г. Саратов |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А12-46064/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Линевский коммунальный комплекс" администрации Линевского городского поселения на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2020 года (мотивировочная часть от 17 февраля 2020 года) по делу N А12-46064/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Калашникова О.И.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Линевский коммунальный комплекс" администрации Линевского городского поселения (Волгоградская область, Жирновский район, р.п. Линево, ул. Калинина, 74, ИНН 3407110309, ОГРН 1083453000850)
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград, ул. им. Огарева, 15, ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488)
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Линевский коммунальный комплекс" администрации Линевского городского поселения обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.11.2019 N 15-327/19-Э о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2020 года суд отказал в удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Линевский коммунальный комплекс" администрации Линевского городского поселения о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.11.2019 N 15-327/19-Э о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 100000 рублей.
Муниципальное унитарное предприятие "Линевский коммунальный комплекс" администрации Линевского городского поселения, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2020 года отменить. Принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования МУП "Линевский коммунальный комплекс" о признании незаконным и отмене постановления N 15-327/19-Э от 08.11.2019 и уменьшении назначенного административного штрафа.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.08.2019 в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора поступило заявление ПАО "Волгоградэнергосбыт" о неисполнении МУП "Линевский коммунальный комплекс" уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии в связи с образовавшейся задолженностью.
По факту данного сообщения в отношении МУП "Линевский коммунальный комплекс" проведена проверка, в ходе которой установлено, что МУП "Линевский коммунальный комплекс" обеспечивает комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства р.п. Линево, удовлетворяет общественные потребности в результате деятельности и в соответствии с п. 2 Приложения к "Правил полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Между ПАО "Волгоградэнергосбыт" и МУП "Линевский коммунальный комплекс" заключен договор энергоснабжения от 02.10.2017 г. N 6031120/18 (Далее - Договор).
Акт согласования технологической и (или) аварийной брони у МУП "Линевский коммунальный комплекс" отсутствует.
В соответствии с п. 12.4. Договора стороны договорились, что сообщения, переданные МУП "Линевский коммунальный комплекс", как в письменной форме, так и по телефону (факсу, E-mail), считываются надлежащим уведомлением (предупреждением) МУП "Линевский коммунальный комплекс" со стороны ПАО "Волгоградэнергосбыт" и его представителей.
Согласно пп.б п.2. Правил ограничение режима потребления вводится при наступлении нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении обязательств по оплате электрической энергии, которое привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения.
Согласно уведомления от 28.05.2019 г. N 120 за период с 31.03.2018 г. по 25.05.2019 г. по договору N 6031120/18 от 02.10.2017 г. МУП "Линевский коммунальный комплекс" не устранил основания для введения режима потребления, т.е. не произведена оплата задолженности в сумме 2 281 359 руб. 17 копейка на 28.05.2019 г. Задолженность подтверждена потребителем.
Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика ПАО "Волгоградэнергосбыт", с которым заключен договор энергоснабжения электрической энергии. В связи с задолженностью по оплате потребителей электроэнергии по договору энергоснабжения 02.10.2017 г. N 6031120/18 были уведомлены 28.05.2019 г. о введении ограничения режима потребления электрической энергии МУП "Линевский коммунальный комплекс" путем вручения уведомления от 28.05.2019 г. N 120 на адрес электронной почты, а также ф. Жирновские МЭС ПАО "Волгоградоблэлектро", уведомлением от 28.05.2019 г. N 22/603-0650 нарочным способом, Красноярский РЭС ПО КЭС ФПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго", уведомлением от 28.05.2019 г. N 22/603-0670 нарочным способом.
В соответствии п.7 Правил МУП "Линевский коммунальный комплекс", в отношении энергопринимающих устройств которого вводится ограничение режима потребления электрической энергии обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, т.е. 09.06.2019 г.
В соответствии с п. 16(1) Правил, МУП "Линевский коммунальный комплекс":
- не представлен в течение 3 дней в ПАО "Волгоградэнергосбыт", ф. Жирновские МЭС ПАО "Волгоградоблэлектро", Красноярский РЭС ПО КЭС ФПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- не выполнены в течение 2 месяцев мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, предусмотренное в случае непредставления утвержденного плана указанных мероприятий, указанный в п. 16 Правил.
- не направлены МУП "Линевский коммунальный комплекс" после выполнения этих мероприятий уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления ПАО "Волгоградэнергосбыт", ф. Жирновские МЭС ПАО "Волгоградоблэлектро", Красноярский РЭС ПО КЭС ФПАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго".
Усмотрев в действиях МУП "Линевский коммунальный комплекс" содержаться признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 01.10.2019 уполномоченное должностное лицо Управления Ростехнадзора составило протокол об административном правонарушении N 15-327/19-Э
08.11.2019 постановлением Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора МУП "Линевский коммунальный комплекс" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина предприятия в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 16.1 Постановления N 10 понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (формы вины), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно абзацу 9 статьи 38 Закона N 35-ФЗ данным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - потребители особой категории).
Соответствующие положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
В частности, ограничения вводятся в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил N 442).
Пунктом 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 16 Правил N 442 установлено, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 16 (1) Правил потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Факт невыполнения предприятием ограничения режима потребления электрической энергии подтвержден материалами дела и по существу заявителем не оспаривается.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения ввиду заключения с ПАО "Волгоградэнергосбыт" 18.11.2019 соглашения о реструктуризации задолженности не может быть принят судом, поскольку соглашение заключено после совершения правонарушения и установления факта его совершения административным органом.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении " к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в данном случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не установил оснований, при наличии которых штраф в рассматриваемом случае может быть уменьшен.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А12-46064/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.М. Степура |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46064/2019
Истец: МУП "ЛИНЕВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС" АДМИНИСТРАЦИИ ЛИНЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"