г. Москва |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А40-315392/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РЕДМЕТКОНЦЕНТРАТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2020 по делу N А40-315392/19,
по заявлению ООО "Редметконцентрат"
к ИФНС России N 23 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
Кузьмин Д.А. по дов. от 26.11.2019; |
от заинтересованного лица: |
Дунаев С.А. по дов. от 09.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Редметконцентрат" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления ИФНС России N 23 по г. Москве (далее - ответчик, административный орган) от 22.11.2019 N20-16/782П/2019 о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 05.02.2020 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку полагает, что судом допущено неправильное применение норм материального и процессуального права.
От налогового органа в материалы дела поступил отзыв.
Судебное разбирательство было отложено в порядке ст. 158 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением от 22.11.2019 N 20-16/782П/2019, Общество привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 178 710 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных по делу требований, суд исходил из доказанности административным органом события и состава вмененного Обществу правонарушения, соблюдение срока давности и порядка привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев повторно спор, коллегия поддерживает указанный вывод суда первой инстанции и полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из материалов дела, 21.05.2015 г. между Обществом и ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР", заключен Договор транспортного экспедирования N 21052015г.
В уполномоченном банке (ПАО "РОСБАНК") по Договору открыт паспорт сделки от N 17070055/2272/0019/4/1 от 27.07.2017 г.
В ходе проверки представленных документов установлено, что Общество в нарушение требований п.2 ч.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 649 854 руб., уплаченных нерезиденту РФ в виде авансового платежа, за невыполненные работы, не оказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым Договором от 21.05.2015 г.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст.23 Закона N173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов, в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
На основании п.1 ст.20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно ч.1.1 ст.19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов)
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что, исполняя условия Договора от 21.05.2015 г., ООО "Редметконцентрат" перечислило на счет ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" авансовые платежи: 26.01.2018 г. на 151 400 руб., 22.02.2018 г. на 75 700 руб., 02.03.2018 г. на 99 554 руб., 16.03.2018 г. на 75 700 руб., 23.03.2018 г. на 71 400 руб., 29.03.2018 г. на 176 100 руб., сведения о валютных операциях по которым представлены в уполномоченный банк.
Согласно п. 2.24 Инструкции Банка России от 16.08.2017 г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" предусмотрено, что при списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
Ожидаемые сроки репатриации валюты Российской Федерации определяются резидентом самостоятельно на основании условий договора, принятого на учет уполномоченным банком. При определении ожидаемого срока репатриации валюты Российской Федерации к сроку исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему прибавляется срок, который в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
Учитывая условия Договора N 21052015 от 21.05.2015 г. и все необходимые сроки для оформления документов, ООО "Редметконцентрат" самостоятельно определило ожидаемый срок репатриации валюты РФ на общую сумму уплаченных авансовых платежей 649 854 руб. - 31.03.2018 г.
Таким образом, 31.03.2018 г. у ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" наступил срок исполнения обязательств по сдаче оказанных услуг на сумму 649 854 руб., а в связи с их невыполнением в ожидаемые сроки и согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ у ООО "Редметконцентрат" возникла обязанность по возврату перечисленных авансовых платежей на сумму 649 854 руб.
Согласно Актам оказанных услуг от 31.01.2018 г. N 2215, от 28.02.2018 г. N 2394, от 31.03.2018 г. N 2610, от 31.03.2018 г. N 2615 (дата подписания Актов - 03.10.2019 г.) нерезидентом РФ - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" 03.10.2019 г. оказаны услуги (возмещение стоимости услуг по железнодорожной перевозке) на указанные в них суммы.
Справка о подтверждающих документах и Акт оказанных услуг представлены в уполномоченный банк 11.10.2019 г. (приняты банком 15.10.2019 г.).
Таким образом, суд верно установил, что в нарушении требований пункта 2, части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ ООО "Редметконцентрат" не обеспечило возврат в Российскую Федерацию 649 854 руб., уплаченных нерезиденту РФ - ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" в виде авансовых платежей, за неоказанные услуги в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N21052015 от 21.05.2015 г., до 31.03.2018 г.
Указанная обязанность исполнена 03.10.2019 г. с нарушением установленного срока на 550 дней.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством РФ, ООО "Редметконцентрат" должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение- обеспечить своевременное оказание услуг нерезидентом РФ- ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР", либо обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за неоказанные в ожидаемые сроки услуги.
Доводы заявителя о том, что услуги по Договору транспортного экспедирования N 21052015 от 21.05.2015 г. были фактически оказаны ООО "Юнитранс Оператор" в срок, не превышающий ожидаемый срок репатриации валюты Российской Федерации, указанный в справке о валютных операциях, представленной в ПАО "Росбанк" по факту оплаты счета, выставленного поставщиком услуг, являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что документы, представленные Банком УК и ООО "Редметконцентрат" не подтверждают своевременное оказание услуг ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" на сумму 649 854 руб. в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором N 21052015 от 21.05.2015 г. до 31.03.2018 г.
Согласно пункту 3.5 Договора N 21052015 от 21.05.2015 г. факт предоставления услуг подтверждается Актом предоставленных услуг, предоставленного Экспедитором (ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР") и подписывается уполномоченными представителями сторон.
В свою очередь Министерство финансов РФ определяет, что документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является Акт сдачи-приемки работ. Днем выполнения работ признается дата подписания акта сдачи-приемки работ Заказчиком.
Иные документы (железнодорожные накладные, декларации на товары) не являются документами, подтверждающими своевременное оказание услуг.
Согласно вышеуказанным Актам услуги ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" оказаны только 03.10.2019 г., о чем свидетельствует дата подписания Актов со стороны Клиента (Заказчика) - ООО "Редметконцентрат" - 03.10.2019 г.
В Банк УК вышеуказанные Акты оказания услуг представлены ООО "Редметконцентрат" в качестве подтверждающих выполнение услуг документов, о чем свидетельствует Справка о подтверждающих документах от 11.10.2019 г. и приложенные к ней Акты оказанных услуг.
Таким образом, в период с 01.04.2018 г. по 03.10.2019 г. ООО "Редметконцентрат" допустило противоправное бездействие, не принимая меры по обеспечению исполнения обязательств ООО "ЮНИТРАНС ОПЕРАТОР" по оказанию услуг на сумму 649 854 руб., либо обеспечению возврата в Российскую Федерацию перечисленных авансовых платежей на сумму 649 854 руб.
При принятии обязательств по контракту ООО "Редметконцентрат" не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения закона.
Вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наказание назначено административным органом с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. ООО "Редметконцентрат" надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола, законный представитель общества (генеральный директор), присутствовал в инспекции при рассмотрении материалов проверки.
Таким образом, вопреки доводам жалобы ответчиком доказано наличие в его действиях, как события, так и состава вмененного правонарушения.
Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе, повторяют доводы заявления поданного в суд первой инстанции, которым дана надлежащая оценка данным судом и с которой соглашается апелляционный суд.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 по делу N А40-315392/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-315392/2019
Истец: ООО "РЕДМЕТКОНЦЕНТРАТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО Г. МОСКВЕ