г. Хабаровск |
|
29 июня 2020 г. |
А37-2858/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании: представители сторон не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Мякота Алексея Владимировича, Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району
на решение от 23.03.2020
по делу N А37-2858/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по иску Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району (ОГРН 1024900676415, ИНН 4902003656)
к индивидуальному предпринимателю Мякота Алексею Владимировичу (ОГРНИП 310491135000012, ИНН 490910853859)
о взыскании 323 726, 63 руб.
УСТАНОВИЛ:
Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омсукчанскому району (далее - ОМВД России по Омсукчанскому району, истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мякота Алексею Владимировичу (далее - ИП Мякота А.В., ответчик) о взыскании пени за период с 23.09.2017 по 24.12.2017 в размере 199 969, 13 руб., штрафа в размере 123 757, 50 руб., в связи с нарушением обязательств по государственному контракту N 0347100007317000004-1 от 24.07.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту дежурной части Отд МВД России по Омсукчанскому району, находящегося по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 2, в рамках капитального ремонта.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 23.03.2020 с ответчика в пользу истца взысканы пени в размере 199 969, 13 руб., в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, стороны обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами.
ОМВД России по Омсукчанскому району в жалобе просит отменить решение в части отказа во взыскании штрафа и принять новый судебный акт, которым взыскать штраф 123 757, 50 руб. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, не применение части 5 статьи 34 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приводит доводы о нарушении подрядчиком условий контракта, поскольку работы выполнены не в полном объеме и с просрочкой, результат работ не достигнут, поэтому штраф подлежал взысканию.
ИП Мякота А.В. в жалобе просит отменить решение в части и удовлетворить исковые требования в сумме пени 159 975, 31 руб., в остальной части отказать. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права при расчете суммы пени.
Согласно доводам жалобы: стороны уменьшили цену контракта до 1 113 733 руб., однако при расчете пени суд применил первоначальную цену контракта 1 237 575 руб. Так же суд ошибочно применил ключевую ставку Банка России в размере 7, 5 %, вместо ставки 6 %, которая действовала на дату принятия судом решения.
Определениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020, 09.06.2020 апелляционные жалобы приняты к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 25.06.2020 в 12 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Стороны, извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от N 0347100007317000004 (01-ЭА-17) от 06.07.2017 между ОМВД России по Омсукчанскому району (государственный заказчик) и ИП Мякота А.В. (подрядчик) заключен государственный контракт N 0347100007317000004-1 от 24.07.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту дежурной части Отд МВД России по Омсукчанскому району, находящегося по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан, ул. Ленина, д. 2, в рамках капитального ремонта.
По условиям контракта подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту дежурной части в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта (пункт 3.1).
В соответствии с пунктом 3.2 контракта дата начала работ определяется наличием на месте проведения работ необходимого технического персонала, оборудования, материалов, обеспеченных подрядчиком. Так же предусмотрено право подрядчика досрочно выполнить работы, без ущерба для качества и имущественных интересов заказчика.
Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 1 237 575 руб., является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта, и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.2, 2.3 контракта.
Цена контракта включает в себя все расходы, необходимые для выполнения работ, в том числе стоимость материалов и оборудования, услуг по использованию машин и механизмов, рабочей силы, расходы по вывозу строительного мусора, полной уборки помещений, транспортные расходы, накладные расходы, таможенные пошлины, налоги, другие обязательные платежи, а также все прочие расходы, необходимые для выполнения подрядчиком всех обязательств по контракту (пункт 2.3).
В пункте 2.4 контракта определены сроки и порядок оплаты работ, а именно оплата производится по факту выполнения работ, в том числе допускается поэтапная оплата фактически выполненных объёмов работ на основании следующих документов: оригинала счёта (счёта-фактуры) подрядчика на оплату выполненных работ, акта о приёмке выполненных работ (формы N КС-2), подписанного представителями подрядчика и заказчика, справки о стоимости 7 выполненных работ и затрат (формы N КС-3).
Расчёт за выполненные работы производится заказчиком на расчётный счёт подрядчика в течение 30 дней после подписания акта формы N КС -2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), при наличии предельных объёмов финансовых расходов, в соответствии с приказом Минфина России от 21.12. 2015 N 204н.
