г. Чита |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А19-34/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е. А., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2023 года по делу N А19-34/2023 по заявлению Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательского института клинической медицины (ОГРН: 1023801540950, ИНН: 3811052051) к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН: 1023801032034, ИНН: 3800000654),
третьи лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН: 1023801547395, ИНН: 3811028531); Министерство здравоохранения Иркутской области (ОГРН: 1083808001243, ИНН: 3808172327); Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (ОГРН: 1023800004205, ИНН: 3812054728)
о признании недействительными пунктов 1, 2 представления от 14.12.2022 N 34-12-79/22- 7551,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от НИИ Клинической медицины: Разномасцева Т.В. - представитель по доверенности от 27.03.2023, представлен диплом о наличии высшего юридического образования;
от Управления Федерального казначейства по Иркутской области: Ткаченко Т.А. - представитель по доверенности от 10.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования;
от Министерства здравоохранения Иркутской области: Зеленовская А.И. - представитель по доверенности от 23.03.2023; Сидорова М.В. - представитель по доверенности от 11.08.2023 года, представлен диплом о наличии высшего юридического образования;
от Территориального фонда обязательного медицинского образования: Вершинин И.В. - представитель по доверенности от 24.10.2023, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательского институт клинической медицины (далее - заявитель, НИИ клинической медицины) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 представления Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, УФК по Иркутской области, Управление) от 14.12.2022 N 34-12-79/22-7551.
Определениями суда от 07.02.2023, от 28.03.2023, от 18.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области; Министерство здравоохранения Иркутской области; Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 14.12.2022 N 34-12-79/22-7551, как не соответствующие действующему законодательству. Суд обязал УФК по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, начисление и выплата заявителем в 2020 и 2021 годах заработной платы за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которых являлись средства субвенции из федерального фонда ОМС (КБК 394 0909 01К1050930 530) с применением районного коэффициента в размере 1,3, вместо установленного в размере 1,2, привело к неправомерному расходованию средств фонда обязательного медицинского страхования в общей сумме 8 865 098,22 рубля. Денежные средства, полученные заявителем в январе 2021 года на основании предъявленных к оплате страховой организации ООО "СК "Ингострах-М" счета и реестра оказанных медицинских услуг за декабрь 2020 г, включают стоимость медицинской услуги пациенту К. (карта N 338), которая не подтверждена данными учетной медицинской документации.
В материалы дела поступили письменные отзывы, в которых заявитель, Министерство здравоохранения Иркутской области, Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации выводы суда первой инстанции поддержали, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.10.2023.
Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации представителей в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя и представители третьих лиц в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УФК по Иркутской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 06.07.2022 N 618 на основании поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17- 15853 в период: 12.07.2022, с 30.09.2022 по 28.10.2022 в отношении НИИ клинической медицины проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета за период 2020-2021 г.г. (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-BB.000.0003-3400.001).
Результаты проверки отражены в акте от 31.10.2022, согласно которому в ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения НИИ клинической медицины:
1. В нарушение статьи 316 "Районный коэффициент к заработной плате" главы 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 "Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям" Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения", части 1 статьи 30 "Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Главы 5 "Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования" Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктов 2, 3 Методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 462, подпункта 1 пункта 186, подпункта 1 пункта 193 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", пункта 5 глав 5 и 6 "Структура тарифов на оплату медицинской помощи" раздела 3 "Тарифы на оплату медицинской помощи" Тарифных соглашений на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Иркутской области от 27.12.2019 - на 2020 год и от 30.12.2020 - на 2021 год, абзаца 2 разделов V "Финансовое обеспечение программы" Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных постановлениями Правительства Иркутской области от 27.12.2019 N 1133-пп и от 29.12.2020 N 1201-пп, пункта 2 постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", пунктов 5.10 Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N: 53/19, 14/19, 120, пункта N 8.11 Договора от 18.01.2021 N 13 Учреждением в 2020 и 2021 году начислена и выплачена заработная плата за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которых являлись средства субвенции из федерального фонда ОМС (КБК 394 0909 01К1050930 530) с применением районного коэффициента в размере 1,3, вместо установленного - в размере 1,2, что привело к неправомерному расходованию средств фонда обязательного медицинского страхования в общей сумме 8 865 098 руб. 22 коп., в том числе: за 2020 год - 4 334 513 руб. 85 коп., за 2021 год - 4 530 584 руб. 37 коп.;
