город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2020 г. |
дело N А32-60265/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лафер-Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 по делу N А32-60265/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лафер-Юг" к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лафер-Юг" (далее - ООО "Лафер-Юг", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным постановления от 21.11.2019 N 1060/2019 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 постановление Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 21.11.2019 N 1060/2019 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Лафер-Юг" по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и изменить в части размера штрафа, уменьшив его до 100 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2019 административным органом было вынесено постановление о назначении административного наказания N 1060/2019, которым общество было привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения (выполнения) предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований).
Частью 1 статьи 23 Закона N 214-ФЗ установлено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что контролирующий орган направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела и установлено судом, департаментом в адрес ООО "Лафер-Юг" направлено предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 25 июня 2019 года N ГКН-132-ЖЖ, которым предлагалось в установленный срок до 22 августа 2019 года устранить нарушения статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", допущенные при осуществлении деятельности, связанной со строительством многоквартирных домов, а именно разместить в единой информационной системе жилищного строительства по адресу https://наш.дом.рф/, проектную декларацию по объекту строительства "Деловой центр в 240 квартале по ул. Красноармейской, 113 в г. Краснодаре, I очередь".
Документы, подтверждающие исполнение предписания, представить в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края до 22.08.2019.
Предписание от 25.06.2019 N ГКН-132-ЖЖ вручено лично представителю ООО "Лафер-Юг" по доверенности.
ООО "Лафер-Юг" в департамент представлено ходатайство (вх. N 13438 от 21 августа 2019 года) о продлении срока исполнения предписания от 25 июня 2019 года N ГКН-132-ЖЖ с приложением копий документов, подтверждающих меры, принимаемые для исполнения указанного предписания.
По результатам рассмотрения ходатайства и представленных документов, с учетом проводимой застройщиком работы по устранению нарушений требований законодательства в области долевого строительства и принимаемых мер ООО "Лафер-Юг" для исполнения предписания, департаментом принято решение о продлении срока исполнения предписания от 25 июня 2019 года N ГКН-132-ЖЖ до 24 сентября 2019 года.
Однако по состоянию на 24 сентября 2019 года документы, подтверждающие исполнение предписания от 25 июня 2019 года N ГКН-132-ЖЖ, в департамент ООО "Лафер-ЮГ" не представлены, проектная декларация в единой информационной системе жилищного строительства по адресу https://наш.дом.рф/.
На основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27 сентября 2019 года N 157-вдп/2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Лафер-Юг" по вопросу исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 25 июня 2019 года N ГКН-132-ЖЖ.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 24 сентября 2019 года, равно как и на момент окончания проверки ООО "Лафер-Юг" предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 25 июня 2019 года N ГКН-132-ЖЖ не исполнено.
Таким образом, ООО "Лафер-Юг" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В качестве основания для признания незаконным и отмены постановления заявитель указывает на отсутствие возможности исполнить предписание в связи с тем, что для создания личного кабинета в единой информационной системе жилищного строительства по адресу https://наш.дом.рф/ необходимо авторизоваться через портал Госуслуг с использованием подтвержденной учетной записи физического лица. При этом, при регистрации возникли сложности в связи с тем, что директор ООО "Лафер-Юг" является гражданином Республики Беларусь, а также в связи с наложенным судебным приставом исполнителем запретом на совершение регистрационных действий в ЕГРЮЛ. Также, заявитель указывает, что представлял в департамент документы, подтверждающие невозможность произвести регистрацию личного кабинета.
При этом на дату вынесения обжалуемого постановления о назначении административного наказания в департамент поступили письма ООО "Лафер-Юг" от 20 августа 2019 года - ходатайство о продлении срока исполнения предписания и от 24 октября 2019 года. К письму от 20 августа 2019 года были приложены 2 сообщения Портала Госуслуг об ошибке при проверке личных данных от 05 июля 2019 года и об ошибке при создании организации от 16 августа 2019 года.
Каких-либо иных доказательств невозможности осуществить регистрацию личного кабинета застройщика в системе на дату исполнения предписания (до 24 сентября 2019 года) ООО "Лафер-Юг" не было представлено в департамент. Таким образом, на дату вынесения постановления о назначении административного наказания в департаменте отсутствовали сведения, позволяющие установить, что застройщиком предпринимались все необходимые меры для исполнения законного предписания органа осуществляющего государственный контроль (надзор).
Кроме того, на дату вынесения обжалуемого по настоящему делу постановления вступило в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 июля 2019 года по делу N А32-20679/2019, оставленное без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2019 года, которым установлено и наличие обязанности ООО "Лафер-Юг" разместить в единой информационной системе жилищного строительства по адресу https://наш.дом.рф/, проектную декларацию по объекту строительства "Деловой центр в 240 квартале по ул. Красноармейской, 113 в г. Краснодаре, I очередь", но и факт неисполнения указанной обязанности.
Кроме того, по состоянию на 06 февраля 2020 года (по истечении более четырех месяцев со срока исполнения предписания) ООО "Лафер-Юг" не зарегистрировано на единой информационной системе жилищного строительства по адресу https://наш.дом.рф/, проектная декларация не размещена.
Таким образом, изложенные в заявлении доводы ООО "Лафер-Юг" об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения не подтверждаются документально и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Документальные подтверждения причин, не позволивших исполнить предписание 21.11.2019 N 1060/2019, ООО "Лафер-Юг" не представлены.
ООО "Лафер-Юг", являясь лицом, осуществляющим строительство объекта, которому уполномоченным надзорным органом выдано предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ. Имея возможность для исполнения законного предписания контролирующего органа в установленный срок, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
При изложенных обстоятельствах материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения кооператива к требованиям публичного порядка, поскольку общество не признает наличие вины в совершении вменяемого правонарушения.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии основания для снижения назначенного обществу штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстацнии признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае предусмотренное частью 4 статьи 1 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 200 000 рублей не соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания правонарушению, совершенному обществом при названных фактических обстоятельствах, установленных судом, суд счел возможным назначить штраф по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2020 по делу N А32-60265/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-60265/2019
Истец: ООО "Лафер-Юг"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края