город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2020 г. |
дело N А32-27071/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: представитель Гавриш Д.В. по доверенности от 17.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.02.2020 по делу N А32-27071/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар"
к администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица: некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГУК-Краснодар" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации МО г. Краснодар о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Адрес жилого помещения |
Период взыскания |
ул.Московская, д. 66, кв.5 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.Московская, д.66, кв.84 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.Московская, д.66, кв.122 |
01.11.2014-31.12.2018 |
ул.Сормовская, д. 108, кв.4а |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.Сормовская, д. 108, кв.88 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.Сормовская, д. 108, кв.89 |
01.03.2018-31.12.2018 |
ул.Рылеева, д.354, кв.15 |
01.03.2018-31.12.2018 |
ул.им.Тургенева, |
01.09.2017- |
д.142, кв.39 |
31.12.2017 |
ул.Аэродромная, д.10/1, кв.50 |
01.08.2017-31.12.2017 |
ул.Трамвайная, д.4, кв.12 |
01.11.2014-23.07.2015 |
ул.Трамвайная, д.4, кв.27 |
01.11.2014-31.12.2018 |
ул.им.Тюляева, д.37/1, кв.96 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул.им.Тюляева, д.37Д, кв.105 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул.им.Тюляева, д.37/1, кв.118 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул. и м.Володарского, д.2а, кв.20 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул.им.Селезнева, д.86/1, кв.50 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул.им.Селезнева, Д.86/1, кв.71 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул.им.Селезнева, Д.86/1, кв.116 |
01.09.2018-31.12.2018 |
ул. Новороссийская, д.178, кв.16 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул. Новороссийская, д.178, кв.31 |
01.01.2016-31.12.2018 |
п.Белозерный, д.20, кв.16 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.им.Тургенева, д. 166, кв.35 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.им.Тургенева, д.166, кв.71 |
01.01.2016-31.12.2018 |
ул.Ставропольская. |
01.12.2018- |
д.222, кв.12 |
31.12.2018 |
ул.Ставропольская, д.222, кв.25 |
01.12.2018-31.12.2018 |
ул.Ставропольская, д.222, кв.34 |
01.12.2018-31.12.2018 |
ул.Леваневского, д. 191, кв. 14 |
01.09.2017-31.12.2018 |
ул. Леваневского, д.191, кв. 116 |
01.09.2017-31.12.2018 |
ул. Промышленная, д 94, кв. 39 |
01.09.2017-31.12.2018 |
С учетом уточнения исковых требований от 13.01.2020 (т. 4 л.д. 113-116), истец просил взыскать с ответчика
Решением суда от 03.02.2020 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал о частичном пропуске истцом срока исковой давности. Также заявитель указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ООО "ГУК-Краснодар" в адрес администрации счетов на оплату. Также, администрация указала на отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора
В судебном заседании представитель истца просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Городская управляющая компания-Краснодар" является управляющей организацией, в управлении которой находятся многоквартирные дома, что подтверждается договорами на управление, содержание и ремонт указанных многоквартирных домов, а именно:
1) ул. Московская, д. 66,
2) ул. Сормовская, д. 108,
3) ул. им. Рылеева, д. 354,
4) ул. им. Леваневского, д. 191,
5) ул. им. Тургенева, д. 142,
6) ул. им. Тюляева, 37/1,
7) ул. им. Володарского, д. 2А,
8) ул. им. Селезнёва, д. 86/1,
9) ул. Новороссийская, д. 178,
10) ул. им. Тургенева, д. 166,
11) ул. Ставропольская, д. 222,
12) ул. Аэродромная, д. 10/1,
13) пос. Белозёрный, д. 20,
14) ул. Трамвайная, д. 4.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник помещения несет бремя содержания данного помещения.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утв. Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
На основании изложенного, судом сделан правильный вывод, что органом местного самоуправления, который в соответствии с положениями статей 2, 16, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 125 и 215 Гражданского кодекса РФ осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда, является администрации муниципального образования город Краснодар. Исходя из изложенного и принимая во внимание, что администрация является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление полномочий, предоставленных Уставом муниципального образования город Краснодар, требования о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт правомерно заявлены ООО "ГУК-Краснодар" к администрации муниципального образования город Краснодар.
Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила)).
В силу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 г. N 1638, опубликована на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 10.02.2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Из материалов дела следует, что фонд капитального ремонта спорного многоквартирного дома изначально формировался на счете регионального оператора. Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцев которого является ООО "ГУК-Краснодар", принято общим собранием собственников помещений в спорных многоквартирных домах, что подтверждается следующим:
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 66 по ул. Московской в г. Краснодаре за исх. N 1 от 19.01.2018;
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 108 по ул. Сормовской в г. Краснодаре за исх. N 2 от 26.11.2017;
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 178 по ул. Новороссийской в г. Краснодаре за исх. N 1 от 04.07.2018;
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 166 по ул. Тургенева в г. Краснодаре за исх. N 2 от 11.07.2018;
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 20 в пос. Белозерном за исх. N б/н от 19.07.2018;
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Трамвайной в г. Краснодаре за исх. N 1 от 08.07.2016.
