город Омск |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А75-24174/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4630/2020) Лянторского городского муниципального унитарного предприятия "УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ" на решение от 23.03.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75- 24174/2019 (судья С.А. Гавриш), по иску общества с ограниченной ответственностью УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НЭВИ" (ОГРН 1118617000952, ИНН 8617030264, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 13.12.2011, место нахождения: 628449, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, г. Лянтор, ул. Магистральная, стр. 22) к Лянторскому городскому муниципальному унитарному предприятию "УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ" (ОГРН 1098617001119, ИНН 8617028441, место жительства: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, г. Лянтор, ул. Магистральная, стр. 14) о взыскании 3 584 878 руб. 09 коп,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НЭВИ" (далее - ООО УК "НЭВИ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа-Югры с исковым заявлением к Лянторскому городскому муниципального унитарного предприятия "УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ" (далее - МУП УТВиВ, предприятие, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 584 878 руб. 09 коп.
Решением от 23.03.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-24174/2019 исковые требования удовлетворены.
С МУП УТВиВ в пользу ООО УК "НЭВИ" взыскано неосновательное обогащение в размере 3 584 878 руб. 09 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 40 924 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал: норматив сточных вод, образованных при содержании общедомового имущества, определен как сумма нормативов холодной воды и горячей воды, потребляемых при содержании общедомового имущества собственников (пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), поэтому в случае, когда объем коммунального ресурса, поставляемый в дом, определяется с учетом общедомовых приборов учета, то и объем сточных вод на ОДН не может быть равным нормативному. Применение норматива сточных вод, рассчитанного как сумма нормативов холодной и горячей воды, определенных для выполнения минимального перечня работ, в спорных правоотношениях не допустимо.
ООО УК "НЭВИ" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Между сторонами заключен договор горячего, холодного водоснабжения и водоотведения от 22.02.2017 N 566, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ответчик) осуществляет поставку коммунальных ресурсов исполнителю (истцу) в необходимых для содержания общего имущества объемах (пункт 2.1 договора).
Из пункта 1.3 договора в редакции протокола согласования разногласий следует, что при исполнении договора стороны руководствуются, в частности, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В период с 01.06.2017 по 01.06.2019 ответчик оказывал истцу услуги водоотведения по договору.
Многоквартирные дома (МКД), находящиеся в управлении истца, не оборудованы общедомовыми приборами учета (ОДПУ) сточных вод, что следует из материалов дела и сторонами не отрицается. Между собственниками помещений в МКД и ответчиком заключены прямые договоры ресурсоснабжения для целей поставки коммунальных услуг.
Письмом от 07.10.2019 N 550 истец обратился к ответчику о проведении перерасчета по договору со ссылкой на подпункт в) пункта 21 (1) указанных Правил, считая, что объем обязательств по оплате услуг по водоотведению определяется в размере норматива потребления коммунальных ресурсов водоотведения, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а не на основании пункта 21 Правил N 124, формулу по которому применяет ответчик.
Возникшие между сторонами разногласия в методике определения объема оказанных услуг водоотведения явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в размере излишне уплаченных ответчику денежных средств.
Оценив представленные доказательства, соглашаясь с изложенными в решении выводами, суд апелляционной инстанции считает, что иск подлежит удовлетворению.
Предоставление коммунальных услуг регулируется жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 по делу N 307-ЭС15-9062, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение.
Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Так, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ предусматривает, что при отсутствии ОДПУ размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 124, которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), установив два варианта расчета.
Указанный порядок зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт "в(4)" пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, в целях содержания общего имущества МКД (подпункт "в" пункта 21 Правил N 124).
Подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124 в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), определяется за расчетный период (расчетный месяц), исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в ситуации, когда договор ресурсоснабжения заключен применительно к ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 (1) Правил N 124, МКД не оборудован ОДПУ сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления и не может быть определен иным образом.
Следовательно, учитывая изменение с 01.01.2017 порядка оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома и принимая во внимание отсутствие общедомового прибора учета сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры нормативами потребления.
Указанное согласуется со сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2019 N 304-ЭС18-25515 по делу N А75-2369/2018).
Из пункта 3.1 договора следует, что сумма, подлежащая оплате исполнителем потребленной холодной воды, горячей воды определяется:
- в случае отсутствия общедомового прибора учета - как произведение утвержденного норматива потребления на ОДН (или норматива потребления на содержание общедомового имущества) на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества и тарифа на коммунальный ресурс, утвержденного на расчетный период полномочным органом. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
- в случае установленного общедомового прибора учета - как произведение объема коммунальных услуг, определяемого как разность показания ОДПУ и объема ресурса, потребленного потребителями (сумма показаний ИПУ и, при отсутствии ИПУ, нормативов потребления) и тарифа на коммунальный ресурс, утвержденного на расчетный период полномочным органом. При этом, в случае, когда определенный указанным образом объем потребления <0, то плата за такой расчетный период исполнителю не начисляется.
Сумма, подлежащая оплате исполнителем за водоотведение, определяется как произведение определенных ОДПУ объемов водопотребления, а при отсутствии установленного ОДПУ в соответствии с нормативом водоотведения на содержание общедомового имущества, в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на водоотведение, утвержденного на расчетный период полномочным органом.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, определен пунктом 21 (1) Правил N 124.
С учетом установленных по делу обстоятельств к отношениям сторон судом первой инстанции правомерно применен подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124.
По расчету истца, не оспоренному ответчиком, исходя из подлежащего применению алгоритма определения объема оказанных услуг водоотведения, на стороне истца имеется переплата в сумме 3 584 878 руб. 09 коп., которая подлежит взысканию с ответчика на основании статьи 1103 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном применении норм права.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75- 24174/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-24174/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НЭВИ"
Ответчик: МУП ЛЯНТОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