2. В нарушение части 7 статьи 35, статьи 36, части 5 статьи 15, пункта 3 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пунктов 121, 141 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", пунктов 5.6, 5.8 Договора от 01.01.2019 N 14/19, заключенного между Учреждением и ООО "СК "Ингострах-М", Учреждением предъявлены к оплате страховой организации ООО "СК "Ингострах-М" счет, реестр оказанных медицинских услуг за декабрь 2020 г., включающие стоимость медицинской услуги пациенту К. (карта N 338), оказание которой не подтверждено данными учетной медицинской документации и получены в январе 2021 г. денежные средства, источником финансового обеспечения которых являлись средства субвенции из федерального фонда ОМС (КБК 394 0909 01К1050930 530) в сумме 6 398 руб. 89 коп.;
3. В нарушение части 2 статьи 20 Федерального Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения "I. Общие положения", утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.04.2014 N 258 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования", подпункта 8.19 пункта 8 Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 18.01.2021 N 13, Учреждением в 2021 году допущены нарушения при представлении отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, а именно: стоимостные показатели отчетности заполнялись не в соответствии с бухгалтерским учетом, что привело к искажению отчетности: Сведений о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями (форма N 14-Ф (ОМС) за январь-декабрь 2021 года на 21 091 900 руб. Уточненный отчет с внесенными изменениями отправлен в ТФОМС 26.10.2022.
По итогам проверки НИИ клинической медицины выдано представление, согласно которому УФК по Иркутской области требует:
1. Устранить нарушения, указанные в пунктах 1, 2 представления путем организации взаимодействия со страховыми медицинскими организациями и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области; обеспечить возврат неправомерно израсходованных средств фонда обязательного медицинского страхования, в срок не позднее 30.08.2023.
2. Принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-3 представления, в срок не позднее 30.08.2023.
3. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Иркутской области не позднее 31.08.2023.
Заявитель, не согласившись с пунктами 1, 2 представления от 14.12.2022 N 34-12- 79/22-7551, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы НИИ клинической медицины в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух 7 условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Как следует из материалов дела, предметом проверки явилось осуществление расходов бюджета Территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета за 2020 -2021 годы.
Статьей 10 БК РФ предусмотрено, что бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, которыми согласно статье 144 БК РФ являются бюджеты территориальных фондов ОМС, относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 146 БК РФ в бюджеты территориальных фондов ОМС подлежат зачислению следующие доходы: неналоговые доходы:
доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов ОМС;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС;
межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда ОМС;
межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам ОМС, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в пределах базовой программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно статье 133.2 БК РФ под субвенциями бюджетам территориальных фондов ОМС из бюджета Федерального фонда ОМС понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами (далее - Субвенция из бюджета ФФОМС).
Указанная норма БК РФ коррелирует с нормами, содержащимися в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), согласно которому финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федеральный закон N 326-ФЗ полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС.
В соответствии с частью 4 статьи 133.2 БК РФ субвенции из бюджета ФФОМС, зачисляются в бюджеты территориальных фондов ОМС и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. N 462 утверждены Правила распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил расходование субвенций из бюджета ФФОМС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС и бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 2 Федерального закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона N 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно, части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов ОМС осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ ОМС;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями (далее - СМО);
5) выполнения функций органа управления территориального фонда ОМС.
При этом, согласно статье 37 Федерального закона N 326-ФЗ, право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу договора о финансовом обеспечении ОМС, договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
Типовая форма договора о финансовом обеспечении ОМС, действовавшая до 01.01.2023 г., утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 г. N 1030н.
Согласно предмету договора о финансовом обеспечении ОМС, территориальный фонд ОМС принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности СМО в сфере ОМС, а СМО обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.
Также, пунктом 4.7. договора о финансовом обеспечении ОМС предусмотрена обязанность территориального фонда ОМС по поступившей от СМО соответствующей заявке направлять в СМО целевые средства.
Таким образом, законодатель определил, что СМО получает от территориального фонда ОМС целевые средства, а не средства бюджета территориального фонда ОМС, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС, включая Субвенцию из бюджета ФФОМС.