Пунктом 3.4 контракта установлено, что в случае нарушения подрядчиком срока начала работ заказчик в одностороннем порядке составляет акт (акты) о задержке срока начала работ.
Согласно пункту 12.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 12.3 контракта, в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик уплачивает заказчику неустойку (штраф, пени).
В пункте 12.3.1 контракта стороны установили, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком исполнения обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одна трёхсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по приведённой формуле.
Пунктом 12.3.2 предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, в размере 123 757, 50 руб. (10% от цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей).
Согласно пункту 18.1, контракт считается заключённым с момента размещения его в единой информационной системе и подписания заказчиком.
Контракт действует до 30.10.2017, при этом в случае, если на момент окончания срока действия контракта сторонами не выполнены любые обязательства, контракт продолжает действовать до полного исполнения сторонами взаимных обязательств и проведения окончательных расчётов (пункты 18.2, 18.3 контракта).
Во исполнение условий контракта подрядчик сдал, а заказчик работы по акту о приёме выполненных работ и затрат формы N КС-2 N 1 от 23.09.2017 на общую сумму 281 928 руб.
С учетом условий контракта, работы должны были быть выполнены до 22.09.2017 включительно.
В связи с нарушением сроков выполнения работ заказчик направил подрядчику уведомления N 35/3128 от 24.10.2017, N 35/3128 от 09.11.2017 (получены 01.11.2017 и 09.11.2017, соответственно) о нарушении срока выполнения работ и обязанности уплатить пени в соответствии в пунктом 12.3 контракта с учётом зафиксированных выполненных работ на момент окончания срока работ по контракту.
В последующем, стороны подписали акт формы N КС-2 N 2 от 25.12. 2017, справку о стоимости выполненных работ формы N КС-3 N 2 от 25.12. 2017 (с учётом ранее принятым работам по акту формы КС-2 N 1 от 23.09.2017) в соответствии с которыми подрядчик сдал, а заказчик принял результат работ на сумму 1 113 733 руб.
По выставленному счёту N 88 от 25.11.2017 заказчик оплатил платёжным поручением от 28.12.2017 N 424172 денежные средства за работу в размере 1 113 733 руб.
25.12.2017 стороны подписали соглашение на основании которого расторгли государственный контракт от 24.07.2017 N 0347200007317000004-1 по соглашению сторон с 25.12.2017 и указали, что исходя из фактического объёма исполненных работ цена контракта составляет 1 113 733 руб., соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью контракта, с момента расторжения контракта стороны не считают себя обязанными правами и обязанностям по контракту (пункты 1, 2, 3, 4 соглашения).
В связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ, заказчик обратился к подрядчику претензией от 03.04.2019 N 35/1185 о начислении неустойки (пени) на основании пункта 12.3.1 контракта, а также претензией от 05.08.2019 N 2565 об оплате пени 199 969, 13 руб. и штрафа 123 757, 50 руб., которые оставлен без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Сложившиеся между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) о подряде, общими положениями об исполнении обязательств, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (статья 708 ГК РФ).
По условиям контракта работы подлежали выполнению с срок 60 дней с момента его заключения договора, т.е. до 22.09.2017, однако фактически завершены 25.12.2017,т.е. позже установленного контрактом срока на 93 дня.
По общему правилу, исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Возможность привлечения подрядчика к ответственности в виде неустойки (пени) предусмотрена разделом 12 контракта.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ указанного закона в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила, устанавливающие порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1063, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1063 размер ставки определяется по формуле: С = Сцб x ДП, где: Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Согласно пункту 8 Правил коэффициент К определяется по формуле: К = ДП / ДК x 100%, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Принимая во внимание даты подписания приемосдаточных документов после истечения срока и расторжения контракта соглашением от 25.12.2017 привлечение подрядчика к ответственности по требованию о пени в размере 199 969, 13 руб. за период с 23.09.2019 по 25.12.2017 является правомерным.
Расчет неустойки выполнен в соответствии с приведенными положениями нормативных актов, условий договора о сроках и стоимости выполнения работ.
В апелляционной жалобе ИП Мякота А.В. просит в расчете применить ключевую ставку Банка России равную 6 % на дату принятия судом решения, а также применить новую цену контракта, которая установлена соглашением о расторжении контракта в размере 1 113 733 руб.
Доводы жалобы ответчика не принимаются по следующим основаниям.