Согласно положениям статей 154, 158 ЖК РФ денежные средства, уплачиваемые собственниками на капитальный ремонт многоквартирного дома, являются накопительными, вносятся с целью оказания соответствующей услуги в будущем и носят целевой характер. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением (пункт 1 раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года).
Порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов регламентирован статьей 173 ЖК РФ. Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 данной статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 данной статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В пункте 7 указанной статьи закреплено, что при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных ЖК РФ, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что после принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и вступления данного решения в силу региональный оператор обязан перечислить все накопленные им средства на специальный счет, а также передать все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта. При вступлении в силу указанного решения региональный оператор прекращает осуществление функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт на своем счете; выполнение соответствующих обязанностей переходит к лицу, выбранному собственниками на общем собрании.
Заявленная к взысканию по настоящему делу сумма долга образовалась как за период, когда функцию по аккумулированию взносов на капитальный ремонт осуществлял региональный оператор, так и за период, когда контроль за поступлением соответствующих денежных средств на специальный счет осуществляла управляющая организация.
Сведения о том, что в период, когда функцию по формированию фонда капитального ремонта осуществлял региональный оператор, были осуществлены работы по ремонту дома, в материалы дела не представлены, как не представлено ответчиком доказательств погашения за этот период задолженности в предусмотренные законом сроки.
Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд первой инстанции указал, что ООО "ГУК-Краснодар" узнало о сумме задолженности и лице, не исполнившим обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт (администрации муниципального образования город Краснодар) с момента получения информации от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Краснодарского края", что подтверждается письмами от фонда:
17.05.2018 - по многоквартирному дому N 66 по ул. Московской;
03.04.2018 - по многоквартирному дому N 108 по ул. Сормовской;
09.11.2018 - по многоквартирному дому N 178 по ул. Новороссийской;
09.11.2018 - по многоквартирному дому N 166 по ул. им. Тургенева,
09.11.2018 - по многоквартирному дому N 20 в пос. Белозёрном;
28.11.2016 - по многоквартирному дому N 4 по ул. Трамвайной.
Поэтому суд решил, что срок исковой давности для истца начал течь не с момента нарушения ответчиком обязанности по уплате взносов, а с момента информирования об этом самого истца как нового распорядителя средств, вносимых на специальный счет.
При этом суд указал, что данная правовая позиция содержится в решениях этого суда по иным аналогичным спорам, однако не учел следующего.
Из пяти приведенных судом дел по четырем (А32-8191/2018, А32-8184/2018, А32-8155/2018, А32-8182/2018) решения суда первой инстанции обжалованы не были, а сделанные в них правовые выводы основаны на неправильном применении норм материального права, а именно, норм Кодекса об исковой давности, и такие выводы нельзя признать правовой позицией.
По одному делу - N А32-8156/2018 - постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 решение было изменено в связи с тем, что суд, во-первых, неправильно применил при расчете неустойки ключевую ставку Банка России, а во-вторых, ввиду неприменения им норм об истечении срока исковой давности по мотиву, изложенному выше. Постановлением от 29.01.2020 по делу N А32-8156/2018 суд кассационной инстанции выводы апелляционного суда поддержал.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Порядок применения приведенных норм права разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, между собственником помещения в многоквартирном доме и специальной организацией, обеспечивающей принятие данных платежей, возникают обязательственные правоотношения.
Замена кредитора в обязательстве, в том числе в соответствии с нормами о порядке изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов регламентированного статьей 173 ЖК РФ, не прекращает обязательственных отношений сторон.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность исчисления срока исковой давности заново при замене кредитора по обязательствам должника, носящим длящийся периодический характер.
Период взыскания по всем объектам в целом, согласно второму уточнению иска от 13.01. 2020 (т. 5, л.д. 114-116), - с 01.11.2014 по 31.12.2018 (за исключением адреса ул. Трамвайная, д. 4, кв. 27, где период взыскания ограничен более поздней датой 31.08.2019).
Из материалов дела следует, что с настоящим исковым заявлением общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края 11.06.2019 (что подтверждается штампом, проставленным на исковом заявлении сотрудником отдела делопроизводства суда первой инстанции).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно пункту 3 статьи 202 Кодекса течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение претензионного порядка в отношении рассматриваемой категории спора является обязательным. По смыслу указанной нормы соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени.
Как следует из пояснений ответчика и его апелляционной жалобы, соблюдение истцом досудебного порядка им не оспаривается. С учетом вышеуказанных разъяснений, приведенных также и в апелляционной жалобе, по мнению ответчика, истец пропустил срок исковой давности по требованиям за период с 01.11.2014 по 11.05.2016 (т. 6 л.д. 5).
