30 июня 2020 г. |
Дело N А84-3228/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г., в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2019 года по делу N А84-3228/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный" об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южный" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент), оформленное письмом от 22.05.2019 N ГУ-исх-5280/19, об отказе в определении видов разрешенного использования земельного участка площадью 275 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, площадь Первого Мая, 1, с кадастровым номером 91:01:001008:1433 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N540, код 4.9.1. (объект придорожного сервиса). В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов просит обязать Департамент принять соответствующее распоряжение, определив виды разрешенного использования указанного земельного участка код 4.9.1. (объект придорожного сервиса).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2019 года в удовлетворении требований общества отказано. Суд возвратил заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 3000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу и уточнения к ней, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2019 года, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что определение вида разрешенного использования земельного участка не является изменением разрешенного использования земельного участка.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.04.2019 общество обратилось в Департамент с заявление (N ГУ-6182/19) об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка с кадастровым номером 91:01:001008:1433, в котором просило определить вид разрешенного использования "объект придорожного сервиса код 4.9.1".
22.05.2019 Департамент направил в адрес заявителя письмо за исх. N ГУисх-5280/19, в котором указал, что определение вида разрешенного использования земельного участка не является изменением вида разрешенного использования, которое осуществляется Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом и Временным порядком изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя.
Полагая, что указанное письмо с отказом в определении вида разрешенного использования земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что изменение вида разрешенного использования земельного участка отнесено к компетенции Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, на что правомерно указано в обжалуемом решении в связи с чем, решение принято Департаментом в соответствии с требованиями законодательства.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество является собственником объекта недвижимости - приватизированного нежилого торгового здания, расположенного на земельном участке площадью 275 кв.м по пл. Первого Мая, 1 в г. Севастополе с целевым назначением: земли населенных пунктов для розничной торговли и коммерческих услуг.
Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, находится в пользовании общества на основании договор аренды земли от 11.12.2001, заключенного между Севастопольской городской государственной администрацией и обществом, сроком действия до 01.03.2031.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее по тексту - Порядок N 228), регламентирующий процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Согласно пункта 4 Порядка N 228 виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Согласно кадастровой выписке от 18.04.2018 о земельном участке с кадастровым номером 91:01:001008:1433 разрешенным использованием указано "для обслуживания торгового здания". Сведения об объекте имеют статус ранее учтенных.
Таким образом, судом установлено, что вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:01:001008:1433 Департаментом в соответствии с Порядком N 228 не устанавливался.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 228 виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок; градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя (пункт 5 Порядка N 228).
С целью получения сведений относительно видов функционального использования земельного участка, определенных градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", нахождения земельного участка в пределах территории, включенной в Генеральный план города Севастополя и детальные планы территории, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу вышеуказанного федерального конституционного закона, уполномоченный орган направляет запрос в исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении соответствующего заключения (пункт 8 Порядка N 228).
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 228 в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка, уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка и направляет копию указанного решения заявителю;
2) возвращает заявление и прилагаемые к нему документы заявителю с письменным обоснованием отказа в удовлетворении заявления.
Как следует из оспариваемого решения Департамента, обществу отказано в определении категории земель и на основании пп. 1, 2 п. 10 Порядка N 228, заявление и приложенные к нему документы возвращены заявителю.
При этом в обоснование отказа в удовлетворении заявления указано, что Департамент считает возможным определение вида разрешенного использования земельного участка в случае поступления заявления с испрашиваемым видом разрешенного использования "Магазины код 4.4".
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства направления соответствующего запроса в исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении соответствующего заключения с указанием всех допустимых в соответствии с градостроительной документацией видов функционального использования земельного участка и соответствующих им видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в связи с чем апелляционная коллегия пришла к выводу, что Департаментом в нарушение процедуры, установленной пунктом 5 Порядка N 228, такое заключение не рассматривалось, вид разрешенного использования, надлежащим образом не определенный, предложен на собственное усмотрение путем соотнесения с классификатором.
Учитывая изложенные обстоятельства, оспариваемое решение Департамента является необоснованным, не соответствующим нормам Порядка N 228 и нарушающим права и законные интересы общества, вследствие чего апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение - отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований общества поскольку судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) - незаконными возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При этом в силу особенностей рассмотрения споров в порядке главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав и может самостоятельно сформулировать соответствующий способ с учетом действующего законодательства и установленных им фактических обстоятельств по делу; применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что в данном случае, с учетом установленных по делу обстоятельств, соразмерным способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя будет являться возложение на Департамент обязанности рассмотреть заявление общества, поданное 19.04.2019 N ГУ-6182/19, в соответствии с пунктом 5 Порядка N 228.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Департамента в пользу заявителя в сумме 4 500 руб. (3 000 руб. - за подачу заявления в суд первой инстанции, 1 500 руб. - за подачу апелляционной жалобы).
В части возврата обществу из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 300,00 руб. решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2019 года является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2019 года по делу N А84-3228/2019 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Южный" удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 22.05.2019 исх. N ГУ-исх-5280/19.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Южный", поданное 19.04.2019 N ГУ-6182/19, в соответствии с пунктом 5 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Южный" 4 500,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд заявления и апелляционной жалобы.
В части возврата обществу с ограниченной ответственностью "Южный" из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 300,00 руб. решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 ноября 2019 года оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3228/2019
Истец: ООО "Южный"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4333/19
30.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4333/19
07.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3228/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3228/19