Кроме того, частью 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в СМО, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства).
Согласно статье 39 Федерального закона N 326-ФЗ в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемого между медицинской организацией, территориальным фондом ОМС и СМО, типовая форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 N 1417н, медицинская организация оказывает медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС, а СМО оплачивает медицинскую помощь по территориальной программе ОМС, оказанную медицинской организацией застрахованному в СМО лицу.
Таким образом, медицинская организация получает от СМО средства за оказанную медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС, а не средства бюджета территориального фонда ОМС, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС, включая субвенцию из бюджета ФФОМС.
В силу статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования, которые медицинская организация в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ обязана использовать в соответствии с программами ОМС.
Также частью 1 статьи 152 БК РФ установлен перечень участников бюджетного процесса, которыми являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Согласно статье 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета), является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Кроме этого, БК РФ дает понятие получателя средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с БК РФ.
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (часть 3 этой же статьи).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля могут являться юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся: юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями; исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 266.1 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля, за определенном исключением, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Пунктом 2.1 статьи 266.1 названного Кодекса установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, может осуществляться Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Федеральное казначейство также на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации осуществляет контроль в соответствии со статьей 269.2 настоящего Кодекса в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
Исходя из анализа норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации, заявитель не является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, и соответственно УФК по ИО не вправе осуществлять в отношении заявителя внутренний государственный финансовый контроль.
С учетом приведенного правового регулирования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в рамках проверки, предметом которой явилось осуществление расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета за 2020-2021 годы, проверка медицинской организации не могла быть проведена, поскольку заявитель не является участником бюджетного процесса, а также не является получателем средств из бюджета территориального фонда ОМС в рамках БК РФ.
Также, исходя из представленного в материалы дела акта выездной проверки МУЗ ДО НИИ Клинической медицины от 31.10.2022, УФК по Иркутской области проводило проверку МУЗ ДО НИИ Клинической медицины по теме - проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Апелляционный суд также как и суд первой инстанции приходит к выводу, что из акта проверки не следует, что Управлением осуществлялась проверка расходов бюджета территориального фонда ОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета, и какие именно. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства получения МУЗ ДО НИИ Клинической медицины межбюджетных трансфертов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводить проверки и ревизии, наделен Федеральный фонд.
Данная норма корреспондируется с положениями ч. 12 п. 7 ст. 34 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ, которой определено правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда. В силу данной нормы контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд, который имеет право проводить соответствующие проверки и ревизии.
Кроме того, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт нецелевого использования МУЗ ДО НИИ Клинической медицины средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности проведения проверки в отношении МУЗ ДО НИИ Клинической медицины и принятия по ее результатам оспариваемого представления.
Относительно выявленных в ходе проверки нарушений судом первой инстанции сделаны правильные выводы, основанные на следующем.
В силу части статьи 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Ограничений законодательством Российской Федерации расходов на заработную плату, начислений на оплату труда Федеральным законом N 326-ФЗ не установлено.
При этом, пунктом 196 Правил ОМС, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 г. N 108н, предусмотрено, что затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются в соответствии с действующей системой оплаты труда.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систем доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 316 ТК РФ определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако до настоящего момента Правительством Российской Федерации соответствующий нормативный правовой акт не принят.
В связи с его отсутствием на территории Иркутской области для определения размера районного коэффициента применяются:
- нормативные акты Союза ССР о размере районного коэффициента,
- Закон Иркутской области от 17.12.2008 N 123-оз "О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, муниципальных учреждений в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 17.12.2008 N 123-оз),
- постановление главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Учитывая, что размеры районного коэффициента к заработной плате установлены не только Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 123-оз, но и постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", которое согласно определению Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1 является нормативным правовым актом трудового законодательства, а районный коэффициент к заработной плате - элементом заработной платы, выплачивать которую в полном размере в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ обязанность работодателя.
Размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в постановлении в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые, в свою очередь, были установлены Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 5 марта 1960 года N 298/8, от 4 сентября 1964 года N 380/П-18, от 20 декабря 1967 года N 533/36, от 30 мая 1985 года N 165/12-85, Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029. Так, Верховный Суд РФ определил не только то, что постановление главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 является нормативным правовым актом, подлежащим применению, но и то, что установленные этим актом размеры коэффициентов не являются повышенными.
