г. Москва |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А41-58861/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Некоммерческое партнерство "Экологическое международное аудиторское сообщество. сертификация" (ИНН:7705096784, ОГРН: 1107799013904) - Михайлова К.А. представитель по доверенности от 17.07.2018 года,
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "СКАЙВЭЙ" (ИНН: 5047124586, ОГРН: 1115047007921) - Куракин Д.А. представитель по доверенности от 26.07.2019 года,
от третьих лиц: Администрации муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" (ИНН: 5043014695, ОГРН: 1025005604865), Министерства экологии и природопользования Московской области(ИНН: 5018061444, ОГРН: 1025002042009) - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКАЙВЭЙ" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2020 года по делу N А41-58861/19, по заявлению Некоммерческого партнерства"ЭМАССЕРТ" к обществу с ограниченной ответственностью "СКАЙВЭЙ" об обязании предоставить документы,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Экологическое международное аудиторское сообщество. сертификация" (далее НК "Экологическое международное аудиторское сообщество. сертификация", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СКАЙВЭЙ" (далее -ООО"СКАЙВЭЙ", заинтересованное лицо) об обязании представить проектную документацию по объекту "Проект реконструкции и рекультивации полигона "ТКО Лесная".
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2020 года исковые требования удовлетворены ( т. 3 л.д. 55-57).
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "СКАЙВЭЙ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "СКАЙВЕЙ" (далее - "ответчик") является заказчиком проектной документации по объекту "Проект реконструкции и рекультивации полигона "ТКО Лесная" на территории Серпуховского района Московской области, что подтверждается распоряжением главы Серпуховского муниципального района N 65-р от 21.11.2018. Проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы.
К НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. сертификация" обратилась инициативная группа граждан для проведения общественной экологической экспертизы по указанному выше объекту.
Письмом НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. сертификация" от 21.02.2019 исх. N 21/з глава городского округа глава муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" был уведомлен о намерении провести общественную экологическую экспертизу материалов "Проект реконструкции и рекультивации полигона "ТКО Лесная" в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об экологической экспертизе" N 174- ФЗ от 23.11.1995.
В течение семи дней в регистрации заявления отказано не было, что согласно прямому указанию п. 3 ст. 23 указанного закона означает, что данное заявление зарегистрировано в установленном порядке.
В газете "Ока инфо" было опубликовано извещение о проведении истцом общественной экологической экспертизы по указанному выше объекту.
Письмом, подписанным единоличным исполнительным органом истца, Есиной Е.А., направленным ответчику 01.04.2019, указанная проектная документация была запрошена истцом.
Письмом от 28.04.2019 в предоставлении проектной документации было отказано.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Федеральный закон "Об экологической экспертизе", как отмечается в его преамбуле, регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией в выборе объектов экологической экспертизы. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1421-О-О).
В соответствии со статьей 33 Закона об охране окружающей среды в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно статьи 1 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу статьи 3 Закона об экологической экспертизе одним из принципов проведения государственной экологической экспертизы является принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
В соответствии со статьей 4 Закона об экологической экспертизе в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Согласно положениям статьи 20 Закона об экологической экспертизе общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней (пункт 1 статьи 22 Закона об экологической экспертизе).
Пунктом 2 статьи 22 Закона об экологической экспертизе предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.
Пункт 1 статьи 23 Закона об экологической экспертизе предусматривает, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об экологической экспертизе орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона об экологической экспертизе общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 того же федерального закона, а именно:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
- положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, письмом НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" от 21.02.2019 исх. N 21/з глава городского округа глава муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" был уведомлен о намерении провести общественную экологическую экспертизу материалов "Проект реконструкции и рекультивации полигона "ТКО Лесная"" в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об экологической экспертизе" N 174- ФЗ от 23.11.1995.
Письмом, подписанным единоличным исполнительным органом истца, Есиной Е.А., направленным ответчику 01.04.2019, указанная проектная документация была запрошена истцом.
Письмом от 28.04.2019 в предоставлении проектной документации было отказано.
Отказывая в предоставлении проектной документации, ответчик ссылался на то, что Есина Е.А. не вправе действовать от имени истца.
НП "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05 мая 2010 г. за основным государственным номером - 1107799013904).
Согласно п. 3.1 Устава партнерства, основное направление его деятельности осуществляется именно с целью охраны окружающей среды и непосредственно связано с экологическим аудитом.
Согласно п. 3.2.4 Устава предметом деятельности НП "Эмассерт" является содействие улучшению состояния окружающей среды, снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека.
Согласно п. 3.3.9 Устава НП "Эмассерт" выполняет свои задачи посредством реализации проектов и программ экологической безопасности.
Таким образом, партнерство является надлежащим лицом по обращению с заявлением о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации, подготовленной заявителем.
Кроме того, того Есина Е.А. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени НП "Эмассерт", сведения о ней внесены в ЕГРЮЛ и размещены в открытом доступе.
В силу пункта 3 статьи 22 Закона об экологической экспертизе общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном данным Законом порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе.
Данному праву корреспондирует установленная статьей 27 Закона об экологической экспертизе обязанность заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 указанного Закона, согласно которым объектом общественной экологической экспертизы является документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
При этом непредставление документации на экологическую экспертизу, уклонение от представления общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных в соответствии со статьей 30 Закона об экологической экспертизе признаются нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены оспариваемого им судебного акта.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2020 года по делу N А41-58861/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58861/2019
Истец: НП "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ АУДИТОРСКОЕ СООБЩЕСТВО. СЕРТИФИКАЦИЯ"
Ответчик: ООО "СКАЙВЭЙ"
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области, МО "Городской округ Серпухов Московской области" в лице Администрации городского округа Серпухов