г. Владивосток |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А59-5040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 8 имени генерал-лейтенанта В.Г. Асапова г. Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-3070/2020
на решение от 13.03.2020
судьи Горбачевой Т.С.
по делу N А59-5040/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178 ИНН 6501114874)
к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 8 имени генерал - лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500527580 ИНН 6501103858)
о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным представлением сведений индивидуального персонифицированного учета, в размере 141 687 рублей 45 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,: Дурнова Валентина Григорьевна, Климанская Валентина Васильевна, Коблай Ольга Петровна, Титова Елена Васильевна, Вареница Елена Александровна, Бояринова Елена Борисовна, Юрачковская Наталья Владимировна, Маджара Зинаида Александровна, Ушакова Валентина Васильевна, Департамент образования Администрации города Южно-Сахалинска,
при участии: лица, участвующие в деле не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - истец, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 8 имени генерал - лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска (далее - ответчик, учреждение) о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным представлением сведений индивидуального персонифицированного учета, в размере 141 760 рублей 68 копеек с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 16.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дурнова Валентина Григорьевна, Климанская Валентина Васильевна, Коблай Ольга Петровна, Титова Елена Васильевна, Вареница Елена Александровна, Бояринова Елена Борисовна, Юрачковская Наталья Владимировна, Маджара Зинаида Александровна, Ушакова Валентина Васильевна, Департамент образования Администрации города Южно-Сахалинска.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.03.2020 заявленные требования удовлетворены частично: суд взыскал с муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 8 имени генерал - лейтенанта В.Г. Асапова города Южно-Сахалинска в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области ущерб, причиненный несвоевременным представлением сведений индивидуального персонифицированного учета, в размере 28 013 рублей 28 копеек, в остальной части отказал в удовлетворении требований.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает на отсутствие умысла в совершении правонарушения, связанного с несвоевременным представлением отчетности по форме СЗВ-М за март, апрель 2017 года. Ссылается на то, что правонарушение совершено впервые и учреждение является социально значимым, а также, просит учесть, что ответчик самостоятельно выявил ошибку в ранее представленных сведениях и реализовал свое право на исправление недостоверных сведений.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Страхователь представил в пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М в отношении 9 застрахованных лиц за март 2017 года 12.02.2018, то есть с нарушением установленного срока.
В результате несвоевременного представления сведений о факте работы застрахованного лица пенсионным фондом за период с 01.06.2017 по 31.03.2018 произведена переплата пенсии застрахованным лицам по вине работодателя, что отражено в Расчетах переплаты (в пенсионах делах застрахованных лиц).
Общая сумма переплаты согласно уточненному расчету истца составила 141 687 руб. 45 коп. (с учетом удержанной суммы 14 760 руб. 68 коп. в отношении Титовой Е.В.), которая, как считает истец, является ущербом (убытками), нанесенным виновными действиями (бездействием) ответчика истцу.
Истцом ответчику направлено письмо от 25.01.2019 о возмещении переплаты в добровольном порядке, которое получено последним, но до настоящего времени данная сумма не погашена.
При изложенных обстоятельствах пенсионный фонд обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве основания излишней выплаты работающим пенсионера суммы пенсии за период 01.06.2017 по 31.03.2018 истцом указано на представление ответчиком недостоверных сведений в исходной форме СЗВ-М за март 2017 года.
Сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах (работающих пенсионерах) за март 2017 года (тип - "ИСХ") представлены пенсионному фонду 12.02.2018.
Решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении неработающих пенсионеров по состоянию на март 2017 года были приняты пенсионным фондом 01.06.2017 в соответствии положениями части 4 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ, то есть, выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты как неработающим пенсионерам решено производить с 01.06.2017.
В марте 2018 года, то есть в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в феврале 2018 года), были составлены протоколы о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и приняты решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
На дату принятия решений о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) - 01 марта 2017 года пенсионный фонд о факте работы пенсионеров извещен не был.
Вместе с тем, учреждением были направлены формы СЗВ-М за последующие периоды, в частности, 26.06.2017 за май 2017 года с типом формы "ИСХ" на застрахованных лиц (что подтверждается протоколом проверки отчетности страхователя, реестром документов), и обработаны пенсионным фондом 27.06.2017, то есть о факте работы застрахованных лиц пенсионный фонд узнал в июне 2017 года, соответственно, в июле 2017 года должен был принять решение о прекращении выплат, а с августа - прекратить выплаты.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что представленные учреждением сведения по форме СЗВ-М за май 2017 года позволяли Пенсионному фонду осуществить при должном контроле выплату работающим пенсионерам за период с 01.08.2017 по 31.03.2018 без учета повышений. Вместе с тем, в период, когда сведения о работающих пенсионерах уже были переданы страхователем, выплаты размера страховой пенсии в увеличенном размере продолжались.
На основании изложенного суд сделал правильный вывод об отсутствии вины и причинно-следственной связи между несвоевременным представлением учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года и фактами излишнего начисления и необоснованной выплаты работающим пенсионерам страховой пенсии за период с 01.08.2017 по 31.03.2018.
Вина учреждения и причинно-следственная связь между несвоевременным представлением учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года и фактами излишнего начисления и необоснованной выплаты работающим пенсионерам страховой пенсии за период с 01.06.2017 по 31.07.2017 судом установлена и подтверждается материалами дела.
Из представленных в материалы дела расчетов суммы иска по каждому застрахованному лицу общий размер убытков (определенных как разница между выплатами, назначенными по решению, и фактически выплаченными за периоды июнь, июнь 2017 года) составляет 28 013 руб. 28 коп., в частности по застрахованным лицам данные суммы составляют: Дурнова В.Г. - 4701,30 рублей (2 350,65 + 2 350,65), Юрачковская Н.В. - 2 331,10 рублей (1 165,55 + 1 165,55), Маджара З.А. - 4 897,34 рублей (2448,67 + 2448,67), Коблай О.П. - 3 039,3 рублей (1 519,65 + 1 519,65), Бояринова Е.Б. - 3 386,46 рублей (1 693,23 + 1 693,23), Ушакова В.В. - 2 687,40 рублей (1 343,70 + 1 343,70), Климанская В.В. - 4 485,74 рублей (2242,87 + 2242,87), Вареница Е.А. - 2 484,64 рублей (1 242,32 + 1 242,32).
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил требования управления о взыскании убытков в размере 28 013 руб. 28 коп. за период с 01.06.2017 по 31.07.2017.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управление не доказало совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде возмещения ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений за март 2017 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков за период с 01.08.2017 по 31.03.2018.
Ссылка ответчика на то, что в отношении учреждения вынесено решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель 2017 года, штраф оплачен в полном объеме, правонарушение совершено впервые, при отсутствии умысла, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для возмещения ответчиком ущерба, причиненного истцу.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы возлагаются на её заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.03.2020 по делу N А59-5040/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5040/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области
Ответчик: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 8г. Южно-Сахалинска
Третье лицо: Бояринова Елена Борисовна, Вареница Елена Александровна, Департамент образования города Южно-Сахалинска, Дурнова Валентина Григорьевна, Климанская Валентина Васильевна, Коблай Ольга Петровна, Маджара Зинаида Александровна, Титова Елена Васильевна, Ушакова Валентина Васильевна, Юрачковская Наталья Владимировна