В пункте 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор Президиума ВС РФ от 28.06.2017), разъяснено, что в случае разрешения спора в судебном порядке, когда на дату принятия судебного акта обязательство фактически не исполнено, следует учитывать размер ставки на дату вынесения судебного акта.
Таким образом, разъяснения касаются ситуации, когда спорное обязательство на момент рассмотрении дела судом не было исполнено.
Между тем, на момент рассмотрения дела судом, обязательства подрядчика по контракту выполнить капитальный ремонт завершено, о чем сторонами заключено соглашение от 15.12.2017. На указанную дату ключевая ставка Банка России составляла 7, 5 %.
Из дословного текста соглашения и его смысла следует, что государственный контракт N 0347100007317000004-1 от 24.07.2017 между сторонами расторгнут с 25.12.2017 и стороны не считают себя обязанными правами и обязанностями по контракту.
Пунктом 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по общему правилу, если при расторжении договора основное обязательство прекращается, неустойка начисляется до момента прекращения этого обязательства (пункт 4 статьи 329 ГК РФ).
Если при расторжении договора основное обязательство не прекращается (например, при передаче имущества в аренду), сохраняется обязанность должника по возврату полученного имущества кредитору и по внесению соответствующей платы за пользование имуществом, то взысканию подлежат не только установленные договором платежи за пользование имуществом, но и неустойка за просрочку их уплаты.
Если к моменту вынесения решения по спору долг ответчиком уплачен, то в момент окончания исполнения этого денежного обязательства в отношениях сторон наступила определенность по вопросу о размере неустойки, подлежащей уплате в связи с допущенной заказчиком просрочкой оплаты товара (работ, услуг).
Учитывая данные разъяснения и фактические обстоятельства, применение судом при расчете пени ключевой ставки Банка России, действовавшей в момент окончания обязательства выполнить ремонт обоснованно, а также соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2018 N 302-ЭС18-10991.
Применение судом в расчете неустойки цены контракта 1 237 575 руб. правомерно, поскольку данная цена согласована пунктом 2.1 контракта как твёрдая и определялась на весь срок исполнения контракта и в последующем сторонами условия пункта 2.1 контракта не изменялись, в том числе по основаниям, предусмотренными пунктами 2.2, 2.3 контракта.
Таким образом, жалоба ответчика отклоняется.
В части жалобы истца суд руководствуется следующим.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что штраф применяется к подрядчику (исполнителю услуг) за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем предусмотренных контрактом обязательств.
За факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора или его расторжения, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (пункт 36 Обзора Президиума ВС РФ от 28.06.2017).
Как установлено стороны расторгли контракт по соглашению. В данном соглашении отсутствует указание на его расторжение по причине неисполнения обязательств подрядчиком в связи с существенными нарушениями (статья 450 ГК РФ).
Кроме просрочки выполнения работ, которая не оспаривается, истцом в порядке статьи 65 АПК РФ не указаны, какие именно нарушения контракта, имели место со стороны подрядчика.
Доводы жалобы о том, что подрядчик не выполнил весь объем работ не подтверждены документами и совместными актами, в которых могли отражаться объемы не выполненных работ. При этом в соглашении также не указано, что остались не выполненными виды работ и их стоимость, нет этого и в переписке сторон.
В рассматриваемом деле нарушений государственного контракта, помимо просрочки выполнения работ не установлено, обязательства по государственному контракту исполнены, ремонт помещения произведен.
Суд первой инстанции непосредственно исследовал вопрос причин расторжения контракта и согласно материалам и пояснений сторон установил, что контракт расторгнут добровольно сторонами, оплачен согласно выделенным лимитов бюджетных обязательств, причин для начисления штрафа по пункту 12.3.2 не установил.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного доводы жалобы истца являются не обоснованными, обжалуемый судебный акт соответствует нормам права, сделанные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм процессуального права не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ответчика относятся на ответчика, истец от оплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2020 по делу N А37-2858/2019 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2858/2019
Истец: Отд МВД России по Омсукчанскому району, Отдел Министерства внутренних дел России по Омсукчанскому району
Ответчик: ИП Мякота Алексей Владимирович
Третье лицо: ИП Мякота Алексей Владимирович, УМВД России по МО - отдел по борьбе с преступлениями в сфере экономики ОРЧ ЭБ и ПК полиции