Позицию ответчика в этой части апелляционный суд признает правильной, за указанный период пропуска истцом срока исковой давности в удовлетворении иска надлежит отказать как в части задолженности, так и в части пени, начисленной на эту задолженность.
Поскольку долг насчитывается нарастающим итогом за каждый месяц, а за май 2016 года ответчик обязан был уплатить взносы на капитальный ремонт в срок до 10.06.2016, а эта дата находится в пределах срока исковой давности, задолженность за май подлежит включению в расчет подлежащей удовлетворению части иска.
Таким образом, в пределах срока исковой давности истцом заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01.05.2016 по 31.12.2018 (в отношении адреса ул. Трамвайная, д. 4, кв. 27 - по 31.08.2019).
Апелляционный суд самостоятельно произвел пообъектный расчет, согласно которому общий размер задолженности, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца с учетом пропуска им срока исковой давности, составляет 67 717,79 руб.
При этом вовсе не подлежит взысканию задолженность по объектам:
- ул. Трамвайная, д. 4 кв. 12 (исковой период: 01.11.2014-23.07.2015);
- ул. Промышленная, д. 94, кв. 39 (исковой период: 01.11.2014-08.10.2015).
Истец также просил взыскать пени за период с декабря 2014 года по 31.08.2019 в размере 11 512,06 руб.
Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Ответчиком контрсчёт не представлен.
Ключевая ставка ЦБ РФ 6,25 % годовых применена на день вынесения решения правильно.
С учетом пропущенного истцом срока исковой давности, размер пени, подлежащей взысканию по делу, составляет 6617,51 руб., в этой части решение также надлежит изменить.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя не только плату за коммунальные услуги, но и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Плата должна вноситься либо собственниками, либо, если помещение не используется собственником, лицом, которому помещение передано в пользование на основаниях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с положениями пункта 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, ответчик, являясь собственником жилых помещений в указанных МКД, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают это лицо от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Названными правилами определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме размер платы за содержание и текущий ремонт является одинаковым для всех собственников помещений и не имеет каких-либо исключений, связанных с заключением напрямую договоров с ресурсоснабжающими организациями и установкой индивидуальных систем отопления и др.
Пунктом 33 Правил N 491 предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Из указанных правовых норм следует, что бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников как жилых, так и нежилых помещений, а отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Доводы об отсутствии счетов на оплату несостоятельны, основаны на неверном понимании норм материального права.
Обязанность по оплате за содержание помещений возникает в силу закона, ответчик, являясь главным распорядителем средств муниципального бюджета, имел возможность проявить должную инициативу, и в соответствии с нормами действующего законодательства произвести оплату за собственные помещения. На данный случай нельзя распространить толкование, касающееся федеральных казенных учреждений, которые без соответствующего финансового документа (счета на оплату) не имеют реальной возможности осуществить платеж из выделяемых им бюджетных средств.
Из анализа постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 следует, что расчет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей компании и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещения.
Прочие доводы апелляционной жалобы носят формальный характер, отклоняются апелляционным судом, поскольку правовая позиция относительно легитимации истца по данной категории споров и процессуальное положение администрации как ответчика по ним арбитражной практикой сформирована.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать вынесенным при правильном применении норм материального права.
Решение надлежит изменить, исковые требования удовлетворить в части взыскания с администрации в пользу истца 74 335,30 руб., из них - 67 717,79 руб. задолженности и 6617,51 руб. пени за период с 11.06.2016 по 31.08.2019.
Судебные расходы по делу распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Истец уплатил при подаче иска 2757х2 = 5514 руб. государственной пошлины. По жалобе администрации уплата государственной пошлины не предусмотрена.
При цене иска (с учетом последней редакции исковых требований) 94 902,52 размер государственной пошлины составляет 3796 руб. Из федерального бюджета истцу надлежит возвратить 1718 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Требования удовлетворены на 78,33 %, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 2973 руб. судебных расходов, в остальной части расходы остаются на истце.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2020 по делу N А32-27071/2019 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования город Краснодар в лице Администрации муниципального образования город Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу ООО "ГУК-Краснодар" (ИНН 2311104687) задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 67 717,79 руб., неустойку за период с 11.06.2016 по 31.08.2019 в размере 6617,51 руб., а также 2973 руб. судебных расходов.
В остальной части исковых требований отказать.
Возвратить ООО "ГУК-Краснодар" (ИНН 2311104687) из федерального бюджета 1718 руб. излишне уплаченной государственной пошлины".
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27071/2019
Истец: ООО "ГУК-Краснодар"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования г. Краснодар
Третье лицо: НКО "Фонд капитального ремонта МКД", НКО "Фонд капитаьного ремонта МКД"