Таким образом, обязанность выплачивать районный коэффициент в соответствующем размере к заработной плате своих работников, установлен, в том числе постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9.
Выплаты районного коэффициента к заработной плате работников МУЗ ДО НИИ Клинической медицины в размерах, установленных постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9, в силу указанных выше норм права являются затратами МУЗ ДО НИИ Клинической медицины как работодателя.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" определена необходимость достижения целевых показателей выполнения заработной платы медицинских работников.
При этом, в пояснительных записках к проектам Федеральных законов "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а также "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, содержится информация, что размер субвенции из бюджета ФФОМС обеспечивает сохранение соотношение заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе, при этом на территории Иркутской области заработная плата включает в себя, в том числе районный коэффициент в соответствующем размере к заработной плате, установленный, в том числе постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9.
Соответствующий подход подтверждается письмом Федерального фонда ОМС от 10.01.2023 N 00-10-101-2-06/121, направленным в адрес Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, согласно которому в соответствии с ТК РФ соответствующим работникам устанавливается дополнительный отпуск. При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора. Оплата за счет средств ОМС указанного отпуска, размер которого установлен трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, и превышает установленную ТК РФ минимальную продолжительность данного отпуска, не противоречит законодательству по ОМС.
Порядок расходования субвенции из бюджета ФФОМС предусмотрен статьей 133.2 БК РФ, которой установлено, что распределение субвенции из бюджета ФФОМС осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. N 462 (далее - Методика распределения субвенции).
Согласно Методике распределения субвенции, при определении размера субвенции для территориального фонда ОМС применяется коэффициент дифференциации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
При этом, в расчете коэффициента дифференциации используется либо сумма средневзвешенного районного коэффициента и процентной надбавки, либо коэффициент уровня среднемесячной заработной платы субъекта Российской Федерации, которая включает районный коэффициент к заработной плате в размере, установленном как нормативными правовыми актами Союза ССР, так и Законом Иркутской области от 17.12.2008 N 123-оз и постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9.
Согласно Методике распределения субвенции применению подлежит максимальное значение, т.е. либо то, либо другое значение.
Из Методики распределения субвенции не следует, что коэффициент уровня средневзвешенной заработной платы субъекта Российской Федерации не может применяться для субъектов Российской Федерации, где установлен районный коэффициент к зарплате.
Кроме того, Методика распределения субвенции не только допускает возможность учета районных коэффициентов, отличных от установленных актами Союза ССР, при расчете субвенции, но также и не устанавливают запрета на их применение при расходовании ТФОМС субвенции (в правилах расходования субвенции запрет отсутствует).
Согласно статье 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства ОМС формируются за счет: 1) доходов от уплаты: а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование; б) недоимок по взносам, налоговым платежам; в) начисленных пеней и штрафов; 2) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; 3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 4) доходов от размещения временно свободных средств; 5) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом, обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса на ОМС работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так согласно, статьями 419, 420 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, средства ОМС формируются за счет выплат в пользу физических лиц, в рамках трудовых отношений, в том числе с учетом районного коэффициента, установленного на уровне субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного правового регулирования суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расходование соответствующих средств на выплату заработной платы работникам заявителя с применением районного коэффициента 1,3 является правомерным.
Согласно представлению, ответчик требует устранить нарушение, выразившееся в неправомерном расходовании средств фонда ОМС и осуществить соответствующие бюджетные процедуры в целях обеспечения возврата неправомерно израсходованных средств фонда ОМС.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Учитывая, что медицинская организация не является участником бюджетного процесса, не является получателем средств из бюджета территориального фонда ОМС, а также не осуществляет расходы бюджета территориального фонда ОМС, суд первой инстанции правильно указал на то, что медицинская организация не может нарушить бюджетное законодательство Российской Федерации.
При этом суд отметил, что использование средств, полученных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС не по целевому назначению Управлением не установлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что пункты 1, 2 оспариваемого представления от 14.12.2022 N 34-12-79/22-7551 не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы НИИ клинической медицины в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании и применении норм права, отмечая, что они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 сентября 2023 года по делу N А19-34/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-34/2023
Истец: Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Ответчик: Управление федерального казначейства по Иркутской области
Третье лицо: Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Иркутской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области