи с указанным, было прекращено движение поездов на участке Кривенковская - Туапсе и ОАО "РЖД" были введены конвенционные ограничения по отгрузке всех грузов назначением на ст. Туапсе-Сортировочная до 02.11.2018 г (телеграмма ОАО "РЖД" от 27.10.2018 г).
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
Таким образом, ответчик освобождается от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, ввиду наличия чрезвычайной ситуации и прекращения перевозчиком движения поездов в спорный период.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика платы за нахождение в спорный период вагонов на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 Устава.
Ввиду того, что у суда отсутствуют правовые основания для взыскания суммы задолженности в размере 654,90 руб., требование о начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга, также не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2020 по делу N А32-47379/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47379/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе